DataLife Engine > Отчет УНиИР за 2019-2020 уч.год

Отчет управления научной и инновационной работы
за 2019-2020 учебный год

        В течение 2019-2020 учебном году 205 научно-педагогических работников (в т.ч. 24 доктора наук и 159 кандидатов наук), 63 аспиранта проводили исследования по 41 научным направлениям. Научные исследования по 7 темам финансировались из средств зарубежных источников; по 1 темам – из средств фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности и средств федерального бюджета Российской Федерации (Минобрнауки России).

        В 2019-2020 году пятерым преподавателям присвоены ученые звания доцента (Кордон Т.А., Зейнутдинова Э.В., Калинина Л.Н., Гордеева Н.Г., Юркина Т.Н.). Всего было рекомендовано ученым советом университета 8 преподавателей на присвоение ученых званий.

        Общий объем финансирования НИР и НИРС в 2019 году составил – 20111,2 тыс. рублей (в 2018 г. - 16 712,4 тыс. руб., 2017 г. - 13393,2 тыс. руб.), в т.ч. 1473,5 (в 2018 году – 1102,4, в 2017 году - 801,2) – из средств зарубежных источников, 300,0 (в 2018 г. – 1195,0, в 2017 году - 3 855,18) – из средств фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности; финансирование из других источников произведено на сумму 18337,7 (в 2018 году - 14415,05, в 2017 году - 22 833,5) тыс. руб. Объем НИОКР в расчете на 1 НПР составил 73,7 тыс. руб. (2018 г. - 75,9 тыс. руб., 2017 г. - 53,57 тыс. руб., в 2016 г. – 63,8 тыс. руб.), в 2020 году – 4,0 млн.рублей.

        В 2019 году научно-педагогическими работниками университета велось 1 фундаментальное и прикладное исследование, финансируемое за счет средств фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности на общую сумму 300 тыс. руб. (2018 г. – 1195,0). Университетом реализовал проекта РФФИ по теме: «Исследования археологических памятников Среднего Посурья периода римских виляний и Великого переселения народов» (руководитель – Н.С. Мясников).

        Важным направлением международного сотрудничества являлось участие преподавателей и студентов в различных международных научных программах и конкурсах грантов. В 2019 году научные исследования по 7 темам проводились за счет средств зарубежных контрактов и грантов на общую сумму 1473,5 тыс. руб.:

        грант Оксфордского Российского фонда выиграла доцент кафедры английской филологии и переводоведения Курникова Н. С.;

        Ассистент русского языка в лицеях и коллежах Франции – 2018-2019 // Программа Посольства Франции в России – руководитель – Метелькова Л.А., к.пед.н., доцент, зав. кафедрой романо-германской филологии, исполнитель – студентка Евтина Е.В.;

        Ассистент русского языка в лицеях и коллежах Франции – 2019-2020 // Программа Посольства Франции в России – руководитель – Метелькова Л.А., к.пед.н., доцент, зав. кафедрой романо-германской филологии, исполнитель – студентка Зорина Н.П.;

        Летние языковые курсы // Программа  Германской службы академических  обменов (DAAD) – руководитель Фролова В.А. к.филол.н., доцент, исполнитель – студентка Михайлова Д.А.;

        Летние языковые курсы // Программа  Германской службы академических  обменов (DAAD) – руководитель Фролова В.А. к.филол.н., доцент, исполнитель – студентка Михайлова И.В.;

        Стажировка в рамках российско-бельгийского соглашения о сотрудничестве «Formation continuée pour professeurs de français» (E3), dans le cadre de notre Université d’été, du 5 au 23 août 2019 (г. Льеж, Бельгия);

        Немецкая литература / Германская служба академических обменов – руководитель Кириллова О.Ю., канд. филол. наук, доцент.

        Преподаватель китайского языка Д.Ю. Медведева направлена на стажировку в Гуйчжоуский педагогический университет (КНР) для преподавания русского языка, так же проходят стажировку студенты ЧГПУ им. И.Я. Яковлева.

