В отчетном 2016-2017 учебном году центр дополнительного образования продолжил работу над реализацией наиболее распространенных образовательных программ по пяти направлениям:
– профессиональная переподготовка специалистов с присвоением квалификации для ведения нового вида профессиональной деятельности;
– профессиональная переподготовка специалистов без присвоения квалификации для ведения нового вида профессиональной деятельности;
– повышение квалификации специалистов;
– профессиональная подготовка по профессиям рабочих и должностям служащих;
– дополнительные образовательные программы для взрослых и детей.
1. Реализация образовательных программ
Центр дополнительного образования путем целенаправленной организации образовательного процесса, выбора форм, методов и средств обучения создает необходимые условия слушателям для освоения реализуемых образовательных программ.
Уже стало доброй традицией, что слушателями Центра дополнительного образования в подавляющем большинстве являются различные категории педагогических работников Чувашской Республики. Среди них:
- руководители и их заместители учреждений СПО и общеобразовательных школ;
- преподаватели вузов и учреждений СПО;
- мастера производственного обучения;
- учителя общеобразовательных и коррекционных (специальных) школ;
- педагогические работники дошкольных образовательных организаций;
- государственные гражданские и муниципальные служащие;
- специалисты по пожарной безопасности.
Главной задачей повышения квалификации педагогических работников является обновление и углубление знаний в психолого-педагогической, научно-профессиональной и общекультурной областях на основе ознакомления с современными достижениями науки, прогрессивной техники и технологии, освоение новых форм, методов и средств обучения, изучение отечественного и зарубежного опыта.
Общее количество слушателей ЦДО в 2016-17 учебном году составил 3458 чел., в т.ч. 1275 чел. – слушатели по ДПП профессиональной переподготовки, 1534 чел. – повышения квалификации, в т.ч. по профессии служащих, 492 чел. – общеобразовательных программ и 157 чел. получили профессии рабочих. Распределение слушателей по образовательным программам приведены (Приложение 1, табл.2).
Ежегодно Центр дополнительного образования уделяет большое внимание к работе с факультетами и общеуниверситетскими кафедрами, с целью расширения наименований реализуемых программ, востребованных на региональном рынке труда. По итогам 2016-17 учебного года были разработаны и внедрены в учебный процесс 18 новых дополнительных профессиональных программ, в т.ч. 6 – профессиональной переподготовки, 12 – повышения квалификации. (Приложение 2).
Традиционно программы реализуются согласно заказам районных и городских отделов образования Чувашской Республики и учитывая потребности конкретного заказчика. Образовательные программы разрабатываются, утверждаются и реализуются самостоятельно силами ведущих преподавателей вуза с учетом профессиональных стандартов, типовых образовательных программ. Все утвержденные образовательные программы соответствуют требованиям законодательства в области образования, а также локальным нормативно-правовым актам.
На сегодняшний день в вузе реализуются 53 программ профессиональной переподготовки и 26 программ повышения квалификации, 53 программ повышения квалификации с применением ДОТ.
Для студентов вуза – как будущих специалистов – важны осознание необходимости развития и желание самосовершенствования и самореализации. Поэтому необходимость дополнительного обучения является не только стимулом к повышению качества собственных знаний, но и максимизация собственной конкурентоспособности на рынке труда. В связи с этим из года в год уже наблюдается практика обучения студентов вуза параллельно с освоением основной образовательной программы по программам профессиональной переподготовки. Большим спросом у них традиционно пользуются такие программы, как «Теория и практика обучения иностранному языку», «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации», «Психология и педагогика дошкольного образования», «Логопедия», «Государственное и муниципальное управление». Общее количество студентов педагогического университета, параллельно обучающихся в Центре дополнительного образования в 2016-2017 учебном году – 600 чел., в т.ч. по программам профессиональной переподготовки – 478 чел., 122 - программы профессиональной подготовки. В течение ряда лет наблюдаются достаточно высокие показатели по объему оказанных дополнительных услуг на факультете дошкольной и коррекционной педагогики и психологии, факультете иностранных языков, кафедре иностранных языков.
1.1. Реализация образовательных программ профессиональной переподготовки
По результатам итоговой аттестации в 2016-17 учебном году 740 чел. получили диплом о профессиональной переподготовке, а 1534 чел. завершили обучение с получением удостоверений о повышении квалификации и свидетельств о профессии служащего. Контингент выпускников по дополнительным профессиональным программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации составил 2274 человек, в т.ч. контингент сотрудников педагогического университета, прошедших программ профессиональной переподготовки – 25 чел. (Приложение 1, табл.1).
По завершении обучения слушателям по 32 программам профессиональной переподготовки присвоены квалификации, а слушатели по остальным 13 программам получили дипломы о профессиональной переподготовке без присвоения квалификации с указанием их права ведения нового вида профессиональной деятельности в той или иной сфере.
