Игра на музыкальном инструменте (баян, аккордеон)
Содержание вступительного экзамена по музыкальному инструменту (баян, аккордеон) предполагает выявление у абитуриентов комплекса музыкально-исполнительских качеств, достаточных для успешного овладения знаниями, умениями и навыками художественного исполнения на баяне различных по содержанию, форме, стилю и характер музыкальных произведений. Индивидуальная программа выступления абитуриента должна включать следующие разделы инструментально подготовки:
· полифония;
· крупная форма;
· пьеса, оригинальное сочинение для баяна, аккордеона или обработка народной песни и танца.
Во время исполнения программы обращается внимание на комплекс общих музыкальных способностей (слух, чувство ритма, память), музыкальное мышление и умение понимать и передавать содержание музыкальных произведений.
Учитывая разный уровень базовой подготовки абитуриентов (ДМШ, педколледж, училище культуры, музучилище), требования вступительного экзамена предполагает дифференцированный подход к содержанию программы.
ПРИМЕРНЫЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ПРОГРАММЫ
Программа №1
(базовый уровень - музыкально училище)
И.С. Бах. Прелюдия и фуга фа мажор, ХТК, т. II;
Н. Чайкин. Скерцо из сонаты си минор;
Н. Матвеев. «При тумане, при долине...».
Программа №2
(базовый уровень - педагогический колледж, училище культуры)
И.С. Бах. Органная прелюдия до мажор;
Д. Бортнянский. Соната фа мажор, ч. I;
В. Мотов. «Возле речки, возле моста...».
Программа №3
(базовый уровень - ДМШ, ДШИ)
И.С. Бах. Прелюдия до минор;
М. Клементи. Сонатина ре минор, ч. 1;
А. Рубинштейн. Мелодия.
Игра на музыкальном инструменте (Фортепиано)
На вступительном экзамене абитуриент должен исполнить наизусть полифоническое произведение, произведение крупной формы (сонатину, сонату, вариации, концерт) и пьесу звучанием до 10 минут. Произведения должны охватить различные стили и эпохи (например: полифония - эпоха барокко - И.С. Бах, Г.Ф. Гендель; крупная форма - эпоха венских классиков - И. Гайдн, В.А. Моцарт, Л.В. Бетховен; пьеса - западный романтизм, произведения русских или советских авторов - Ф. Шопен, Ф. Лист, И. Брамс, П.И. Чайковский, С. Рахманинов, С. Прокофьев и т.д.).
Исполняя полифонию, абитуриент должен продемонстрировать знание и понимание законов голосоведения и контрапункта, уметь передать характер темы средствами динамики, туше, тембра и ритма. Кроме того, проверяется чувство формы, предполагающее умение связывать в единое целое всю многоплановую структуру полифонического произведения.
Исполняя крупную форму, абитуриент демонстрирует знание законов развития сонатного цикла, умение связывать между собой главную, побочную и заключительные партии в экспозиции сонатной формы, развить музыкальный материал этих тем в разработке и объединить весь музыкальный материал в репризе сонатной формы. Для того чтобы справиться с этими сложными задачами абитуриент должен иметь достаточно высокий уровень владения фортепианной техникой. Кроме того, выявляется владение стилевыми особенностями сонат венских классиков.
Исполняя кантиленную пьесу, абитуриент демонстрирует владение навыками связной, кантиленой игры, а также умение пользоваться красочной палитрой фортепианного звука.
Исполняя виртуозную пьесу (этюд) абитуриент должен продемонстрировать владение различными видами фортепианной техники.
ПРИМЕРНЫЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ПРОГРАММЫ
Программа №1
(базовый уровень - музыкальное училище)
И.С. Бах. ХТК-П прелюдия и фуга ля минор; В.А. Моцарт. Соната си-бемоль мажор, 1 ч.; С. Рахманинов. Прелюдия ре минор.
Программа №2
(базовый уровень - педагогический колледж, училище культуры)
И.С. Бах. «Аллеманда» и «Куранта» из французской сюиты до минор;
И. Гайдн. Соната ре мажор, ч. 1;
П. Чайковский. «Баркарола» из цикла «Времена года».