        В 2019 году в рамках базовой части государственного задания Минобрнауки России Университет выполнил следующие научно-исследовательские работы на сумму 1197,1 тыс. рублей: 19.9737.2017/БЧ «Исследование нелинейных свойств систем регуляции ритма сердца при различных функциональных состояниях» (научный руководитель – доктор медицинских наук, профессор Д.А. Димитриев), 27.9712.2017/БЧ «Полиэтническая образовательная среда современного вуза: проблемы многоязычия и межкультурной коммуникации» (научный руководитель – кандидат филологических наук, доцент И.В. Кузнецова), 27.9732.2017/БЧ «Моделирование системы оказания ранней комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья» (научный руководитель – кандидат психологических наук, доцент С.В. Велиева).

        В 2020 году реализованы 14 проектов с вузом-партнером МГПИ им. М.Е. Евсевьева на сумму 4,0 млн рублей и еще 10 проектов реализуется на сумму 3,0 млн. рублей. Также с УлГПУ реализуется 14 проектов научно-педагогических работников нашего университета на сумму 4,0 млн. рублей.

        В отчетном периоде новые формы управления и организации научных исследований были связаны с совершенствованием подходов к планированию планово-хозяйственной деятельности университета:

  1. Проводилась работа по формированию плановых кафедральных показателей по науке в соответствии с плановыми показателями университета. Это позволит стимулировать научную активность преподавателей, поощрять материально подготовку и издание ими научных трудов.
  2. Одной из форм организации исследований явилась технология группового проектного обучения, предполагающая участие небольших студенческих групп совместно с более опытными руководителями (преподаватели, аспиранты или научные сотрудники) в проведении разработок, экспериментальных работ. С точки зрения активизации ППС и студентов в проведении НИР такая форма организации интеллектуального труда оправдала себя полностью. Предстоит закрепить достигнутое гармоничное сочетание традиционного способа обучения студентов путем создания студенческих проектных групп, а также площадок для организации и обсуждения инновационных проектов.

        Патентно-лицензионная работа проводилась по традиционным направлениям:

  • патентно-информационное обеспечение подразделений Университета;
  • защита изобретений, созданных в Университете;
  • отбор и поддержание в силе патентов Университета;
  • своевременное информирование сотрудников об условиях подачи материалов, заявок.

        В 2019-2020 учебном году получено 4 патента Российской Федерации на изобретения и 3 свидетельства о государственной регистрации базы данных:

        В отчетном году активно осуществлялась международная деятельность, основными направлениями которой являлись участие преподавателей и студентов в различных научно-практических конференциях и мероприятиях, установление деловых связей с зарубежными вузами-партнерами путем реализации действующих договоров и расширения географии сотрудничества, прохождение ППС курсов повышения квалификации и стажировок за рубежом, публикация статей в иностранных журналах, проведение научных исследований за счет средств зарубежных контрактов и грантов.

        В процессе интеграции вуза в международное образовательное пространство важное место отводится академической мобильности преподавателей и студентов. Ученые университета выступали на международных, всероссийских, региональных, республиканских и вузовских конференциях, являлись членами международных ассоциаций.

        Так, в отчетном году в рамках договоров и соглашений проведено 8 международных и 6 всероссийских научно-практических конференций с международным участием, 5 международных конкурсов и 4 форума. В 2019 году прошел крупный форум «Педагоги России», который посетили свыше 1500 человек из муниципальных районов и городских округов республики.

        В соответствии с Соглашением между Министерством образования и науки Российской Федерации и Министерством образования Словацкой Республики о сотрудничестве в области образования доцент М.Г. Вазанова работает в качестве приглашенного лектора русского языка и литературы факультета философии Университета им. Коменского г. Братислава.

