29 октября в формате видеоконференции прошло заседание круглого стола «Этнопедагогика в контексте межкультурной коммуникации: актуализация научного наследия Г.Н. Волкова». Данное мероприятие стало традиционным и организуется НИИ этнопедагогики в канун дня рождения академика Г.Н. Волкова.
Круглый стол был организован с целью обсуждения результатов научно-исследовательской, методической деятельности ученых-педагогов и педагогической общественности, обмена педагогическим и научным опытом, координации деятельности ученых-этнопедагогов.
В работе круглого стола приняли участие ученые из образовательных учреждений и вузов городов Чебоксары (ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, ЧГИКИ, ЧРИО, ЧГУ имени И.Н. Ульянова, СОШ № 62 имени Г.Н. Волкова), Элиста (КалмГУ имени Б.Б. Городовикова), Горно-Алтайск (Горно-Алтайсикй госуниверситет), Якутск (Арктический ГИКИ), Сургут (Сургутский госпедуниверситет), Грозный (Чеченский госпедуниверситет), Курск (КГУ), Нур-Султан (Университет Туран-Астана, Республика Казахстан).
Работу открыл ректор
В.Н. Иванов, он отметил значимость проводимой встречи для педагогической общественности не только Чувашии, но и многих других регионов, где сегодня в практике воплощаются идеи и разработки основателя этнопедагогики Г.Н. Волкова.
Тематические направления круглого стола: В двадцатом веке и в двухсотом – Учитель вечен на земле (
Г.Д. Баубекова, доктор педагогических наук, профессор Университета Туран-Астана (г. Нур-Султан, Республика Казахстан).
Реализация духовно-нравственного потенциала личности на основе этнопедагогической концепции Г.Н. Волкова (
А.Б. Панькин, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики Калмыцкого государственного университета им. Б.Б. Городовикова (г. Элиста).
Научная школа Геннадия Никандровича Волкова "Этнопедагогическое образование» (
М.Г. Харитонов, доктор педагогических наук, профессор, декан психолого-педагогического факультета Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева (г. Чебоксары).
Отражение этнокультурных ценностей чувашского народа в поэзии М. Волковой (
О.В. Скворцова, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского и чувашского языков Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева (г. Чебоксары).
Развитие у обучающихся системного мышления в контексте технологических знаний и этноэстетических ценностей (
Г.А. Никитин, кандидат педагогических наук, профессор кафедры инженерно-педагогических технологий Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева, старший научный сотрудник НИИ этнопедагогики имени академика РАО Г.Н. Волкова (г. Чебоксары).
Академик Г. Н. Волков в моей научной жизни (
Т.С. Сергеев, доктор исторических наук, профессор, старший научный сотрудник НИИ этнопедагогики имени академика РАО Г.Н. Волкова (г. Чебоксары).
Приобщение детей и подростков с ОВЗ к элементам национальной культуры через тактильные книги, посвященные Г.Н. Волкову (
С.В. Велиева, кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной, педагогической и специальной психологии Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева (г. Чебоксары).
В рамках проведенной встречи была организована презентация 1-го и 2-го томов «Избранных сочинений» Г. Н. Волкова: Волков Г. Н. Избранные сочинения : в 7 т. Т. 1 : Чувашская этнопедагогика / отв. ред. С. Л. Михеева. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2019. – 399 с.; Волков Г. Н. Избранные сочинения : в 7 т. Т. 2 : Этнопедагогическая пансофия / отв. ред. С. Л. Михеева. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2019. – 528 с.
Основными итогами круглого стола можно считать:– организацию обмена опытом и распространение положительных результатов работы педагогов и образовательных учреждений;
– презентацию научных и практических достижений участников круглого стола в области этнопедагогики;
– обсуждение актуальных проблем и перспективных направлений в развитии этнопедагогического образования;
– установление новых контактов для сотрудничества и продвижения научных исследований в области этнопедагогики и ее функционирования в условиях этнического многообразия в современном образовательном пространстве.