Итоги учебной работы за 2015–2016 учебный год


В контексте реализации Программы развития вуза на 2012–2021 годы в течение учебного года в университете проводилась системная работа по дальнейшему совершенствованию учебной и воспитательной деятельности.
В 2015–2016 учебном году была продолжена работа по модернизации основных профессиональных образовательных программ бакалавриата и магистратуры. Внедрены в учебный процесс образовательные программы по профилям: «Русский язык», «Родной (чувашский) язык и литература, русский язык», «История и обществознание», «Начальное образование, родной (чувашский) язык и литература», «Дошкольное образование, родной (чувашский) язык и литература», «Дошкольное образование, иностранный (английский) язык», «Физическая культура и БЖД», «Спортивная тренировка в избранном виде спорта»; магистерские программы: «Информатика в образовании», «Менеджмент в социально-педагогической деятельности», «Педагогика и методика дошкольного образования», «Современное историческое образование», «Психология и педагогика физической культуры и и спорта».
В течение учебного года велась целенаправленная работа по приведению основных образовательных программ бакалавриата и магистратуры в соответствие требованиям ФГОС ВО. Всего за отчетный период разработано 88 основных профессиональных образовательных программ бакалавриата и 6 – магистратуры. При этом особое внимание уделялось обеспечению преемственности образовательных программ и их проектно-исследовательской направленности, созданию современной учебно-методической базы организации и сопровождения самостоятельной работы обучающихся.
В истекшем учебном году продолжена работа по совершенствованию содержания и организации педагогической практики студентов по основным профессиональным образовательным программам педагогического образования. В целях реализации проекта «Модель сотрудничества школы и вуза в рамках профессиональной подготовки студентов педагогических вузов к работе в школе» обучающиеся выпускных курсов проходили педагогическую практику в течение одного семестра с 21 сентября по 30 декабря 2015 года на вакантных должностях в 51 общеобразовательной и 1 профессиональной образовательной организациях Чувашской Республики.

 

Одним из условий достижения высокого качества образовательного процесса является проведение мониторинга удовлетворенности студентов и преподавателей организацией учебного процесса. Результаты опросов показали, что большинство респондентов удовлетворены качеством организации учебного процесса.

В системе менеджмента качества подготовки кадров в вузе важное место занимает внешняя экспертиза оценки уровня знаний обучающихся. Как и в предыдущие годы, она осуществлялась через участие студентов в Интернет-олимпиадах, республиканских, региональных, всероссийских олимпиадах и конкурсах. Наиболее активно и результативно в этих мероприятиях приняли участие студенты факультетов физико-математического, дошкольной и коррекционной педагогики и психологии, художественного и музыкального образования.

На 01.10.2016 г. в вузе обучается 5775 студентов, в том числе 3723 чел. – на бюджетной основе, 2052 чел. – на платной основе. По сравнению с предыдущим учебным годом контингент студентов увеличился на 162 чел.

В 2016 году вуз окончили 1027 человек (516 – очно, 511 – заочно), из которых 649 обучались на бюджетной основе. На первый курс университета по очной форме обучения принято 761 чел., в том числе 491 чел. – на бюджетной основе, 270 чел. – на платной; по очно-заочной форме – 19 чел. на платной основе; по заочной форме обучения принят 801 чел., в том числе 437 чел. – на бюджетной основе, 364 чел. – на платной. В течение учебного года по разным причинам было отчислено 224 студента очной формы обучения, что составляет 7,6 % от общего числа обучавшихся по данной форме; по заочной форме обучения – 261 чел., что составляет 9,3 % от общего числа обучавшихся по данной форме.

В соответствии с принятым на ученом совете университета Положением о порядке перехода лиц, обучающихся по образовательным программам высшего образования, с платного обучения на бесплатное, в прошлом учебном году 42 студента платного приема очной формы обучения были переведены на вакантные места, финансируемые за счет средств федерального бюджета, по заочной форме обучения – 53 студента.

Результаты учебно-воспитательной работы дают основания констатировать о достаточно высоком качестве знаний студентов: абсолютная успеваемость обучающихся на бюджетной основе и платной основе составляет соответственно 98,6 % и 94,6 %; число обучающихся на «хорошо» и «отлично» – 69,7 % и 40,7 %; средний балл – 4,3 и 3,9; по заочной форме обучения – абсолютная успеваемость составляет 84,0 %; число обучающихся на «хорошо» и «отлично» – 49,3 %; средний балл – 4,30.

Хорошие знания показали выпускники университета на итоговой государственной аттестации: процент сдавших государственные экзамены на «хорошо» и «отлично» по очной форме обучения составляет 87,6; доля защитивших выпускные квалификационные работы на «хорошо» и «отлично» – 88,6 %; 100 человек окончили вуз с отличием, что составляет 19,4 % от общего числа выпускников; по заочной форме обучения – процент сдавших государственные экзамены на «хорошо» и «отлично» составляет 78,5 %; доля защитивших выпускные квалификационные работы на «хорошо» и «отлично» – 91,6 %; 38 человек окончили вуз с отличием, что составляет 7,4 % от общего числа выпускников.

