Дорожа памятью о деятельности И.Я. Яковлева и его заветами


Дорожа памятью о деятельности И.Я. Яковлева и его заветамиВошло в традицию широко отмечать на общественном уровне памятные даты, связанные с жизнью и деятельностью выдающегося чувашского просветителя и педагога Ивана Яковлевича Яковлева (1848–1930 гг.). Народ помнит создателя чувашской письменности и глубоко чтит память Патриарха.

Труд подвижника
Юбилеи – это всегда восстановление в памяти деятельности юбиляра, уроков, вытекающих из нее, и оставленных им заветов. Как уже заведено, в республике и за ее пределами были проведены посвященные И.Я. Яковлеву массовые мероприятия, в том числе международная научно-практическая конференция, появились публикации в средствах массовой информации, состоялись выступления коллективов художественной самодеятельности, выставки и многое другое. Телеканал «Культура» порадовал нас передачей об И.Я. Яковлеве и т.д. Читатель, зритель и слушатель могли увидеть и оценить титанический подвижнический труд Ивана Яковлевича на благо соплеменников.
Каждое из совершенных им дел – организация школы-общежития для подготовки учителей для народных училищ, строительство зданий училищ и других учебных заведений, создание национального алфавита, издание национальных букварей, переводы литературы на родной язык, обучение будущих учителей сельскому хозяйству и организация для этого сельскохозяйственной фермы, опекаемая им женская трудовая община, социальная помощь и защита крестьян, обоснование исторического пути и будущего родного чувашского народа – делают его имя известным в истории Чувашского края и России.
Все это было осуществлено в рамках социально-просветительной концепции в трудных политических и иных условиях времени, несмотря на нападки со стороны недругов просвещения, обвинения в сепаратизме и яром национализме.
При поездках по деревням и селам учебного округа губернии в качестве инспектора чувашских школ ему приходилось испытывать большие бытовые неудобства и трудности. Подспорьем в информации о социально-просветительной деятельности И.Я. Яковлева служат его труды, изданные в свое время, а также в недавнем прошлом в московском издательстве «Республика», Чувашским государственным педагогическим институтом им. И.Я. Яковлева, Научно-исследовательским институтом при Совете Министров республики, Чувашским государственным университетом им. И.Н. Ульянова и разными авторами.

Благо для родного народа
Юбилей И.Я. Яковлева – также хороший повод обсудить вопросы дальнейшего повышения его содержательного уровня.
Чтобы полнее представить уровень подготовки учителей в руководимой И.Я. Яковлевым Симбирской чувашской школе, можно сопоставлять с той же работой других аналогичных учебных заведений России. Имеющиеся материалы позволяют в отдельных случаях это сделать и в сравнении с другими странами.
Представляется необходимым усилить методологическую основу восприятия, исследования и освещения творческого наследия И.Я. Яковлева. Ключом к этому является благо для родного народа, избранное им главной целью своей деятельности. В одном из писем своему учителю Н.И. Ильминскому (27 февраля 1883 г.) Яковлев пишет: «Очень ответственная обязанность, лежащая на мне, и не по силам ноша, которую я несу. Вот что только могу сказать, Николай Иванович, не кривя душой: люблю я чуваш, от души желаю им всякого блага» (Яковлев И.Я. Письма. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1985. С. 92).
А в письме своему первому ученику А.В. Рекееву (30 ноября 1881 г.) он напоминает: «Наша обязанность – не только трудом, но и средствами, по мере возможности, содействовать делу просвещения чуваш; твое, как и мое, положение только под таким условием имеет смысл глубокий, и мы заслужим сочувствие людей благомыслящих, любящих и ставящих общественное благо выше всего» (Там же. С. 184). В понимании понятия «блага» Иван Яковлевич подразумевал, кроме улучшения материально- экономического и культурного положения, и усвоение чувашским населением православия как фактора духовного слияния его с русским народом и сохранения национальной идентичности.

Творческое наследие
Важнейшей методологической составляющей является системность, и ее положение означает, что ни один факт из творческого наследия И.Я. Яковлева не может быть понят сполна без рассмотрения его в единстве с другими фактами. Несоблюдение этого положения может обернуться ошибками и другими недостатками в понимании И.Я. Яковлева.
Надо сказать, что он не избежал негативного отношения к себе со стороны отдельных, правда, единичных, исследователей, и в настоящее время, как это бывало раньше. Части из них давались в свое время достойные ответы в средствах массовой информации и в других публикациях, по поводу остальных, думается, свое слово еще скажут знающие творчество Ивана Яковлевича ученые.
Но о появившемся факте искаженного понимания завещания патриарха чувашскому народу хотелось бы здесь высказаться. Один исследователь в своих недавних публикациях объявляет завещание Яковлева как «приписываемое» ему, пытается ошибочными приемами обосновать свое утверждение. Помогавшего Ивану Яковлевичу составить текст завещания его сына Алексея Ивановича он хочет охарактеризовать отрицательно.
К сожалению, наши возражения упомянутому автору по поводу его ошибочного истолкования авторства завещания И.Я. Яковлева в одном уважаемом журнале отказались опубликовать. Хотя с нашими доводами там и соглашались.
Существует вопрос о названии завещания И.Я. Яковлева. В сохранившемся оригинале его нет. Упомянутый автор, как и некоторые лица, в том числе и отдельные участники последнего юбилея, называют его «духовным завещанием». Между тем понятие «духовное завещание» имело в виду по содержанию о разделе имущества завещателя между наследниками после его смерти, а писали их под диктовку завещателей «духовники» – священники. Завещание И.Я. Яковлева «по содержанию не подходит под категорию духовных завещаний, – утверждает известный историк В.Д. Димитриев. – Важнейшему документу И.Я. Яковлева можно дать такой, в научном отношении правильный, редакционный заголовок: «Завещание И.Я. Яковлева чувашскому народу». С этим утверждением нельзя не согласиться (Димитриев В.Д. Просветитель чувашского народа И.Я. Яковлев. Сборник статей. – Чебоксары, 2002. С. 76–77).

Заветы Патриарха
Поэтому, думается, следует остановиться на правильном, научном названии завещания И.Я. Яковлева. При этом его содержание требует от современников более полного его понимания и публичного использования. К сожалению, на упомянутых юбилейных мероприятиях, как в исследованиях вообще, недостаточно, на наш взгляд, подчеркивались социальное содержание и значение проделанного Иваном Яковлевичем за более чем полвека плодотворной деятельности.
Глубокая устремленность просветительно-педагогической деятельности И.Я. Яковлева на благо народа дает основание называть ее социальной (социально-просветительной, социально-педагогической).
В дни, когда отмечали 40-летие Симбирской чувашской школы и 60-летие ее основателя и руководителя Ивана Яковлевича Яковлева, одна симбирская газета, имея в виду масштаб и результаты его деятельности, назвала его редким человеком, то есть часто не встречающимся, уникальным, выполняющим важные социальные обязанности. Эту характеристику поддержало другое издание, а также фактически участники торжества. Действительно, И.Я. Яковлев был и остается в народной памяти, истории России редким человеком, отдавшим всего себя служению народу и Отечеству, России, ключевой фигурой в национальной истории. Ценными остаются его заветы для нас и вступающим в жизнь новым поколениям.

Герольд ПЛЕЧОВ

Опубликовано в газете "Республика" 8 мая 2024 г.