DataLife Engine > Положение о порядке и процедуре добровольной сертификации педагогических кадров
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение регламентирует порядок и процедуру добровольной сертификации педагогических кадров.
1.2. Добровольная сертификация педагогических кадров осуществляется в соответствии Международным стандартом сертификации персонала ISO/IEC CD 17024 (далее – МС) и имеет определенный порядок и процедуру.
1.3. Основанием для проведения добровольной сертификации педагогических кадров являются профессиональные стандарты (ПС) по видам педагогической деятельности.
1.4. Добровольная сертификация педагогических кадров проводится в Центре добровольной сертификации педагогических кадров (далее – Центр), который имеет Органы сертификации по видам педагогической деятельности.

2. Термины и определения
В настоящем Положении используются следующие определения:
идентификация компетенций (пресертификация) – процедура установления первоначальных профессиональных компетенций на соответствие требованиям профессионального стандарта по виду педагогической деятельности; предварительный этап оценки компетенций и уровня квалификации;
кандидат – лицо, прошедшее экспертизу заявочной документации и подписавшее договор на получение сертификата посредством подтверждения компетенций и уровня квалификации на соответствие требованиям профессионального стандарта по виду педагогической деятельности;
орган сертификации педагогических кадров – совокупная часть Центра добровольной сертификации педагогических кадров, осуществляющая сертификацию педагогических кадров на соответствие требованиям профессиональных стандартов по видам педагогической деятельности;
сертификация педагогических кадров – процесс, посредством которого Центр добровольной сертификации педагогических кадров подтверждает, что уровень компетенций и квалификации работника соответствует требованиям профессионального стандарта по виду педагогической деятельности;
соискатель – лицо, подавшее в Орган сертификации педагогических кадров заявочные документы на экспертизу;
центр добровольной сертификации педагогических кадров – организационная структура, осуществляющая функции управления порядком и процедурами сертификации педагогических кадров.

3. Порядок добровольной сертификации педагогических кадров
3.1. Порядок добровольной сертификации педагогических кадров включает в себя следующие действия (Приложение 1):
– подачу соискателем заявочной документации;
– экспертизу заявочной документации;
– обеспечение кандидата информационными материалами;
– идентификацию компетенций (пресертификацию) на соответствие требованиям ПС по виду педагогической деятельности;
– определение порядка сертификации;
– дополнительную подготовку кандидата (при необходимости), по программе, обеспечивающей восполнение недостающих компетенций;
– квалификационный экзамен на соответствие требованиям ПС по видам педагогической деятельности;
– принятие решения о выдаче (отказе в выдаче) сертификата;
– выдачу сертификата на соответствие установленным требованиям;
– инспекционный контроль сертифицированных квалификаций педагогических кадров.
3.2. Подача соискателем заявочной документации.
Соискатель представляет в Центр заявление на сертификацию (установленной формы) и приложения к заявлению.
В заявлении соискатель указывает:
– информацию общего характера, удостоверяющую личность и необходимую для проведения сертификации: Ф.И.О., дату рождения, адрес проживания, прочую информацию (при необходимости);
– наименование профессии (специальности), по которой желает быть сертифицированным, а также уровень сертификации;
– подробную информацию о соответствующих квалификациях (образование, обучение, опыт работы), подтвержденных и засвидетельствованных;
– название и почтовый адрес организации, которую он представляет.
В приложения к заявлению входят:
– дубликаты документов, подтверждающих образовательный ценз;
– резюме;
– справка о трудовом стаже и опыте работы по профессии (специальности);
– справка о состоянии здоровья (по требованию);
– сертификат при повторной сертификации;
– фотографии размером 3х4 (2шт.);
– письменное подтверждение о согласии с требованиями по сертификации и готовности предоставить дополнительную информацию (при необходимости) для проведения сертификации;
– копия платежного поручения об оплате за экспертизу заявочной документации.
