Повышение качества образования за счет использования информационных технологий – цель дистанционного формата обучения


Повышение качества образования за счет использования информационных технологий – цель дистанционного формата обученияВ систему образования быстро и активно вошла дистанционная форма обучения. Сегодня каждый преподаватель и студент достаточно хорошо разбирается в этой системе. Как известно, дистанционное обучение - это прямое воплощение в жизнь концепции открытого образования, которое позволяет человеку обучаться на протяжении всей жизни, выбирать наиболее оптимальные интенсивность и режим получения знаний. Кроме того, дистанционное обучение является удобным способом обучиться новым профессиям или повысить имеющуюся квалификацию. Такое образование становится одним из наиболее удобных способов получения образования людьми с ограниченными физическими возможностями.
Мнения преподавателей ЧГПУ им. И.Я. Яковлева о дистанционном обучении:

Куприянова М.Ю., кандидат биологических наук, профессор, заведующий кафедрой биоэкологии и химии :
«Преподавателям факультета естественнонаучного образования не составило труда перейти на дистанционную форму обучения в период самоизоляции.
Учебный процесс в дистанционной форме построен в соответствии с логикой познавательной деятельности и научной организацией деятельности преподавателя и студентов. Процесс познания начинается с ознакомления с новой проблемой, новой познавательной задачей. Студентам предоставляют для размышления противоречивые или неизвестные им ранее проблемные ситуации, предмет познания с разных сторон, и указывают на источники информации, где они могут самостоятельно найти материал, знакомящий их с данной проблемой.
После ознакомления с новым материалом необходимо удостовериться, что материал воспринят адекватно. Для этого предусматриваются вопросы и задания для самопроверки. В системе Moodle их оформляют элементами «Задание», «Опрос», «Тест». Это индивидуальная работа, которая дает возможность сосредоточить внимание студентов на основных идеях изучаемой проблемы и позволяет проверить, насколько правильно они осмыслили новый материал. Итогом этих этапов являются сформированные знания.
В процессе дистанционного образования очень важно организовать оперативный ответ преподавателей на вопросы слушателей. Компьютерные телекоммуникации создают для этого все необходимые условия, обеспечивая оперативную передачу информации через элементы и ресурсы системы Moodle, например, организуя консультации на форуме. Функции преподавателей сводятся к отслеживанию соответствия процесса обучения поставленным задачам, к консультированию студентов по проблемным вопросам, организации и проведению дискуссий по изучаемому вопросу, а также контролю за уровнем усвоения учебного материала».

Иванова Н.В., кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования и сервиса :
«Работая на факультете, мы всегда задумывались о возможностях дистанционного обучения и нами уже давно были разработаны и внедрены разные курсы в дистанционном формате для обучения студентов, магистрантов и повышения квалификации работников дошкольного образования. Главными целями использования дистанционного формата обучения были и остаются: повышение качества образования за счет использования информационных технологий; увеличение охвата обучаемой аудитории и сокращение издержек на проведение мониторинга знаний за счет использования технологий дистанционного обучения (тестирование); повышение управляемости учебного процесса (обеспечение непрерывного мониторинга со стороны преподавателей, администрации).
Чат-занятия (находясь в разных точках, мы общаемся как в реальности: проводим лекции для неограниченного числа студентов, задаем вопросы, отвечаем на вопросы, дискутируем, проводим семинары, игры и лабораторные работы, проекты и пр.), тестирование, форумы, видео- конференции, электронная рассылка методических материалов, необходимых для обучения (видео- и аудио- лекции и пр.) – вот далеко не полный перечень форм дистанционного обучения, которые стали популярными при обучении студентов дошкольного профиля.
Система Moodle позволяет нам успешно взаимодействовать со студентами. Здесь мы создаем свои курсы с размещением необходимых материалов к занятиям, тестов для промежуточной аттестации и пр. Для проведения экзаменов и зачетов мы прибегаем к видеосвязи через Watsapp, Viber и др. средства удаленной связи.
Считаю, что дистанционное образование, несмотря на имеющиеся недостатки и сложности внедрения, в ближайшей перспективе имеет все шансы стать одной из основных форм получения образования. Онлайн-образование открывает человеку неограниченные возможности для самообразования и получения обширного спектра профессиональных навыков, которые наиболее востребованы в текущей экономической среде. Данный формат обучения развивает дисциплину, повышает интеллектуальный уровень и позволяет получить востребованную профессию вне зависимости от возраста, места проживания, занятости и имеющихся навыков".