Особое внимание в прошедшем учебном году уделялось организации работы по овладению студентами общекультурными, личностными и профессиональными компетенциями.

Повышению общей культуры обучающихся способствовали массовые общевузовские культурно-зрелищные мероприятия: праздничный концерт, посвященный юбилею вуза; межфакультетский конкурс первокурсников «Перловка»; Дни китайской культуры; конкурс-фестиваль «День дружбы народов»; праздничный концерт «Навруз Байрам»; фестиваль «Студенческая весна». Возобновились межфакультетские игры КВН. Три команды вуза приняли участие в играх Высшей лиги КВН Чувашии и две из них прошли в полуфинал.

В овладении профессиональными компетенциями важную роль играют профессионально-творческие мероприятия, проводимые в вузе, –межрегиональный конкурс профессионального мастерства «Учитель будущего» (участвовали студенты Шуйского филиала Ивановского государственного университета, Марийского государственного университета и ЧГПУ им. И. Я. Яковлева), конкурс «Первокурсник года» (абсолютный победитель конкурса и обладатель ленты «Первокурсник года» – Николай Тимофеев, факультет художественного и музыкального образования), фестиваль-конкурс «Слияние сердец» (приняли участие более 140 конкурсантов из городов: Санкт-Петербург, Йошкар-Ола, Волгоград, Челябинск, Чебоксары, Цивильск, Волжск), VII Региональный форум-выставка молодежных средств массовой информации «Медиа-прорыв» (приняли участие 17 коллективов вузов, ссузов и молодежных объединений Чувашской Республики, Удмуртии, Мордовии, Республики Адыгея и г. Ульяновска).

Подведением итогов формирования общекультурных, личностных и профессиональных компетенций у обучающихся явился впервые проведенный в вузе конкурс «Студент года», на который было подано 34 заявки-портфолио по 8 номинациям. Гран-при «Студент года 2015» завоевала Татьяна Шипова, студентка психолого-педагогического факультета.

Важное место в воспитательной работе со студентами в прошедшем учебном году отводилось формированию у молодежи устойчивого негативного отношения к идеологии экстремизма и терроризма. Проведено более 30 мероприятий различного характера (круглые столы, встречи с представителями правоохранительных органов, открытые лекции, кураторские часы, просмотры видеофильмов и др.), в которых приняли участие около 1500 студентов.
Дальнейшее развитие в университете получили студенческие общественные объединения. По инициативе студентов было официально создано еще одно студенческое общественное объединение – студенческий спортивный клуб «Патриот», который вошел в Ассоциацию студенческих спортивных клубов России.
Для получения знаний и расширения опыта работы в области организации деятельности общественных объединений в университете были проведены три школы актива для разного контингента обучающихся, а также V Всероссийский форум студенческих общественных объединений «Хастар». Около 400 студентов выезжали в прошедшем учебном году на школы актива, форумы и слеты, организованные другими вузами и организациями России.

Результатом всесторонней поддержки вузом студенческих объединений явились их достижения. Педагогический отряд «Камушки» университета вошел в пятерку лучших студенческих педагогических отрядов России. Студенты психолого-педагогического факультета Шипова Татьяна и Карпеева Анна были удостоены Государственной молодежной премии Чувашской Республики 2015 года за реализацию проекта «Волонтерская организация «Корпорация добра» и получили звание «Лауреат Государственной молодежной премии Чувашской Республики» в сфере добровольческой деятельности.

В истекшем году в вузе велась последовательная работа по спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работе, активному вовлечению в спорт обучающихся. В различных массовых мероприятиях, направленных на формирование здорового образа жизни, приняли участие более 2 тыс. студентов. По инициативе студенческого конгресса был проведен чемпионат университета по мини-футболу, а также организована ежегодная массовая зарядка «Танцуй вместе с нами!».

Вместе с тем в организации учебно-воспитательной деятельности университета имеются определенные нерешенные проблемы:

• требует усиления контроль за качеством организации производственной (педагогической) практики студентов;

• необходимо расширить перечень базовых образовательных организаций;

• не все выпускающие кафедры активно участвуют в приемной кампании по набору студентов на магистерские программы;

• недостаточна работа по внедрению совместных образовательных программ с ведущими вузами России;

• требует активизации деятельность по созданию и реализации программ, направленных на укрепление социального, межнационального и межконфессионального согласия и толерантности в молодежной среде, проектов по профилактике экстремизма и ксенофобии;

• нуждаются в дальнейшем развитии формы студенческого самоуправления, общественных объединений;

• недостаточно широко вовлекаются обучающиеся в практику здорового образа жизни, профилактику потребления наркотиков, алкоголя, психотропных средств и табакокурения.