Программа №3
(базовый уровень - городских ДМШ, ДШИ)
И.С. Бах. Трехголосная инвенция до минор; Л.В. Бетховен. Соната №19, 1 ч.;
А. Лядов. Прелюдия ре минор.
Программа №4
(базовый уровень - сельских ДМШ, ДШИ, фольклорного отделения музыкального училища)
И.С. Бах. Двухголосная инвенция фа мажор;
М. Клементи. Сонатина ре мажор, 1ч.;
Р. Шуман. Пьеса ля мажор из «Альбома для юношества».
Сольное пение и сольфеджио
Данный экзамен включает несколько заданий.
При оценке сольного пения проверяются умение чисто интонировать мелодию песни, а также умение выразительно спеть произведение от начала до конца. Трудность программы зависит от уровня подготовки абитуриента.
I. Исполнение 2-х разнохарактерных вокальных произведений.
Для абитуриентов со средним музыкальным образованием:
а) народная песня (без сопровождения) русская, чувашская и др. национальностей;
б) романс, песня (под собственный аккомпанемент или с концертмейстером).
Для абитуриентов после музыкальной школы или с неполным музыкальным образованием:
а) народная песня (без сопровождения) русская, чувашская и др. национальностей.
б) песня (чувашская, русская или современных композиторов).
Желательно под собственный аккомпанемент.
Знать и уметь рассказывать об авторе (композиторе и поэте), если народная песня, то в чьей обработке. Перечислить знакомые вокальные произведения данного композитора.
Уметь выразительно рассказывать стихотворение или басню, а также ясно произнести скороговорки: например, «От топота копыт, пыль по полю летит», «Карл у Клары украл кораллы, а Карла у Карла украла кларнет» и др.
II. Повторить (спеть) после однократного прослушивания мелодическую фразу, предложенную экзаменатором.
III. Воспроизвести после однократного прослушивания ритмический рисунок, предложенный экзаменатором.
IV. Прочитать с листа нотный текст - спеть мелодию и озвучить ритмический рисунок.
V. Определить на слух:
Для абитуриентов, окончивших музыкальное училище:
· последовательность из 11-13 аккордов в широком расположении с включением аккордов ДД, с использованием отклонений и модуляцией.
· 3-4 интервала (простые и составные).
· 5-6 аккордов.
Для абитуриентов, окончивших педагогический колледж, музыкальную школу:
· последовательность из 6-8 аккордов с включением аккордов Т, S, Д 7, S1I 7, MV1I 7 и их обращений.
· 3-4 интервала (простые).
· 5-6 аккордов вне тональности.
Для абитуриентов, не имеющих музыкального образования, или имеющих неполное музыкальное образование:
· проинтонировать гармонические созвучия из 2-х, 3-х, 4-х звуков.
VI. Ответить на следующие вопросы:
1. Метр музыкальный - дать определение.
2. Ритм музыкальный - дать определение.
3. Размер - дать определение.
4. Перечислить виды размера в музыке.
5. Синкопа - дать определение.
6. Фермата - дать определение.
7. Интервал - дать определение.
8. Лад - дать определение.
9. Назвать все семиступенные лады.
10.Параллельные тональности - дать определение.
11 .Мелодия - дать определение.
12. Аккорд - дать определение.
13.Назвать все обращения трезвучия и септаккорда.
14.Обращение аккорда - дать определение.
15.Название ступеней мажорного и минорного ладов.
16.Полифония - дать определение.
17.Темп - дать определение.
18.Марш - дать определение.
19.Танец - дать определение.
20.Песня - дать определение.
21.Симфония - дать определение.
22.Назвать музыкально-драматические жанры.
23.Назвать наиболее значительных русских композиторов (5-7 композиторов).
24. Назвать наиболее значительных русских композиторов (5-7 композиторов).
25. Назвать наиболее значительных композиторов своего региона (5-7 композиторов).
|