DataLife Engine > Программы дополнительных вступительных испытаний творческой или профессиональной направленности в 2013 году

 

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ ПО ЧУВАШСКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ

 

Абитуриенты, поступающие на факультет чувашской филологии, пишут сочинение по чувашскому языку и литературе.

 Требования к экзаменационному сочинению:

 

Содержание письменной работы должно соответствовать теме и раскрывать ее.

Абитуриент должен продемонстрировать в сочинении не только знание текста, но и умение анализировать его в единстве формы и содержания; не заменять анализ пересказом сюжета того или иного произведения.

Сочинение должно отличаться цельностью, стройностью (разумной соотнесенностью частей), логичностью.

Составление развернутого плана к сочинению не  обязательно, хотя его наличие придает работе стройность, целенаправленность, помогает глубже и полнее раскрыть тему.

Особо учитывается умение абитуриента оригинально и самостоятельно мыслить, общая его эрудиция, широта кругозора, начитанность, богатство его лексического запаса.

Объем сочинения - 5 - 6 страниц. 

 

Примерные темы сочинений по чувашскому языку и литературе. 

Литература темисем (Литературные темы)
1. Пĕр хыпнă, пĕр ялкăшнă çулăм (Л. Агаковăн вăрçă çинчен çырнă хайлавĕсем тăрăх).
2. Этем юрлама пăрахсассăн çут тĕнче сÿнессе пĕлтерет (халăх юррисен илемĕ, шухăшĕ).
3. Поэзирен чăнрах тĕнче эп тупаймарăм çĕр çинче (паянхи чăваш сăвви тавра шухăшлани).
4. Хитререххи, ĕçченреххи пулман та, пулмĕ те тĕнчере (Н. Терентьев драматургийĕнчи хĕрарăм сăнарĕ).
5. Хĕнре туптаннă çирĕплĕхпе чыслăх (Митта Ваçлейĕн пурнăçĕпе пултарулăхĕ).
6. Кашни йĕрки чуна уçать (Петĕр Хусанкай лирики).
7. Хĕвел çути, тăпра сĕткенĕ - çак чăнлăх ĕмĕрсем валли (Я. Ухсай поэзийĕн хăйне евĕрлĕхĕ).
8. Икĕ хĕр - ик тĕнче (А. Артемьевăн «Салампи» повеçĕ тăрăх).
9. Юрату пылак та, йÿçĕ те (Ю. Скворцов, А. Артемьев хайлавĕсем тăрăх).
10. Сасси янравлă, сăввисем сулмаклă (А. Алка поэзийĕ).
11. Иртнĕ кун, иртнĕ ĕмĕр çути курăнать асăмри инçетре (П. Осипов, И. Максимов-Кошкинский, Н. Терентьев драмисем тăрăх).
12. Кĕрешÿçĕ-писатель сăнарĕ (Çеçпĕл Мишши çинчен).
13. Тăван сăмах - иксĕлми пуянлăх (халăх сăмахлăхĕ çинчен).
14. Эпир пулнă, пур, пулатпăр (П. Хусанкай пултарулăхĕ тăрăх).
15. К.В. Ивановăн «Нарспи» поэминчи юрату, чыспа телей ыйтăвĕсем.
16. Ф. Павловăн «Ялта» драминчи Ванюк, Елюк, Çтаппан сăнарĕсен конфликчĕ.
17. Чыса çамрăкран упра (Л. Агаковăн «Юманлăхра çапла пулнă» хайлавĕ тăрăх).
18. Çут çанталăк пуянлăхне упрасси - кашни çыннăн тивĕçĕ (М. Кипек хайлавĕсем тăрăх).
19. Вутра çырнă çырусем (Вăрçăра пуç хунă чăваш çыравçисен пултарулăхĕ).
20. Чăваш халăхĕн улăп паттăрĕ (И. Я. Яковлевăн литературăри портречĕ).

