Министерство просвещения Российской Федерации
Чувашский государственный педагогический
университет им. И. Я. Яковлева

Раҫҫей Федерацийĕн ҫут ĕҫ министертстви
И.Я. Яковлев ячĕллĕ Чăваш патшалăх
педагогика университечĕ
Контактная информация:
тел. (8352) 22-21-47
г. Чебоксары, ул. К. Маркса, 38
Войти Регистрация
Закрыть
Логин:
Пароль: (Забыли?)
Войти через OpenID
Новости

Сведения об образовательной организации

Технопарк универсальных педагогических компетенций «Учитель будущего поколения России»

Доступная среда: Условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья Факультеты Общеуниверситетские кафедры История ЧГПУ

Довузовская подготовка

Образовательная деятельность

Центр дополнительного образования

Национальный проект «Наука и университеты»

Наука и инновации

Научная библиотека

Воспитательная деятельность

Отчеты Центр «ИПСО» Центр добровольной сертификации педагогических кадров

Профсоюзная организация работников

Профсоюзная организация обучающихся Охрана труда Санаторий-профилакторий «Мечта» Cтоловая «Сарпике» Агробиологическая станция Контакты/Телефонный справочник Реквизиты ЧГПУ им. И.Я. Яковлева Брендбук ЧГПУ им. И.Я. Яковлева Архив баннеров Часто задаваемые вопросы Анкета обратной связи
Министерство просвещения Российской Федерации

объясняем.рф

Технопарк Министерство просвещения Российской Федерации

Российский союз ректоров

Российский союз проректоров

Совет проректоров

УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ СТУДЕНТОВ

Партнеры ЧГПУ





Портал государственных услуг Российской Федерации

Комплексная безопасноть
» Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
» Архивы
Апрель 2024 (67)
Март 2024 (103)
Февраль 2024 (73)
Январь 2024 (43)
Декабрь 2023 (55)
Ноябрь 2023 (104)
» Контакты
Главный корпус ЧГПУ

Адрес: 428000, Чувашская Республика, г. Чебоксары,
ул. К. Маркса, 38
Карта проезда

Телефон приемной ректора:
(8352) 22-21-47
E-mail: rektorat@chgpu.edu.ru
Отдел по связям
с общественностью


Адрес: г. Чебоксары,
ул. К. Маркса, 38 (каб. 103)
Карта проезда

Тел.: (8352) 22-28-85
E-mail: chgpu21@mail.ru
Отправить сообщение

Главная страница » СМИ о нас » Владимир ИВАНОВ: «Роль педуниверситета в системе образования — самая ключевая!»
Владимир ИВАНОВ: «Роль педуниверситета в системе образования — самая ключевая!»
Владимир ИВАНОВ: «Роль педуниверситета в системе образования — самая ключевая!»Об итогах приемной кампании-2022, проблемах высшего педагогического образования мы поговорили с ректором Чувашского государственного педагогического университета имени И.Я. Яковлева, доктором педагогических наук, профессором Владимиром ИВАНОВЫМ.

Владимир Николаевич, каковы итоги приемной кампании-2022? Чем она запомнится вам?
— Прежде всего, стало больше бюджетных мест: в этом году 800 человек получили возможность учиться бесплатно. За последние два года — плюс 60 мест. Это довольно-таки много для такого небольшого вуза, как наш. Значит, у выпускников школ появилось больше шансов получить качественное высшее образование у себя на родине.
Растет и средний балл абитуриентов — 65-67 баллов по трем предметам. Но при этом, к сожалению, выпускников школ с каждым годом становится все меньше. Эта тенденция характерна для многих вузов. Несмотря на то, что мы два года жили в условиях коронавируса, и существовали определенные ограничения, дистанционные формы занятий, все-таки мотивация и образовательный уровень выпускников школ сильно не пострадали. Это я хотел бы отметить как достоинство системы образования Чувашской Республики. Обеспечить подготовку учеников в условиях ограниченных контактов, взаимодействуя при этом с родителями, и не уронить качество образования, считаю, это — позитивный, характеризующий как раз прием этого года, результат.