        В рамках реализации программ экспорта образования и академической мобильности Университет заключил в 2019-2020 учебном году
12 международных соглашений с образовательными организациями Республик Узбекистан (Андижанский государственный университет, Термезский филиал Ташкентской медицинской академии), Кыргызстан (Ошский государственный университет), Белоруссии (Белорусский государственный университет, Мозырский государственный педагогический университет имени И.П. Шамякина, Белорусский государственный университет физической культуры, Средняя школа № 20 города Орша), Казахстан (Атырауский инженерно-гуманитарный институт, Актюбинский региональный государственный университет имени К. Жубанова), Китайской Народной Республики (Гуйчжоуский педагогический университет, Средняя школа №10 города Гуйян), Посольством Франции в России.

        В последние годы успешно развиваются связи вуза с Китайской Народной Республикой в области науки и образования. Укреплению этого сотрудничества способствует Центр китайского языка и культуры (ЧГПУ им. И.Я. Яковлева – Гуйчжоуский педагогический университет). В течение истекшего года университет принял для прохождения языковой практики 7 студентов из Гуйчжоу, 5 студентов Университета Яковлева прошли обучение китайскому языку в Гуйчжоуском педагогическом университете. В 2019-2020 учебном году состоялись две поездки в Китайскую Народную Республики (октябрь, декабрь). Результатом поездок стали открытие Центра изучения русского языка и культуры в Гуйчжоуйским педагогическим университетом (Гуйянь, КНР) и подписание соглашения о сотрудничестве со Средней школой № 10 города Гуйян (КНР) и посещение университетов Сычуаня и Пекина.

        В ноябре 2019 года состоялся рабочий визит проректора по учебной работе Ильиной С.В. в Белоруссии, в рамках визита состоялось посещение Белорусского государственного университета. По результатам визита приняты намерения о подписании ряда соглашений и вузами Республики Белоруссия.

        В рамках развития международного сотрудничества с Республикой Беларусь работники университета приняли участие в XII заседании Рабочей группы про расширению научно-технических, торгово-экономических и культурных связей (ноябрь 2019 г.). В рамках заседания состоялись подписания ряда договоров с вузами Республики Беларусь. Уже в январе 2020 года 7 школьников СОШ №20 города Орша Республики Беларусь приняли участие в тематической смене в сезонных лагерях для школьников по передовым направлениям дискретной математики, информатики, цифровых технологий в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики».

        С 2020 года наблюдается тенденция к расширению партнерства с Республикой Узбекистан. Этому способствует соглашение о взаимном признании образования и квалификации, ученых степеней, подписанное между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан (30 мая 2019 года, г.Ташкент). В целях выхода на новый рынок в марте 2020 года университет принять участие в выставке российского образования в городе Андижан Республики Узбекистан. В рамках визита нашей делегации состоялось подписание ряда соглашений о сотрудничестве с вузами и посещение школ республики. По результатам встреч и в целях расширения географии экспорта российского образования направлено письмо в Андижанскую область Республики Узбекистан об открытия представительства нашего университета в городе Андижан.

        В рамках договоров и соглашений проведено 8 международных и 6 всероссийских научно-практических конференций с международным участием, 5 международных конкурсов и 4 форума. Студенты и преподаватели прошли стажировку в Словакии, Германии, Франции, Китае. В отчетном году на базе Гуйчжоуского педагогического университета был открыт Центр изучения русского языка и культуры ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. В дальнейшем это позволит привлечь в вуз абитуриентов из Китайской Народной Республики со знанием русского языка.

        В рамках развития научного сотрудничества с вузами в июне 2020 года университетом были организованы и проведены международные научно-практические онлайн-семинары «Национальные традиции и инновации в методике преподавания английского языка» и «Грамматический аспект в преподавании русского языка как иностранного» при участии вузов и школ Узбекистана, Кыргызстана, России и Белоруссии.

