Что нового ждет школу? Останутся ли бумажные учебники? Чему теперь будут учить на уроках технологии? Как попасть на виртуальную экскурсию в Эрмитаж? Об этом "РГ" рассказала министр просвещения России Ольга Васильева.
Ольга Юрьевна, сегодня вы в качестве министра просвещения впервые встречаетесь с региональными министрами, начальниками управлений образования и педагогами. Какие задачи ставите перед собой? Что нового ждет школу?Ольга Васильева: У нас сменилось несколько руководителей в регионах, и первым делом хочу поблагодарить коллег, которые работали со мной прежде. Перед системой общего образования стоят две большие цели. Первая - войти в десятку лучших в мире, вторая - выстроить систему воспитания. Суть первой - системные изменения, которые прежде всего повысят качество и доступность образования. Вторая цель ставит сразу множество задач: новые методы обучения и воспитания, образовательные технологии, которые должны быть нацелены на подготовку специалистов по цифровым технологиям. Впервые стоит задача создания условий для воспитания, развития и образования детей до трех лет. Нужно создать систему консультационной и методической помощи, грамотно вести работу со способными и талантливыми детьми. В каждом регионе должны появиться центры поддержки одаренных детей.
Когда появятся новые стандарты для средней и старшей школы, вокруг которых было много споров? Какие учебники и программы придется заново переписать - математики, технологии?
Ольга Васильева: Вокруг стандартов было много споров, в том числе надуманных. Например, часто упоминали, что школа лишится вариативности, хотя выбор у учителя остается даже в "обязательной" части программы. Были веские замечания - например, о том, что содержание стандартов должно быть прикреплено к возрастным критериям. В итоге нами созданы координационные советы по доработке стандартов, мы будем привлекать предметные ассоциации. Это очень важно. Например, у нас почти полностью обновляется содержание предмета "технология", но мы сохраним и ту часть, которая требует развития навыков ручного труда. Хочу подчеркнуть: все вносимые изменения касаются основной, обязательной части стандартов. Вариативная часть, хотя мне больше нравится слово "творческая", остается без изменений. Все экспертные замечания и предложения будут учтены, и нет сомнений, что стандарты мы утвердим. Нынешние школьники до 7-го класса занимаются по рамочным стандартам 2012 года, старшеклассники - по стандартам 2004 года. При этом в стране есть единый госэкзамен, который призван оценивать знания всех. Пока получается, что он оторван от содержания обучения, потому-то учителя и часто жалуются на то, что приходится натаскивать учеников на ЕГЭ. Но есть, конечно, и другое. 400 баллов на ЕГЭ в этом году получил ученик московской школы. Когда его спросили, в чем секрет, он ответил: "Нас хорошо учили в школе!"
В вузах появились онлайн-курсы. Школы тоже перейдут на онлайн-уроки?
Ольга Васильева: В последнее время вдруг начались разговоры, что к 2021 году министерство хочет заменить все бумажные учебники электронными, а писать дети будут только на клавиатуре. Это не так. Все эти разговоры лишены оснований, бумажные учебники, книги, конечно же, останутся. Почему-то все забыли про санитарные правила и нормативы, которые строго регулируют использование компьютеров, других технических средств в школе. Началась работа, направленная на проведение исследований, как гаджеты влияют на здоровье детей, их возможности. Только после того, как мы получим результаты наших исследований, изучим международный опыт, могут быть приняты какие-то решения.
О том, что в школе все же будут электронные учебники?
Ольга Васильева: Цифровая школа - это не только электронные книги и дневники. Это большой инфраструктурный проект, который приведет к обновлению всех школ и очень поможет учителям. Вы заходите в школу - вам не надо показывать пропуск, карточку школьника или другой документ. Система идентифицирует вас по лицу. Вы проходите по коридору: рядом и обычная библиотека, куда же без бумажных книг, и электронная… Проект Российской электронной школы сейчас дорабатывается, за основу взята платформа Московской электронной школы.
У нас 42 тысячи школ, 26 из них - сельские. Сколько школ технологически готовы к таким переменам?
Ольга Васильева: Подготовка педагогов к работе в цифровой школе уже началась. На базе Академии переподготовки и повышения квалификации работников образования только что прошли обучающие курсы представители 5 регионов. За электронной школой большое будущее. Я вам приведу такой факт: в России пять с половиной тысяч школ не имеют лабораторий. Но можно будет показать устройство двигателя внутреннего сгорания в 3D на экране. Чтобы увидеть Эрмитаж или Мариинку, необязательно ехать в Санкт-Петербург. Учитель сможет показать на экране виртуальные экскурсии, спектакли, библиотеки, архивы…
Так может, и учитель не так уж нужен. Кнопку "старт" на компьютере сможет нажать и робот.
Ольга Васильева: Профессия учителя никогда не исчезнет. Как показывают современные исследования, только 2 процента существующих специальностей могут заменить роботы. Педагог, разумеется, в эти 2 процента не входит. Педагог - это миссия и призвание.
Не всегда учителям понятно, из чего состоит их зарплата. Комиссии, которые должны распределять стимулирующие надбавки, остались в некоторых школах только на бумаге. В итоге директор получает 100 тысяч, учитель - 20. Как быть?
Ольга Васильева: Фонд заработной платы школы формируется на основании регионального подушевого норматива. Он везде разный. Но схемы, когда директор единолично решает, кому и сколько заплатить, быть не должно. Напомню, что школам рекомендуется не менее 70 процентов фонда оплаты труда на оклады, обеспечивая тем самым для каждого учителя понятную гарантированную сумму ежемесячной оплаты труда. А уже оставшуюся часть - на различные премии и стимулирующие выплаты.
Автор текста: Ирина Ивойловаминистерство образования и молодежной политики Чувашской Республики