Ирĕклĕ темăсем (Свободные темы)
1. Мĕн çитмест-ши пирĕн пурнăçра?
2. Манăн çывăх çыннăм.
3. Ман пурнăçри чи телейлĕ кун.
4. Юратма пĕлекенсем телейлĕ.
5. Ыйхă вĕçсе кайсан…
6. Кăлтăр-кăлтăр ик кăвакарчăн.
7. Суха лаши те, туй лаши те пур.
8. Мĕнле паха тăван кил-йышăн пĕрлĕхĕ.
9. Чĕнеççĕ ĕмĕтсем.
10. Кунта маншăн юмах пек тĕнче.
11. Тинĕс хумĕ пек пирĕн пурнăç.
12. Шавлă-шавлă пин хутлă хула.
13. Çил çаврăнать те çаврăнать.
14. Утмасть никам та пысăк шанчăксăр.
15. Ăшри тупа.
16. Çутат эс, çăлтăр, йăлтăртат.
17. Утатăп темччен ĕшнере-улăхра.
18. Çырла пиçсе çитсен.
19. Мĕнлерех пурăнан, тăван ялăм.
20. Каçар. Калас сăмахăмсем.
21. Тем те пулать çул çинче.
22. Пĕлместĕп. Тĕлĕкĕ мĕнле-ши?
23. Пĕрле вĕреннĕ, пĕр йышра çÿренĕ.
24. Пуçа таятăп.
25. Çиçĕм çиçрĕ, аслати кĕрлерĕ.
26. Пурăнаймасть никам та икĕ ĕмĕр.
27. Савăнăç парать-çке çут çанталăк!

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ДЛЯ ПОСТУПАЮЩИХ НА МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 Игра на музыкальном инструменте (баян, аккордеон)

Содержание вступительного экзамена по музыкальному инструменту (баян, аккордеон) предполагает выявление у абитуриентов комплекса музыкально-исполнительских качеств, достаточных для успешного овладения знаниями, умениями и навыками художественного исполнения на баяне различных по содержанию, форме, стилю и характер музыкальных произведений. Индивидуальная программа выступления абитуриента должна включать следующие разделы инструментально подготовки:

·    полифония;

·    крупная форма;

·    пьеса,  оригинальное  сочинение  для   баяна,   аккордеона  или обработка народной песни и танца.

Во время исполнения программы обращается внимание на комплекс общих музыкальных способностей (слух, чувство ритма, память), музыкальное мышление и умение понимать и передавать содержание музыкальных произведений.

Учитывая разный уровень базовой подготовки абитуриентов (ДМШ, педколледж, училище культуры, музучилище), требования вступительного экзамена предполагает дифференцированный подход к содержанию программы.

ПРИМЕРНЫЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ПРОГРАММЫ

 Программа №1

(базовый уровень - музыкально училище)

И.С. Бах. Прелюдия и фуга фа мажор, ХТК, т. II;

 Н. Чайкин. Скерцо из сонаты си минор;

Н. Матвеев. «При тумане, при долине...».

Программа №2

(базовый уровень - педагогический колледж, училище культуры)

 И.С. Бах. Органная прелюдия до мажор;

Д. Бортнянский. Соната фа мажор, ч. I;

В. Мотов. «Возле речки, возле моста...».

Программа №3

(базовый уровень - ДМШ, ДШИ)

И.С. Бах. Прелюдия до минор;

М. Клементи. Сонатина ре минор, ч. 1;

А. Рубинштейн. Мелодия.

 

Игра на музыкальном инструменте (Фортепиано)

На вступительном экзамене абитуриент должен исполнить наизусть полифоническое произведение, произведение крупной формы (сонатину, сонату, вариации, концерт) и пьесу звучанием до 10 минут. Произведения должны охватить различные стили и эпохи (например: полифония - эпоха барокко - И.С. Бах, Г.Ф. Гендель; крупная форма - эпоха венских классиков - И. Гайдн, В.А. Моцарт, Л.В. Бетховен; пьеса - западный романтизм, произведения русских или советских авторов - Ф. Шопен, Ф. Лист, И. Брамс, П.И. Чайковский, С. Рахманинов, С. Прокофьев и т.д.).

Исполняя полифонию, абитуриент должен продемонстрировать знание и понимание законов голосоведения и контрапункта, уметь передать характер темы средствами динамики, туше, тембра и ритма. Кроме того, проверяется чувство формы, предполагающее умение связывать в единое целое всю многоплановую структуру полифонического произведения.

Исполняя крупную форму, абитуриент демонстрирует знание законов развития сонатного цикла, умение связывать между собой главную, побочную и заключительные партии в экспозиции сонатной формы, развить музыкальный материал этих тем в разработке и объединить весь музыкальный материал в репризе сонатной формы. Для того чтобы справиться с этими сложными задачами абитуриент должен иметь достаточно высокий уровень владения фортепианной техникой. Кроме того, выявляется владение стилевыми особенностями сонат венских классиков.

