Увлеченные археологией


Увлеченные археологиейДревняя посуда, черепки, монеты… Сколько тайн хранит земля! Как это заманчиво – ощутить дыхание веков, погрузиться мыслями в лабиринты истории.
Археология. Ее называют самой романтической отраслью исторической науки, а археологов – детективами прошлого.

Услышать о кропотливом, но очень интересном труде археологов мне удалось, пообщавшись с влюбленными в свое дело молодыми археологами – студентами 4 курса факультета истории, управления и права Екатериной Осиповой и Кириллом Верияловым. Совсем недавно ребята вернулись с Всероссийской Урало-Поволжской археологической конференции студентов и молодых ученых, на которой представили свои доклады.

- Вы стали участниками двух крупных археологических экспедиций и трех «Вахт Памяти». Откуда такая тяга к археологии?
Екатерина: Когда поступали в вуз, знали, что нас ожидает археологическая практика, но я не думала, что это занятие будет таким значимым в моей жизни. Это очень интересный и увлекательный процесс, а если работаешь еще и в отличной компании, то вдвойне интересный!
Кирилл: Мой папа – историк. И он часто увлеченно рассказывал об археологической практике. Мы ведь ездим не только ради раскопок, сама обстановка, атмосфера завораживают. Один раз съездил – и уже не можешь без этого.
Екатерина: На лекциях по археологии нам казалось, что это не интересно, почти ничего не понимали. А как только на практике взяли в руки лопаты – все наши знания автоматически оказались в руках.
Кирилл: Наша первая археологическая практика проходила в Звениговском районе Республики Марий Эл. Мы работали на раскопках старого поселения финно-угров каменного века. Нашли много керамики. Там же работали студенты из Финляндии. Было очень интересно.

- Расскажите, пожалуйста, об участии в Урало-Поволжской археологической конференции.
Екатерина: Про конференцию нам рассказал Николай Станиславович Мясников. Он же помог с выбором тем и работой над докладами.
Я выступала с докладом «Костяные амулеты именьковской культуры Иваньково-Ленинского городища «Шолм» второй половины VII в. н.э.». Работа написана по материалам раскопок городища «Шолм», расположенного на территории села Иваньково-Ленино Алатырского района Чувашии. Раскопки проходили в августе 2017 года. Мы приняли в них участие. Ранее предполагалось, что именьковская культура исчезла в первой половине VII века нашей эры. Но находки показали, что она существовала и во второй половине века.
Объект раскопок представлял собой слегка углубленное в грунт жилище размерами 7,5х5,5 м каркасно-столбовой конструкции с центральным опорным столбом и, очевидно, четырехскатной крышей, с открытым очагом внутри. В ходе раскопок удалось обнаружить фрагменты керамической посуды, кости животных, бронзовые и стеклянные украшения и предметы одежды, орудия труда, а также множество костей с просверленными отверстиями. Вот они-то нас и заинтересовали: что это такое, для чего использовалось… Мы предположили, что это костяные амулеты. С наибольшей вероятностью амулеты городища «Шолм» могли быть связаны с охотничьей промысловой магией и носились самими охотниками, при этом их расположение в жилище говорит об особом месте хранения. Судя по кухонным остаткам, охота играла большую роль в жизни населения городища. Половину остеологической коллекции составляют кости диких видов животных. Среди них полностью преобладает лось, однако амулетов, изготовленных из его костей, нет.
Кирилл: Тема моего доклада – «Сравнительный анализ расселения волжских болгар XIV – начала XV в. и «ясачной чюваши» XVI – первой половины XVII в. в Предволжье». Этот вопрос мне самому очень интересен. Да и моя фамилия – Вериялов – подлила масла в огонь! Как известно, в чувашском языке выделяются три диалекта: верховой (вирьял), низовой (анатри) и средний (смешанный). По своему диалекту я отношусь к анатри, а вот фамилия! Суть моей работы – доказать, что чуваши являются потомками волжских болгар. Доказывать этот факт приходится и с помощью картографирования: отмечаем на карте чувашские поселения XVI века и сравниваем с археологическими памятниками Волжской Болгарии, прослеживаем переселения чувашей с места на место.