Как правило, выпускники стремятся попасть на бюджетные места. Однако в этом году, как отметили эксперты, многие вузы не смогли заполнить бюджет. У них прием продолжался вплоть до начала учебного года…
— Есть такая тема. И начать ее я хочу издалека, с возникшей угрозы в связи со старением педагогических кадров. Это первое. Очень заметна стала разбалансировка демографической ситуации в районах. Допустим, в Шумерлинском районе всего, по-моему, 800 учеников — это одна маленькая школа. И что характерно, в муниципалитетах, вместе с уменьшением количества обучающихся ухудшается и качество подготовки по математике, физике. Если выпускников 11-х классов, которые выбрали физику, в позапрошлом году было 33%, то в этом — 27. То есть чем меньше выбирают физику, тем труднее закрыть бюджетные места в вузе на инженерные и физико-математические направления. Не закрываются те места, где, казалось бы, потребность очень большая — нужны учителя физики, нужны инженеры, программисты, а количество одиннадцатиклассников, сдающих физику, резко уменьшилось. Это стало системной проблемой. Ее надо решать, а начинать надо с десятого, девятого классов.
И проблема эта больше относится к школе?
— Здесь нужна совместная работа администраций районов, школ и вузов, чтобы обеспечить подготовку будущих учителей по таким сложным предметам, как математика, физика, информатика, химия, биология. Если в школе не будет хотя бы по одному учителю-предметнику высшей квалификации, то школа из года в год будет терять в качестве подготовки учащихся. А теряя в качестве подготовки, ребята, соответственно, не придут в вуз и не вернутся потом на работу в школу. Это взаимосвязано. Здесь, как в той проблеме, что появилось первым — курица или яйцо, — невозможно разорвать и сказать: вот отсюда начнем.
В этом году у нас на физику выделено 15 бюджетных мест, из них только шесть заняли ребята из Чувашии. Вот и представьте, через пять лет в школу пойдут, в лучшем случае, пятеро. Что такое пять человек на всю республику?
Это даже не капля…
— Это вообще ни о чем! Или другой пример: в некоторых школах физику сегодня преподают студенты 4-5-х курсов. Что хочу заметить: хорошо учиться и в то же время работать — это очень сложно, по себе знаю. Но самое главное другое. Гимназия № 5, лицеи № 2 и № 3 — это наши самые сильные школы физико-математического цикла. Лицей № 3 всегда был величиной. А среди учителей физики — наши студенты-пятикурсники. И кого мы выпустим в итоге из школы?
И еще. Куда уезжают выпускники этих школ? В Петербург, Москву и так далее. А устраиваются они потом в различных фирмах, выезжают за границу. Такая система губит подготовку кадров высокой квалификации для республики.
А какие специальности оказались наиболее востребованными?
— Правоведение и иностранные языки. То есть вся проблема в нас самих, в наших детях. О чем это говорит? О том, что мы готовим кадры, которые не заполняют ключевые потребности нашего образования, экономики, что предпочтения части абитуриентов и их родителей во многом отражают вчерашний день.
Но выход из ситуации есть. В своем докладе на августовской конференции министр образования республики Дмитрий Захаров акцентировал внимание на целевом обучении. То есть вместе со школой будем готовить того специалиста, который ей нужен. И к тому же механизм целевого обучения очень простой.
В августе к нам приходили директора школ. Был поднят вопрос об острой нехватке учителей иностранного языка. И мы пришли к выводу, что сопровождение требуемых специалистов нужно начинать еще во время их учебы в вузе: встречаться с ними, заключать соглашения, во время учебы приглашать их на практику, мотивировать стипендией. И мне кажется, это даст больший результат, чем существующая практика привлечения к работе третьекурсников.
Тем не менее, новый учебный год Чувашия начала при нехватке 260 учителей. Самыми проблемными предметами стали: математика — 37 вакансий, иностранный язык — 35, русский язык и литература — 29, физика — 15, физкультура — 14…
— Ну вам дали статистику еще очень оптимистическую… Эти вакансии, конечно же, закроют, пригласив пенсионеров и повысив нагрузку до полутора ставок, двух или почти трех. Но закрыв вакансию внутри сегодня, это еще не означает решить кадровый вопрос. И потом, понятно, зарплата очень маленькая. Ну не хотят наши студенты оставаться в родных краях на эту зарплату…
В целом, как вы оцениваете приемную кампанию этого года?
— Оценил бы как удачную. Студенты приступили к учебе по своим программам. Однако жизнь ставит перед нами немало других вопросов. Я уже привел пример по физикам. Такая же проблема с учителями начальных классов, которых тоже не хватает. И здесь я очень надеюсь на тесное взаимодействие с Министерством образования, со школами.
С другой стороны, можно вернуть в систему образования тех, кто уже имеет диплом. У нас же огромное количество людей с дипломами педвузов.
Никак не привлечем, кроме как не заинтересовав…