3.3. Экспертиза заявочной документации
3.3.1. Для принятия решения о допуске соискателя к сертификации Центр должен осуществить экспертизу заявочной документации, чтобы гарантировать следующее:
а) соискатель обладает образованием и/или опытом работы по профессии (специальности), необходимыми для допуска к сертификации; соответствует условиям получения сертификата определенного уровня по обозначенной профессии (специальности) и квалификационному уровню, указанным в заявлении;
б) Центр может осуществить сертификацию по профессии (специальности) и уровню квалификации с учетом каких-либо специальных условий, указанных в заявлении (например, язык общения и др.);
в) соискатель был ознакомлен с сертификационными требованиями.
3.3.2. Результаты экспертизы заявочной документации являются основанием для заключения с соискателем договора на сертификацию.
3.3.3. При соответствии заявочной документации (характеристик соискателя) сертификационным требованиям принимается решение о заключении договора на сертификацию. В договоре указываются сроки и порядок проведения сертификации, условия ее оплаты. После заключения договора соискатель переходит в статус кандидата на прохождение сертификации.
3.3.4. В случае выявления несоответствия заявочной документации (характеристик соискателя) сертификационным требованиям принимается решение об отклонении заявки.
3.3.5. Основания для отклонения заявки соискателя на сертификацию являются:
- недостаточный стаж работы по профессии (специальности);
- неудовлетворительное состояние здоровья;
- низкий образовательный ценз;
- некомплектность представленных документов после уведомления соискателя о необходимости их дополнительного представления;
- отсутствие оплаты за услуги экспертизы заявочной документации.
3.3.6. В любом из перечисленных случаев Центр письменно уведомляет соискателя об отклонении заявки на сертификацию с указанием причин.
3.3.7. Соискатель имеет право обратиться в апелляционную комиссию Центра, которая обязана рассмотреть его заявление и подтвердить/не подтвердить решение об отклонении заявки.
3.4. Обеспечение кандидата информационными материалами.
Центр должен обеспечить кандидата следующими материалами:
- профессиональным стандартом по соответствующему виду педагогической деятельности и уровню квалификации (для ознакомления);
- документами, содержащими требования к порядку и процедуре сертификации;
- подробным описанием экзаменационных и сертификационных процедур, соответствующих каждому уровню сертификации, образцами тестов и заданий для идентификации компетенций кандидата и квалификационного экзамена;
- информацией о стоимости процедуры сертификации;
- информацией о правах и обязанностях сертификационного лица.
3.5. Идентификация компетенций (пресертификация) на соответствие требованиям ПС по виду педагогической деятельности.
3.5.1. Идентификация компетенций кандидата включает в себя:
- установление соответствия уровня теоретических знаний и практических умений кандидата требованиям ПС по виду педагогической деятельности;
- принятие решения о возможности (невозможности) допуска к квалификационному экзамену и выдачу заключения по порядку проведения сертификации.
3.5.2. Идентификация компетенций кандидата осуществляется не позднее двух недель с момента регистрации заявки. В отдельных случаях этот срок может быть увеличен для дополнительной проверки представленной заявочной документации.
3.6. Определение порядка сертификации
3.6.1. При положительных результатах идентификации компетенций кандидат получает направление на сдачу квалификационного экзамена – «Порядок 1» процедуры сертификации (Приложение 2).
3.6.2. При неудовлетворительных результатах идентификации компетенций кандидата (несоответствие уровня теоретических знаний и/или практических умений требованиям ПС) ему выдается рекомендация на прохождение специальной подготовки в образовательных учреждениях, осуществляющих обучение по индивидуальным программам в соответствии с требованиями ПС.
3.6.3. По окончании обучения кандидат имеет право на дальнейшие прохождение сертификационных испытаний – «Порядок 2» процедуры сертификации (Приложение 2).
3.7. Дополнительная подготовка кандидата.
3.7.1. Дополнительная подготовка проводится в учреждениях профессионального образования, а также на базе других учебных центров на договорной основе.
3.7.2. Дополнительная подготовка может быть предложена как кандидатам на прохождение сертификации, имеющим профессиональный стаж, так и выпускникам учреждений профессионального образования.
3.7.3. После прохождения дополнительной подготовки кандидат получает право на прохождение последующих этапов процедуры сертификации.