Исполняя кантиленную пьесу, абитуриент демонстрирует владение навыками связной, кантиленой игры, а также умение пользоваться красочной палитрой фортепианного звука.

Исполняя виртуозную пьесу (этюд) абитуриент должен продемонстрировать владение различными видами фортепианной техники.

 

ПРИМЕРНЫЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ПРОГРАММЫ

Программа №1

(базовый уровень - музыкальное училище)

 И.С. Бах. ХТК-П прелюдия и фуга ля минор; В.А. Моцарт. Соната си-бемоль мажор, 1 ч.; С. Рахманинов. Прелюдия ре минор.

 

Программа №2

(базовый уровень - педагогический колледж, училище культуры)

 И.С. Бах. «Аллеманда» и «Куранта» из французской сюиты до минор;

И. Гайдн. Соната ре мажор, ч. 1;

П. Чайковский. «Баркарола» из цикла «Времена года».

Программа №3

(базовый уровень - городских ДМШ, ДШИ)

И.С. Бах. Трехголосная инвенция до минор; Л.В. Бетховен. Соната №19, 1 ч.;

А. Лядов. Прелюдия ре минор.

Программа №4

(базовый уровень - сельских ДМШ, ДШИ, фольклорного отделения музыкального училища)

И.С. Бах. Двухголосная инвенция фа мажор;

М. Клементи. Сонатина ре мажор, 1ч.;

Р. Шуман. Пьеса ля мажор из «Альбома для юношества».

 

Сольное пение и сольфеджио

Данный экзамен включает несколько заданий.

При оценке сольного пения проверяются умение чисто интонировать мелодию песни, а также умение выразительно спеть произведение от начала до конца. Трудность программы зависит от уровня подготовки абитуриента.

I.  Исполнение 2-х разнохарактерных вокальных произведений.

Для абитуриентов со средним музыкальным образованием:

а)  народная   песня   (без   сопровождения)   русская,   чувашская   и   др. национальностей;

б)      романс,     песня     (под     собственный     аккомпанемент     или     с концертмейстером).

Для абитуриентов после музыкальной школы или с неполным музыкальным образованием:

а) народная   песня   (без   сопровождения)   русская,   чувашская   и   др. национальностей.

б)    песня    (чувашская,    русская    или    современных    композиторов).

Желательно под собственный аккомпанемент.

Знать и уметь рассказывать об авторе (композиторе и поэте), если народная песня, то в чьей обработке. Перечислить знакомые вокальные произведения данного композитора.

Уметь выразительно рассказывать стихотворение или басню, а также ясно произнести скороговорки: например, «От топота копыт, пыль по полю летит», «Карл у Клары украл кораллы, а Карла у Карла украла кларнет» и др.

II. Повторить (спеть)  после однократного  прослушивания мелодическую фразу, предложенную экзаменатором.

III. Воспроизвести  после  однократного  прослушивания ритмический рисунок, предложенный экзаменатором.

IV. Прочитать с листа нотный  текст -  спеть  мелодию  и   озвучить ритмический рисунок.

V. Определить на слух:

 

Для абитуриентов, окончивших музыкальное училище:

 · последовательность из 11-13 аккордов в широком расположении с включением аккордов ДД, с использованием отклонений и модуляцией.

 · 3-4 интервала (простые и составные).

 · 5-6 аккордов.

 

Для абитуриентов, окончивших педагогический колледж,
музыкальную школу:

 · последовательность из 6-8 аккордов с включением аккордов Т, S, Д 7, S1I 7, MV1I 7 и их обращений.

 · 3-4 интервала (простые).

 · 5-6 аккордов вне тональности.

 

Для абитуриентов, не имеющих музыкального образования, или имеющих неполное музыкальное образование:

 ·    проинтонировать гармонические созвучия из 2-х, 3-х, 4-х звуков.

 

VI. Ответить на следующие вопросы:

1.  Метр музыкальный - дать определение.

2.  Ритм музыкальный - дать определение.

3.   Размер - дать определение.

4.  Перечислить виды размера в музыке.

5.   Синкопа - дать определение.

6.   Фермата - дать определение.

7.  Интервал - дать определение.

8.  Лад - дать определение.

9.  Назвать все семиступенные лады.

10.Параллельные тональности - дать определение.

11 .Мелодия - дать определение.

