Педагог ЧГПУ - участник Международного Конгресса практиков инклюзивного образования


Педагог ЧГПУ - участник Международного Конгресса практиков инклюзивного образования15-17 февраля в г. Казани состоялся Международный Конгресс практиков инклюзивного образования, приуроченный к 20-летию обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в Университете управления "ТИСБИ". Конгресс объединил свыше 250-ти ученых, педагогов, дефектологов, психологов, представителей общественных организаций, людей с ОВЗ из 28 городов России, также из Великобритании, Германии, США, Франции. В Конгрессе приняла участие старший преподаватель кафедры коррекционной педагогики ФДиКПиП ЧГПУ им. И.Я. Яковлева Федотова Анастасия Евгеньевна.
На пленарном заседании Конгресса прозвучало видеообращение заместителя министра образования и науки России Вениамина Каганова, который сделал акцент на создании новых образовательных стандартов для детей с инвалидностью. Тему инклюзии продолжили министр образования и науки Республики Татарстан Энгель Фаттахов и министр труда, занятости и социальной защиты республики Эльмира Зарипова. Идею создания в России специальных ресурсных центров в области профессионального инклюзивного образования описал первый заместитель председателя Комитета по образованию Госдумы РФ Олег Смолин. Он выразил мнение, что инклюзивное и коррекционное образование должны сосуществовать вместе. «Коррекционные учебные заведения могли бы стать ресурсными центрами инклюзивного образования, потому что там есть подготовленные педагоги. И одно из ключевых направлений таких центров – это наш человеческий потенциал. К счастью, у нас есть много талантливых специалистов из числа людей с инвалидностью». Ответственный секретарь Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО Григорий Орджоникидзе отметил, что на прошедшей сессии Генеральной Ассамблеи ООН одна из тем была посвящена качеству образования, и поддержка инклюзии как формы доступного образования вне зависимости от ограничений по статусу или здоровью – одна из первостепенных задач ЮНЕСКО. Координатор методической подготовки школ Ори Каунти (Южная Королина, США) Сай Гилберт описал вспомогательные технологии в инклюзивном образовании и их преимущества: «Технологии могут стать отличными помощниками для лиц с ограниченными возможностями здоровья. К примеру, благодаря портативному синтезатору речи студент может задавать и отвечать на вопросы в обычном режиме, тогда как ранее для этого создавались отдельные классы с сурдопереводчиком».
Впечатлениями о выступлениях поделился академик РАО, и.о. директора ФГБНУ ИКП РАО Николай Малофеев: «Республика Татарстан накопила богатый опыт инклюзивного образования, и цифры, которые были представлены на Конгрессе, – впечатляют. А Университет управления «ТИСБИ» за два десятилетия целенаправленной деятельности не только освоил подходы, методы, технологии обучения детей, но и стал модельным учреждением. Уверен, что на Конгрессе удастся достичь поставленных целей – систематизировать результаты научных изысканий практического и зарубежного опыта инклюзивного образования».
В рамках Конгресса состоялись мастер-классы, дискуссии и круглые столы, выездное заседание Экспертного совета по коррекционному и инклюзивному образованию Комиссии по образования Госдумы РФ, а также Гала-концерт III Республиканского творческого фестиваля студентов с ограниченными возможностями здоровья вузов Татарстана с участием студентов Института современного искусства (Москва).
В ходе работы мастер-классов, дискуссионных площадок и круглых столов участники Конгресса обсудили методики и технологии отечественных и зарубежных моделей инклюзивного образования, обменялись опытом работы по интеграции детей с различной нозологией на всех уровнях образования, по сопровождению инвалидов в инклюзивном образовании, тьюторской поддержке.
Конгресс завершился обсуждением итогов и принятием Резолюции.