— Заинтересовать и дать возможность прийти хотя бы ради ребенка. Такие примеры есть, кстати. К нам поступают на заочную форму обучения, в том числе и на магистерские программы, родители, которые или хотят обучить своего ребенка, или испытывают проблемы со своими дочкой или сыном, или поступают на работу в детский сад и школу ради своего ребенка.
У вас в главном учебном корпусе сейчас идут масштабные ремонтные работы…
— В прошлом году начали. Где-то к 1 ноября мы этот корпус запустим. Ремонтируем не только главный, но и пятый корпус. Делаем большие поточные аудитории, лаборатории. Готовим также помещения для проведения демоэкзамена, который я вижу как основной инструмент измерения качества подготовки учителей. Знания выпускника — это не только его оценки в дипломе. Мы должны оценивать практическую готовность учителя к школе. Студент, получая диплом, на выходе пусть покажет, как он умеет работать в роли учителя.
И вот эту систему со следующего года шаг за шагом будем внедрять у себя. То есть сначала — промежуточная аттестация. Третий курс окончил — должен показать, чему научился. Четвертый окончил — должен показать, что изменилось у тебя, стало ли лучше.
Этот механизм достаточно объективен — там работают эксперты. И тут ничего не скроешь, все перед глазами: конкретные задания, конкретные виды деятельности. А студент заинтересован показать лучший результат.
Недавно вы открыли технопарк. Какие педагогические технологии студенты будут осваивать в нем?
— Не только наши студенты, но и школьные учителя. Кроме демоэкзамена задействуем возможности искусственного интеллекта. С его помощью учителя начальных классов смогут использовать в ходе игр с детьми современные технологии. Ребенок, который умеет мыслить, проектировать, программировать, да еще и собирать модели своими руками, повзрослев, точно станет другим.
В наше с вами советское время, когда мы поступали в вуз, студентами становились 30% выпускников школ, а сейчас — почти 70. И тем не менее учителей в школах не хватает. Может нам стоит вернуться к советскому прошлому — распределительному трудоустройству?
— Наверное, в том формате, как было тогда, это невозможно. На мой взгляд, сейчас нужна мотивация не только жестко заставлять «иди, работай», а еще должна быть внутренняя потребность, подкрепленная ресурсами. Здесь могут быть не только деньги. Наши выпускники идут в школу, прекрасно зная, что там маленькая зарплата.
Вот, например, студентка факультета иностранных языков Мария Васильева из города Ядрина. Она с третьего курса работает в одной из школ Ядринского района и смело говорит: «По окончании вуза я обязательно продолжу работать в сельской школе, а дальше жизнь подскажет!»
Или же другой пример. Первого сентября на торжественное мероприятие мы пригласили нашу выпускницу, учительницу математики и технологии Чагасьской средней школы Канашского района Татьяну Ивановну Семенову. Ее дочь Юлия в этом году поступила на физико-математический факультет, имея аттестат с отличием. То есть уже зарождается учительская династия. Радует, что педагог посоветовала дочери свою альма-матер в качестве основы для получения высшего образования.
И в завершение нашей беседы хотелось бы узнать, какие направления деятельности для вас и всего коллектива будут приоритетными лет через 5-10? Каким вы видите свой университет в формате новой национальной системы высшего образования?
— Мы все убедились в том, что четырех лет недостаточно для полноценного формирования у молодых людей знаний и компетенций. Но в то же время, формируя новую систему, нельзя лишать их единой возможности поступления в любой вуз России. И здесь хочу вернуться к тому, что в будущем наше образование можно поднять, только повышая качество подготовки будущего учителя, его профессионализм. Можно построить новую школу, оснастить ее, но это не повлияет на качество. Если в школе не будет учителя, обладающего технологиями и умеющего преподавать, то нельзя обеспечить высокий уровень обучения.
Мы же всегда говорим — доступность и качество. Да, детские сады построили, школу построим, но если там некому будет учить, точно зря потрачены деньги! Поэтому в подготовку учителя надо вкладывать сейчас! Только тогда мы повлияем на уровень знаний наших учеников.
Уверен, будущее педагогическое образование станет технологичным. Вот почему мы учим своих преподавателей новым методикам и технологиям. В этом году большое количество преподавателей повысили свою квалификацию в Москве, восемь человек стали доцентами, в процессе — подготовка докторских диссертаций. Вкладываемся в свой основной потенциал — в людей, чтобы они затем транслировали свои знания студентам. Поэтому хочу отметить: роль педуниверситета в системе образования — самая ключевая!

Беседовал Николай Галкин

Газета "Советская Чувашия", 14 сентября 2022
РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ  ОБЩЕРОССИЙСКИЙ ПРОФСОЮЗ ОБРАЗОВАНИЯ  Министерство науки и высшего образования Российской Федерации  Министерство просвещения Российской Федерации  Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики

Министерство просвещения Российской Федерации