3.8. Квалификационный экзамен на соответствие требованиям ПС
Место и время проведения квалификационного экзамена определяются Центром и доводятся до сведения кандидата не позднее, чем за две недели до его проведения.
3.9. Принятие решения о выдаче (отказе в выдаче) сертификата.
3.9.1. Принятие решения о выдаче или отказе в выдаче сертификата осуществляется сертификационной комиссией органа на основе анализа документов, полученных в ходе всех этапов сертификационных испытаний (протоколы экзаменов, акты и др.).
3.9.2. Решение о выдаче сертификата принимается в случае подтверждения соответствия компетенций кандидата требованиям ПС по виду педагогической деятельности.
3.9.3. Решение об отказе в выдаче сертификата принимается при неудовлетворительных итогах квалификационного экзамена и доводится до сведения кандидата с указанием причин.
3.10. Выдача сертификата на соответствие установленным требованиям.
3.10.1. Центр на основании решения сертификационной комиссии о выдаче сертификата соответствия компетенций кандидата требованиям ПС оформляет сертификат (с указанием срока действия), регистрирует и выдает его сертифицированному специалисту.
3.10.2. Срок действия сертификата устанавливается в соответствии с требованиями ПС и/или решениями работодателей.
3.10.3. Сертификаты являются исключительной собственностью Центра и должны быть возвращены в случае отмены их действия.
3.10.4. Сертифицированный специалист знакомится (под роспись) с правами и обязанностями сертифицированного лица (Приложение 3).
3.11. Инспекционный контроль сертифицированных квалификаций педагогических кадров.
3.11.1. Инспекционный контроль осуществляется экспертами Центра в случае поступления информации о претензиях к компетенциям сертифицированного работника со стороны работодателя.
3.11.2. Результаты инспекционного контроля оформляются актом, в котором делается заключение о возможности (невозможности) сохранения действия выданного сертификата.
3.11.3. В случае несоответствия квалификации работника установленным требованиям, отказа владельца сертификата от проведения инспекционного контроля Центр отменяет (приостанавливает) действие сертификата.
3.11.4. После выполнения корректирующих мероприятий и при наличии положительных результатов их оценки Центр принимает решение о возобновлении действия сертификата и информирует об этом заинтересованные стороны.
3.11.5. В случае невыполнения корректирующих мероприятий или их неэффективности Центр отменяет действие сертификата и информирует об этом заинтересованных участников сертификации.
3.11.6. Центр осуществляет рассмотрение претензий и жалоб, поступающих со стороны соискателя или кандидата по вопросам нарушения порядка и/или процедуры сертификации.
3.11.7. Центр осуществляет периодический инспекционный контроль (внутренний аудит) деятельности на соответствие требованиям МС ИСО 17024 : 2003.

4. Процедура добровольной сертификации педагогических кадров
4.1. Процедура сертификации профессиональных квалификаций кандидата включает в себя три основных этапа:
– идентификация компетенций (пресертификация) на соответствие требованиям ПС по виду педагогической деятельности;
– квалификационный экзамен на соответствие требованиям ПС по виду педагогической деятельности;
– принятие решение о выдаче (отказе в выдаче) сертификата.
4.2. Идентификация компетенций (пресертификация) на соответствие требованиям ПС.
4.2.1. Цель идентификации компетенций на соответствие требованиям ПС – установление посредством экспертной оценки соответствия заявленных характеристик кандидата требованиям профессионального стандарта и выявление профессиональных компетенций кандидата для определения дальнейшей траектории сертификации (Приложение 2):
а) направление на квалификационный экзамен и последующую сертификацию;
б) выдачи рекомендаций на дополнительную подготовку с целью восполнения недостающих компетенций.
4.2.2. Форма проведения экспертной оценки на этапе пресертификации может быть различной:
– индивидуальное собеседование с кандидатом;
– устное или письменное тестирование;
– практические задания и т. д.
4.2.3. Перечень возможных форм экспертной оценки может быть согласован с работодателями.
4.2.4. Этап предварительной оценки компетенций (пресертификация) завершается подготовкой письменного заключения о возможности/невозможности допуска кандидата к квалификационному экзамену.