12. Аккорд - дать определение.

13.Назвать все обращения трезвучия и септаккорда.

14.Обращение аккорда - дать определение.

15.Название ступеней мажорного и минорного ладов.

16.Полифония - дать определение.

17.Темп - дать определение.

18.Марш - дать определение.

19.Танец - дать определение.

20.Песня - дать определение.

21.Симфония - дать определение.

22.Назвать музыкально-драматические жанры.

23.Назвать     наиболее     значительных     русских     композиторов  (5-7 композиторов).

24. Назвать     наиболее     значительных     русских     композиторов     (5-7 композиторов).

25. Назвать наиболее  значительных  композиторов  своего региона     (5-7 композиторов).

 

 

 

ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ  ЭКЗАМЕНЫ ХУДОЖЕСТВЕННО–ГРАФИЧЕСКОГО  ФАКУЛЬТЕТА

 

Педагогическое образование, профиль «Изобразительное искусство»,

Экзамен по рисунку

рисунок натюрморта с гипсовой розеткой                                                    

время: 6 часов                                    

материал: бумага, карандаш           

размер листа: 40x30 см                  

Экзамен по живописи

Натюрморт. Кувшин с фруктами и драпировками

 Материал: бумага, акварель

 Размер листа: 40x30 см

Эк:замен по композиции:

Композиция на предложенную тему

Материал: бумага, акварель, гуашь

Поисковый материал: бумага, карандаш; акварель, гуашь        

Размер листа: 40x30 см

 

Профессиональное обучение, профиль «Декоративно-прикладное искусство и дизайн»

 

Экзамен по композиции       

1. Колористика (выполнение цветовой растяжки на заданную тему)

Время: 3 часа

Материал: бумага, гуашь

Размер листа: 30x20 см             

2. Объемно-пространственная композиция на заданную тему

в графическом материале      

Время: 3 часа

Материал: бумага, карандаш

Размер листа: 40x30 см

 

 

ПРОГРАММА

ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ЭКЗАМЕНОВ ФАКУЛЬТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

 

Экзамен по легкой атлетике состоит из четырех тестов-испытаний: 1) бег 100м. 2) бег 1500м (мужчины) и 800м (женщины). 3) метание ядра снизу-вперед двумя руками. 4) тройной прыжок в длину с места.            

Таблица 1

НОРМЫ И ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ПО ТЕСТАМ  ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКОЙ  НАПРАВЛЕННОСТИ

 

Шкала оценок   Нормативные требования
100м 1500м 800м Метание ядра Тройной прыжок
муж жен. муж. жен. муж. жен. муж. жен.
до 30 лет ст. 30 лет до 30 лет ст. 30 лет до 30 лет ст. 30 лет до 30 лет ст. 30 лет до 30 лет ст. 30 лет до 30 лет ст. 30 лет до 30 лет ст. 30 лет до 30 лет ст. 30 лет
30 14.0 14.8 17.2 18.2 5.20 6.00 3.30 3.55 7.40 6.50 7.40 6.50 6.30 5.70 5.50 4.90
65 13.5 14.8 16.3 17.1 5.06 5.31 3.16 3.31 8.25 7.30 8.25 7.30 6.74 6.29 5.99 5.49
66 13.4 14.0 16.2 17.0 5.05 5.30 3.15 3.30 8.30 7.40 8.30 7.40 6.75 6.30 6.00 5.50
81 12.9 13.3 15.3 15.9 4.51 4.59 3.01 3.16 9.10 8.20 9.10 8.20 7.19 6.89 6.39 6.14
82 12.8 13.2 15.2 15.8 4.50 5.00 3.00 3.15 9.25 8.30 9.25 8.30 7.20 6.90 6.40 6.15
100 12.1 12.3 14.1 14.4 4.30 4.38 2.42 2.48 10.0 9.25 10.0 9.25 8.00 7.80 7.20 7.00

 

 

Примечание: вес ядра мужского – 7,257 кг, женского – 4 кг

 

Экзамен по гимнастике состоит из четырех тестов-испытаний 1) подтягивание, вис углом, 2) акробатика, 3) упражнения на брусьях, 4) опорный прыжок «ноги врозь».