Павлова Е.В., кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыкальных инструментов и сольного пения:
«Прошел месяц в формате дистанционного обучения, прошло и напряжение первых «удаленных» недель. Со многими вопросами мы столкнулись впервые, и они требовали безотлагательного решения.
Прежде всего, педагогам нужно было понять, как организовать учебный процесс по дисциплинам исполнительского цикла («Класс музыкального инструмента», «Клавишный синтезатор», «Класс сольного пения» и др.). Как известно, занятия по фортепиано, синтезатору, баяну требуют наличия у студента музыкального инструмента, а сольное пение предполагает присутствие на занятии не только педагога, но и концертмейстера. Кроме того, приближалось время проведения традиционного для нашей кафедры Регионального конкурса пианистов, к тому времени уже были поданы заявки от участников из Татарстана, Нижегородской области, Республики Марий Эл.
Как мы осуществляем учебный процесс сегодня? По каждой дисциплине учебного плана создан курс в системе Moodle, где осуществляется контроль посещаемости занятий, размещаются учебные материалы, пособия, задания, ссылки на видео, тесты для студентов, не имеющих возможности заниматься на музыкальном инструменте.
Для тех студентов, у которых есть фортепиано, баян, синтезатор занятия осуществляются посредством доступной для педагога и обучающегося видеосвязи.
Занятия по сольному пению также проходят по видеосвязи, студенты записывают собственное исполнение, присылают видео педагогу. Необычную форму работы применяют и концертмейстеры – для каждого студента записывают аудио фонограммы мелодий, фрагментов, куплетов, и, наконец, произведений в целом. Такая работа не только непривычна, но и весьма трудоемка.
Безусловно, в сложившейся ситуации возникают и новые задачи, связанные с организацией сессии, предстоит выработать требования к экзаменам, продумать форматы их проведения. Непростой будет и сессия студентов заочного отделения. Мы относимся к этому с терпением, как к вынужденной временной мере. Не вызывает никаких сомнений, что мы достойно пройдем этот непростой период вместе, всем замечательным коллективом педагогического университета».

Николаева Е.В. кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка:
«На факультет иностранных языков дистанционное обучение проходит в спокойном режиме, это во многом связано с тем, что все педагоги своевременно и организованно перешли на формат online-преподавания. Были организованы формы обучения на разных интернет-площадках. Среди основных ресурсов для осуществления удаленного обучения выделяются Moodle, Scype, Zoom, социальные сети и мессенджеры. Преподаватели, работающие с первокурсниками, также широко используют вышеперечисленные ресурсы, которые позволяют в достаточной мере контролировать процесс восприятия и усваивания учебного материала. Например, для подачи материала большого объема используется Moodle, при контроле формирования фонетических навыков и усвоения интонационных моделей студентами, преподаватели используют Zoom и Scype в режиме аудио- или видео-конференции, при работе над лексическим материалом и грамматическими явлениями преподаватели используют Moodle, Zoom и Scype. Также в учебных целях широко используются соцсети и мессенджеры, в которых студенты загружают аудио-, видеофайлы, презентации, фото и документы с выполненными заданиями, а преподаватель имеет возможность сразу же оценить выполненное. В дистанционном формате были проведены такие традиционные мероприятия как олимпиада по английскому языку среди студентов разных курсов, выступления студентов с научными докладами в рамках Дней науки на факультете, конкурс чтецов среди первокурсников, студенты второго курса представили презентации по теме «Sport». Как отмечают многие преподаватели, несмотря на все обстоятельства, студенты проявляют трудолюбие и творческий подход к выполнению заданий».

Кузина Е.А., кандидат педагогических наук, доцент кафедры дизайна и методики профессионального обучения:
«Дистанционное обучение позволило мне: во-первых – привести в порядок свои курсы в системе Moodle (добавила обучающие материалы, составила тесты по дисциплине, организовала систему контроля посещаемости студентов, организовала процесс просмотра творческих проектов); во-вторых – улучшить организацию своего рабочего времени (жесткая регламентация процесса обучения и контроля рабочего времени позволили держать себя в тонусе, планирование повысило КПД рабочего дня); в-третьих – удобно общаться со студентами заочной формы обучения, живущими в других городах и не всегда имеющими возможность личного присутствия на сессии, а также с заболевшими студентами; в-четвертых – делать несколько дел одновременно; в-пятых – фиксировать мысли, облекать их в тексты, и все это остается и будет служить еще не одному курсу студентов; в-шестых – продумать интегрированное обучение по моей дисциплине, используя дистанционные и контактные формы».