4.2.5. В случае отрицательных результатов на этапе пресертификации Центр уведомляет кандидата об отказе ему в прохождении следующих этапов сертификации и выдает рекомендации на прохождение специальной подготовки для восполнения недостающих компетенций.
4.3. Квалификационный экзамен
4.3.1. Квалификационный экзамен представляет собой объективную оценку компетенций кандидата в соответствии с требованиями ПС по виду педагогической деятельности. Результаты квалификационного экзамена являются основанием для принятия независимых решений по сертификации.
4.3.2. Орган сертификации, экзаменующий кандидата, гарантирует следующее:
– эксперты оценивают знания и умения кандидатов в пределах требований к профессии (специальности), которые определены на основании ПС или иных нормативных документов;
– экзамен проводится в стандартных условиях, обеспечивающих равенство всех кандидатов;
– личностные и иные данные кандидата, а также наличие у него сертификатов не влияют на экзамен и его результаты.
4.3.3. Если нет особых указаний в ПС и нормативных документах, разработанных работодателями, квалификационный экзамен включает в себя следующие составляющие:
а) теоретический экзамен – проверка специальных профессиональных знаний в сертифицируемой области;
б) практический экзамен – проверка уровня владения практическими навыками и умениями по профессии (специальности) в соответствии с требованиями ПС.
4.3.4. Проверка знаний по теоретическому блоку может проводиться в форме тестового, письменного или устного экзамена и прочей форме (там, где применимо).
4.3.5. Проверка уровня владения практическими навыками и умениями осуществляется в ходе выполнения практических заданий и проводится на базе учреждений образования, которые располагают необходимыми площадями, оборудованием, документацией, персоналом.
4.3.6. Результаты квалификационного экзамена фиксируются в таблицах и сводном протоколе.
4.3.7. Орган сертификации может адаптировать процедуры отчетности под свои потребности. Эти процедуры должны гарантировать, что процесс и результаты экзамена документируются надлежащим и исчерпывающим образом.
4.3.8. Таблицы и протоколы квалификационного экзамена передаются в сертификационную комиссию для принятия решения о сертификации.
4.4. Принятие решения о выдаче (отказе в выдаче) сертификата
4.4.1. Решение о сертификации кандидатов должно приниматься на основании данных, полученных на всех этапах процесса сертификации.
4.4.2. Сертификационная комиссия на основе анализа документов, полученных в ходе всех этапов сертификации и подтверждающих соответствие квалификации кандидата требованиям ПС, принимает решение о выдаче (отказе в выдаче) сертификата.
4.4.3. Центр на основании решения сертификационной комиссии о выдаче (отказе в выдаче) сертификата оформляет сертификат, регистрирует и выдает (отказывает в выдаче) его сертифицированному работнику.
4.4.4. Сертификат должен содержать следующую информацию:
а) название и регистрационный номер;
б) наименование Центра, проводящего сертификацию, с указанием места расположения;
в) уровень сертификации (квалификационный уровень) на соответствие требованиям ПС с указанием (ссылкой) на ПС или нормативные документы, лежащие в основе сертификации;
г) дату выдачи сертификата и дату истечения его срока действия,
д) подпись руководителя и печать Центра.
4.4.5. Срок действия сертификата устанавливается в соответствии с требованиями ПС и/или работодателей.
4.4.6. Центр доводит до сведения сертифицированных работников их права, обязанности, а также условия инспекционного контроля (Приложение 3).
4.4.7. При отрицательных итогах, полученных в результате сертификационных испытаний, Центр принимает решение об отказе в выдаче сертификата компетентности и информирует кандидата с обоснованием причин отказа.
4.4.8. Кандидат имеет право обратиться в апелляционную комиссию Центра, которая обязана рассмотреть его заявление и подтвердить/не подтвердить решение Центра об отказе в выдаче сертификата.
4.4.9. Информация, полученная при принятии заявлений, проведении идентификации компетенций, квалификационных экзаменов и в ходе процесса сертификации, должна обрабатываться Органом с соблюдением всех требований конфиденциальности.

Вернуться назад