        За отчетный период результаты научных исследований профессорско-преподавательского коллектива вуза были представлены на 109 научных мероприятиях (2018 - 110). Факультетами, кафедрами и научно-исследовательскими подразделениями проведены 64 (2018-65) научно-практические конференции (33 международного и всероссийского, 31 регионального и республиканского, вузовского уровней), организовано 39 выставок и 17 концертов.

        Подготовка научно-педагогических кадров в аспирантуре осуществляется по 5 направлениям. В настоящее время в аспирантуре обучаются 63 чел., в т.ч. 8 – по очной форме. В отчетном году обучение в аспирантуре завершили 8 чел. Преподавателями и сотрудниками педагогического университета защищены 2 кандидатские и 1 докторская диссертация. В вузе функционирует 1 объединенный диссертационный совет по защите докторских и кандидатских диссертаций по педагогическим наукам, где в 2019 году защищено 12 кандидатских диссертаций.

        Одной из форм реализации научных исследований преподавателей, научных сотрудников, докторантов, аспирантов, соискателей и студентов является публикационная активность.

        Деятельность в этом направлении в 2019 г. характеризуется следующими показателями: издано 14 монографий и глав в монографиях, 48 сборника научных трудов, 35 из которых подготовлены по материалам международных и всероссийских конференций и симпозиумов (29 размещены в Научной электронной библиотеке и индексируются в системе РИНЦ); 100 учебных и 115 учебно-методических пособий, 33 электронных учебных издания. 

        Как и в предыдущие годы, в университете издавались научные журналы «Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева», «Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. Серия: Механика предельного состояния», включенные в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий ВАК. В 2019-2020 учебном году было подготовлено и издано 9 выпусков этих журналов. Научным статьям, издаваемым в научных журналах университета.

        Университетом предоставляется доступ к базам данных: Science Index:, Web of Science, Scopus, ЭБС «IPR». В режиме виртуального читального зала доступна Национальная электронная библиотека, которая содержит в т.ч. полные тексты 450 тыс. диссертаций.

        Общее количество научных статей в 2019-20 уч. г. составило 1212 (в 2018-19 уч. г. - 1276, снижение за счет статей в РИНЦ, т.е. повышается «качество» статей), в том числе 155 – в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях согласно Перечню ВАК Минобрнауки России (в 2018-19 уч. г. – 137); в журналах и изданиях, индексируемых в Web of Science - 59 статей (заявлены ппс, не все проиндексированы на сегодня) (в 2018-19 уч. г. – 22), в Scopus – 30 (заявлены, не все проиндексированы) (в 2018-19 уч. г. – 19); в РИНЦ – 919 (в 2018-19 уч. г. – 1141).

        Фонд библиотеки насчитывает сегодня более 774 тыс. единиц учета на материальных носителях и около 52 тыс. изданий в составе электронно-библиотечных систем. Электронная библиотека вуза включает около 12 тыс. документов. Университет подписан на 35 наименований электронных периодических изданий, две ЭБС, три российские и зарубежные профессиональные базы данных

        Разработанная НПР вуза учебная и научная литература получает высокую оценку общественности. Так, по итогам VII Приволжского межрегионального конкурса вузовских изданий «Университетская книга – 2019» (г. Чебоксары – ЧКИ РУК) победителями и лауреатами стали 6 изданий университета, на Международном отраслевом конкурсе изданий для высших учебных заведений  «Университетская книга-2019: социально-гуманитарные науки» (г. Казань, Казанский инновационный университет им. В.Г.Тимирясова) дипломами и грамотами отмечены 6 изданий НПР вуза. Повышению качества издаваемой в университете печатной продукции способствует и проведение вузовского конкурса на лучшее учебное и научное издание года. В рамках конкурса по итогам 2019 года были определены победители в 4 номинациях.