 

Таблица 2

НОРМЫ ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ПО ТЕСТАМ ГИМНАСТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

 

Шкала оценок Нормативные требования
Подтягивание (кол-во) Вис углом (сек) Упражнения: оп. прыжок, брусья, акробатика
мужчины женщины мужчины женщины
до 30 лет ст. 30 лет до 30 лет ст.30 лет
30 10 6 3.0 2.0 7.0 7.0
65 12 10 4.5 3.5 7.9 7.9
66 13 11 5.0 4.0 8.0 8.0
81 15 12 7.5 5.5 8.9 8.9
82 16 13 8.0 6.0 9.0 9.0
100 24 20 10.0 8.0 9.8 9.8

 

 

Мужчины

Акробатика: И.п. – полуприсед с наклоном, руки назад

·      кувырок вперед прыжком в упор присев                                 1,0

·      толчком двумя ногами стойка на голове и руках

(держать 3 сек)                                                                                      2,0

·      силой, выпрямляя руки, упор лежа                                            1,0

·      толчком ног упор, стоя согнувшись, ладони опираются

     о пол на расстоянии от носков не более чем длина ладони

     (держать 5 сек)                                                                                 2,5

·      выпрямиться, дугами вперед руки вверх                                             

·      толчковую ногу вперед и переворот в сторону в стойку

      на маховой ноге, толчковую в сторону                                       2,0

·      шаг на толчковую ногу с поворотом в сторону движения,

      упор присев и кувырок назад                                                       1,0

·      махом рук вперед – вверх, прыжок, ноги врозь и после

приземления в полуприсед, выпрямиться, дугами

наружу руки вниз – о.с.                                                                         0,5

 

Брусья: И.п. – упор на руках

·      размахивание                                                                                  0,5

·      подъем махом вперед и мах назад                                            2,5

·      мах вперед и упор углом  (держать 5 сек)                                 3,0

·      сед ноги врозь и перехват руками вперед                                 0,5

·      кувырок вперед в сед ноги врозь                                               1,0

·      перемах ногами внутрь и мах назад                                            2,5

·      соскок махом вперед с поворотом лицом к снаряду               2,0

 

Опорный прыжок – «ноги врозь»

17-29 лет – «конь» в длину, высота 120 см

30 лет и ст. – «козел» в ширину, высота 120 см

 

Упражнения оцениваются по правилам соревнований в 10-и балльной системе с переводом в стобалльную по таблице 2.

 

Женщины

Акробатика: И.п. – о.с.

·      равновесие на одной ноге («ласточка»)                                    1,0

·      приставляя ногу, полуприсед с наклоном, руки назад             0,5

·      кувырок вперед в упор присев, ноги скрестно                         1,0

·      поворот кругом                                                                                0,5

·      кувырок назад в упор присев                                                       1,5

·      выпрямляя ноги, упор стоя с опорой ладонями о пол

на расстоянии не ближе длины ладони от носков

(держать 5 сек)                                                                                     1,5

·      упор присев и перекатом назад, лечь на спину,
руки вверх                                                                                              0,5

·      «мост»                                                                                             2,0

·      поворот кругом в упор присев                                                    1,0

·      прыжок прогнувшись руки вверх наружу, о.с.                           0,5

 

Брусья разной высоты: И.п. – из виса на верхней жерди, лицом к нижней

·      размахивание изгибами                                                                 1,0

·      мах вперед и перемахом ноги врозь, вис, лежа
на нижней жерди                                                                                     1,5

·      сгибая толчковую ногу, вис присев на ней, маховую
вперед и подъем переворотом в упор на верхнею жердь            3,0

·      спадом вперед через вис согнувшись лежа                              1,5

·      скрестным перехватом правой рукой поворот направо
в сед на правом бедре, левую руку в сторону                                  1,0

·      хватом снизу левой сзади – соскок с поворотом налево
кругом в стойку левым боком к брусьям                                            2,0

 

Опорный прыжок – «ноги врозь»:

17-29 – «козел» в длину, высота 115 см

30 лет и ст. – «козел» в ширину, высота 110 см

 

Упражнения на снарядах оцениваются так же, как и у мужчин.

 

Для допуска к экзаменам по легкой атлетике и гимнастике абитуриент должен иметь нагрудный номер, цифровое значение которого должно соответствовать номеру его экзаменационного листа. Размер каждой отдельной цифры номера следующий: высота – 15 см, ширина – 8 см. номер изготовляется на отдельном куске белой материи и пришивается на грудь.

Спортивная одежда абитуриента должна быть чистой, выглаженной и опрятной.

 


Вернуться назад