- В составе поискового отряда «Память» вы приняли участие в трех поисковых экспедициях «Вахта Памяти» в Ленинградской области. Можно как-то сравнить археологические раскопки и раскопки в рамках «Вахты Памяти»?

Екатерина: Начнем с того, что отношение к этим двум видам раскопок совершенно разное. В археологических экспедициях мы ищем предметы быта давно минувших веков. А «Вахта Памяти» – это поиск, в первую очередь, погибших солдат Великой Отечественной войны – войны, которая коснулась семьи каждого из нас. Поэтому и отношение более трепетное.
Кирилл: В археологии более методологический подход к раскопкам: все размечено по квадратам, по сантиметрам… А на Вахте работаем точечно, копаем в примерно намеченном месте.

- Опыт участия в археологических раскопках помогал вам на «Вахте Памяти»?
Кирилл: На Вахте мы иногда используем методы, которые применяются в археологических раскопках, то есть аккуратно, слой за слоем продвигаемся вглубь. Мало, кто из поисковиков так работает. Но это возможно далеко не всегда. Например, когда работаем в болоте, то там совершенно другая методика.

- Работа археолога – это, прежде всего, тяжелый труд. Вас не пугают трудные бытовые и погодные условия?
Кирилл: В поисковые экспедиции в Ленинградскую область мы ездим весной, когда снег уже почти сошел и не жарко, а самое главное, когда в болотистой местности еще нет комаров и мошкары. Мы работаем еще в хороших условиях по сравнению с некоторыми другими поисковыми отрядами: у нас большая армейская палатка, в которой есть печка, – это огромный плюс. Некоторые поисковики живут в обычных туристских палатках, когда ночные температуры бывают и минусовые.
Екатерина: Все познается в сравнении. После условий Ленинградской области летние археологические экспедиции нас совершенно не пугают, мы абсолютно непривередливые.
Раскопки – это очень интересно. После трудового дня – посиделки у костра, гитара, полевая кухня и круг единомышленников. Вот она – романтика!

- Знания, которые вы получаете в поисковых экспедициях, не вызывают у вас каких-либо противоречий при чтении учебников по истории?
Кирилл: В учебниках подробностей событий не пишут, а лишь причинно-следственные явления. А на «Вахте Памяти» мы изучаем все подробно: вот тут такая-то часть стояла, было у них столько-то единиц оружия и техники, потом отправилась туда-то … Это дает нам полную картину прошедших боевых действий. Эмоции усиливают находки, которые когда-то принадлежали конкретным людям.
Екатерина: Кроме того, в школах мы проводим уроки мужества, демонстрируем найденные предметы, рассказываем детям о войне. Это находит живой отклик в сердцах учеников. Когда показываем им находки – просто всплеск интереса, воочию они такие предметы раньше не видели. Мальчики, конечно, живее реагируют, импульсивнее. Многие тут же говорят о своих родственниках, которые были на войне. Есть те, кто сами хотят тоже попробовать поучаствовать в поисковых экспедициях.

В этом году вы заканчиваете вуз, что дальше?
Екатерина: Заканчивать вуз вообще не хочется, всю жизнь бы тут училась и работала! Я бы хотела продолжить обучение, а если получится, связать свою жизнь с историей и археологией и пойти учиться дальше.
Кирилл: Я сначала хочу пойти в армию, но обязательно в 90-й поисковый батальон, который занимается раскопками в Ленинградской области. Там служит наш выпускник, участник отряда «Память» Андрей Карпов. Мы с ребятами – участниками нашего отряда, которые в этом году тоже заканчивают вуз, очень хотим попасть именно туда. Но в армию пойду обязательно. На срочную службу. А после, возможно, пойду работать в школу и обязательно продолжу заниматься археологией.

Беседовала Татьяна Кугаткина


Опубликовано в газете "Чебоксарские новости" 30 марта 2018 г.