Вопросы законодательного обеспечения инклюзивного образования обсудили в Комитете Совета Федерации по науке, образованию и культуре


Вопросы законодательного обеспечения инклюзивного образования обсудили в Комитете Совета Федерации по науке, образованию и культуре20 ноября 2014 года в Комитете Совета Федерации по науке, образованию и культуре состоялся «круглый стол» по вопросам законодательного обеспечения инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Одним из инициаторов проведения этого «круглого стола» была наш сенатор Г.Г. Николаева, которая специально изучила инклюзивное образовательное пространство не только Чувашии, но и других регионов России.
По приглашению Председателя Комитета в заседании приняла участие декан факультета дошкольной и коррекционной педагогики и психологии Г. П. Захарова. Она отметила, что с принятием Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы и Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» создались дополнительные возможности для обеспечения реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья на образование. Однако есть проблемы, которые требуют нормативно-правового регулирования. В целом, эти проблемы связаны с обеспечением специальных условий – финансовых, кадровых, материально-технических, психолого-педагогических, требований к предметно-пространственной развивающей образовательной среде, которые позволят сделать пребывание ребенка с ограниченными возможностями здоровья и ребенка-инвалида в образовательном учреждении комфортным. Особое внимание Галина Павловна обратила на отсутствие в регионах системы ранней комплексной помощи, недостаточное межведомственное взаимодействие по организации раннего выявления и организации комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям, что в перспективе позволило бы сформировать государственный заказ на создание оптимальных условий их образования. Вместе с тем, все еще недостаточно развита система прогнозирования потребности в специалистах, которые будут востребованы в связи с новыми достижениями фундаментальной науки (по объему и профилям специального (дефектологического) образования), с учетом реальных запросов рынка труда и тенденций развития инклюзивного образования.
В соответствии с новым Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» требуется разработка новых подходов к организации профессионального обучения и профессионального образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ст.79, п.8). В этом контексте Галина Павловна предложила развивать систему сетевого непрерывного педагогического образования, отвечающего потребностям инклюзивного образования по компетенциям и квалификациям, на основе внедрения модульных адаптированных образовательных программ дифференцированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, способствующих углублению практической направленности подготовки педагогических кадров.
Таким образом, развитие инклюзивного образования должно осуществляться постепенно, по мере реализации комплекса специальных условий, обеспечивающих доступность и качество образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Вопросы законодательного обеспечения инклюзивного образования обсудили в Комитете Совета Федерации по науке, образованию и культуреВопросы законодательного обеспечения инклюзивного образования обсудили в Комитете Совета Федерации по науке, образованию и культуреВопросы законодательного обеспечения инклюзивного образования обсудили в Комитете Совета Федерации по науке, образованию и культуреВопросы законодательного обеспечения инклюзивного образования обсудили в Комитете Совета Федерации по науке, образованию и культуреВопросы законодательного обеспечения инклюзивного образования обсудили в Комитете Совета Федерации по науке, образованию и культуре


Фото из архива Г.П. Захаровой