ЛИТЕРАТУРА В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО И СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА


Абашева Диана Владимировна, доктор филологических наук, профессор - руководитель научной школы

 

Состав научной школы:

  • 1 доктор филологических наук, 8 кандидатов филологических наук, 3 аспиранта

ЛИТЕРАТУРА В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО И СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Основные направления работы:

10.01.01 Русская литература,

10.01.09 Фольклористика

Направление научных интересов представителей школы – фольклор и литература как феномены культуры. Среди вопросов, которые разрабатываются преподавателями и аспирантами – системное изучение литературы и фольклора, духовных традиций в историко-типологическом и жанрово-индивидуальном направлениях, взаимосвязи и взаимовлияния русского и чувашского фольклора, фольклора и других гуманитарных направлений. Основные научные интересы связаны с проблемами истории фольклористики и фольклоризмом литературы, изучением литературы в контексте традиционной духовности, исследованием    преемственных связей и новаторства как внутри литературного процесса, так и в интеграционных связях с различными областями культуры (фольклором, православной традицией, живописью, музыкой и т. п.) в сопряженности с историческими этапами художественного развития человечества.

Значимым результатом работы научной школы стала изданная коллективная монография «Образ народной культуры в литературе». В ней рассматривается художественное воплощение образа народной культуры в творческой практике русских писателей XI – XXI веков. Объектом исследования явились малоизученные сочинения О.М. Сомова, Н.М. Языкова, В.И. Даля, Д.П. Ознобишина, А.Н. Майкова, С.В. Максимова, Л.А. Мея, Н.Н. Туроверова, А.М. Шаронова. Изучение произведения в контексте традиционной духовности показывает ценностные схождения, нравственные точки, соединяющие и разъединяющие культуры разных народов, и изменения, происходящие в литературе в каждую новую эпоху, по-своему осваивающую традиции. Исследование образов мира и человека в обозначенном ракурсе позволяет представить и модель мира, и историко-культурный процесс, запечатленный разными типами сознания, увидеть развитие духовного потенциала людей. Данный подход к изучению литературного произведения выводит и к проблеме интеграции литературоведения.

 

Контактная информация:

Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, г. Чебоксары, Президентский бульвар, д. 19-А, каб. 300, 22-63-50, abasheva.diana@yandex.ru