        В инновационном развитии вуза активное участие принимал Совет молодых ученых и студентов (СМУиС) университета, который наряду с научной деятельностью в течение года организовывал общественную работу молодых ученых, аспирантов и студентов. Члены Совета являются непосредственными участниками заседаний СМУиС Чувашской Республики, организаторами республиканских конкурсов «Аспирант года», «Лучший молодой ученый Чувашской Республики», «Открытая лекция». По итогам конкурсов в номинации «Лучший молодой ученый-изобретатель Чувашской Республики» победу одержал старший преподаватель кафедры машиноведения Петров А.А., в республиканском фестивале «Открытая лекция» второе место присуждено доценту кафедры романо-германской филологии Исаевой М.А., третье место доценту кафедры биологии и основ медицинских знаний Индейкиной О.С.

        В 2019-2020 учебном году в научной работе приняли участие 2050 (74,35 %) студентов очной формы обучения (в 2018 г. – 2044 (73,44 %), в 2017 г. – 2053 (72,87 %)). Опубликовано 742 научные статьи (в 2018 г. – 812, в 2017 г. – 793). В международных и всероссийских научно-практических конференциях участвовали 672 чел. (в 2018 г. – 613, в 2017 г. – 418); в открытой конференции-фестивале научного творчества учащейся молодежи «Юность Большой Волги» университет представили 94 студента (в 2019 – 65, в 2018 г. – 63, в 2017 г. – 80), где лауреатами стали 42 чел. (в 2019 – 29, в 2018 г. – 22, в 2017 г. – 27).  В рамках конкурса международных и внутривузовских грантов поддержано 10 студенческих проектов (в 2019 – 8, в 2018 – 12, в 2017 г. – 12).

        В соответствии с планом НИР и финансово-хозяйственной деятельности вуза в 2020 г. научно-педагогические работники будут проводить научные исследования по 41 основным направлениям, среди которых 8 тем по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники РФ и ЧР. Предполагается проведение 109 научно-практического мероприятий (конференции, семинары, круглые столы, мастер-классы)

        Традиционно итоги НИРС подводились на вузовских научно-практических конференциях. Так, в рамках «Дней науки-2019» работало 200 секций, где с сообщениями и докладами выступили 2050 студентов, из которых 216 человека заняли призовые места, 69 студентам объявлена Благодарность вуза. 

        В 2019 году впервые в университете проведен конкурс на лучшую научную статью проводится среди обучающихся ЧГПУ им. И.Я. Яковлева «Лучшая научная статья 2019» в целях повышения познавательного интереса учащейся молодежи к проблемам профессиональной деятельности, активизации работы студенческих научных объединений, развития научно-исследовательской культуры. Конкурс проводился по 13 номинациям (основным научным направлениям университета). На конкурс подана 21 научная статья. В январе 2020 года состоялось подведение итогов конкурса и награждение победителей.

        В отчетном году с целью повышения у студентов мотивации к исследовательской деятельности и престижа будущей профессии в университете был проведен конкурс «Лучший студент исследователь года Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева» по 3 направлениям. В январе 2020 года состоялось подведение итогов конкурса и награждение победителей.

        Фонд библиотеки насчитывает сегодня более 776 тыс. экз. документов. Электронная библиотека вуза включает свыше 11 тыс. документов. Университет ежегодно подписывается на 39 наименований периодических изданий, одну ЭБС, три российские и зарубежные профессиональные базы данных.

        В организации НиИР и НИРС на 2020-2021 год ставятся следующие задачи:

  • Реализовать в полной мере потенциал НПР вуза по публикации результатов научных исследований в высокорейтинговых рецензируемых журналах и изданиях, индексируемых в российской и зарубежных системах цитирования, а также по повышению цитируемости в авторитетных наукометрических базах;
  • увеличить долю студентов и аспирантов, задействованных в выполнении фундаментальных и прикладных научно-исследовательских проектов и НИОКР по приоритетным направлениям науки, технологий и техники РФ и ЧР;
  • повысить процент участия профессорско-преподавательского состава и обучающихся в соискании научных грантов по российским и международным программам, финансируемым различными фондами, министерствами и ведомствами;

Вернуться назад