1.2. Реализация образовательных программ повышения квалификации
Целью повышения квалификации является обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач. Повышение квалификации педагогических кадров осуществлялось через реализацию дополнительных профессиональных программ повышения квалификации по очной, очно-заочной, очно-дистанционной и дистанционной форме. Обучение осуществлялось по программам от 16 до 144 часов по различным направлениям модернизации образования. Была реализована новая программа «Культурная журналистика» объемом 144 часа.
В 2016-2017 учебном году повысили профессиональную компетентность через освоение программ дополнительного профессионального образования повышения квалификации 1534 чел., из них 105 чел. сотрудники ЧГПУ. Общая сумма дохода от реализации программ повышения квалификации составила 1 112 210 руб.
На сегодняшний день обучение с применением дистанционных образовательных технологий получило широкую популярность благодаря доступности и практичности. Проблема организации непрерывного, гибкого и одновременно высококачественного повышения квалификации в значительной степени решается благодаря использованию в процессе обучения дистанционных образовательных технологий (ДОТ), которые характеризуются целенаправленной и контролируемой интенсивной самостоятельной работой по индивидуальной образовательной траектории.
В отчетном году реализовывались 53 программы повышения квалификации с применением ДОТ по актуальным проблемам образования в объеме 72, 108 и 144 часов. Из них 5 новых наименований программ. Всего обучено 574 чел., из них 46 чел. преподаватели университета, 6 студентов ЧГПУ на общую сумму 1 723 000 руб.
Традиционно эти программы пользуются особой популярностью у работников детских дошкольных учреждений и других образовательных организаций как Чувашской Республики, так и Республик Татарстан и Башкортостан, Карачаево-Черкесская Республика и Коми, также Челябинской, Оренбургской, Нижегородской, Пермской, Волгоградской, Иркутская, Калужской, Тамбовской, Саратовской, Ростовской областей и Приморского, Ставропольского краев, всего из 47 субъектов РФ. В 2016-17 учебном году из других регионов прошли обучение 386 чел.
Дистанционные образовательные технологии активно использовались при проведении занятий по программам профессиональной переподготовки «Педагогика и психология дошкольного образования», «Государственное и муниципальное управление», «Коррекционная педагогика и специальная психология», «Педагогика и методика дополнительного образования», «Теория и методика обучения и воспитания младших школьников».
1.3. Реализация дополнительных образовательных программ
В 2016-2017 учебном году активно реализовывались дополнительные общеразвивающие программы с целью развития личностных способностей, формирования активной, полноценной социальной адаптации, организации досуга, удовлетворения индивидуальных потребностей в самовыражении и самореализации, интеллектуальном, нравственном и профессиональном совершенствовании.
При разработке дополнительных общеразвивающих программ учитывались возрастные и индивидуальные особенности, принципы андрагогики как при проектировании, так и при реализации образовательных программ.
В прошедшем учебном году по дополнительным общеразвивающим программам прошли обучение 492 чел., среди которых особым успехом у обучающихся пользовались «Академия детства». «Школа элитарного образования», «Организация и проведение экскурсий» и др.
Большую работу ЦДО провел по организации и проведению обучающегося курса для предпринимателей в возрасте до 30 лет, принявших участие в мероприятиях программы «Ты - предприниматель» по направлению «Франчайзинг».
Впервые в отчетном году совместно с Центром китайского языка и культуры была реализована программа «Основы китайской живописи и каллиграфии», которая в рамках сотрудничества с Гуйчжоуским педагогическим университетом приобретает особую актуальность.
Общий доход от оказания дополнительных образовательных услуг в указанный период времени составил 1 054 492 руб. (Приложение1, табл.4).
За истекший период проводилась профессиональное обучение по следующим образовательным программам: «Закройщик», «Водитель автомобиля категории «В», «Резчик по дереву и бересте», «Художник по костюму», «Вожатый», «Портной», «Руководитель кружка». За истекший период 157 чел. получили профессии рабочих и служащих, из них 91 чел. – профессию водителя транспортных средств категории «В», с присвоением разряда 19 чел.
Общая сумма дохода составила 1 503 870 руб., по программе «Водитель автомобиля категории «В» доход составил 1 314 908 руб.
Удовлетворенность потребителя является главным принципом работы ЦДО и определяет впоследствии механизм всей образовательной деятельности. С целью совершенствования содержания образовательных программ и организации образовательного процесса регулярно проводились изучение оценки качества образовательной заинтересованными сторонами и, прежде всего, конечными потребителями, а также оценка качества результатов образовательного процесса (результатов итоговой аттестации, экзаменов, зачетов).
С учетом итогов работы за 2016-2017 учебный год Центру дополнительного образования предстоит решить следующие задачи:
ü участие в конкурсах повышения квалификации, проводимых Администрацией главы республики;
ü укрепление и расширение партнерских связей с управлениями образования администраций районов и городов республики, рескомом профсоюза работников образования, министерствами и ведомствами Чувашской Республики;
ü дальнейшая разработка актуальных программ дополнительного профессионального образования с учетом требований профессиональных стандартов в области образования;
ü расширение наименований реализуемых программ, востребованных на региональном рынке труда;
ü дальнейшая работа по конструированию гибкой системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов.
Проректор по учебной работе Д.Е. Иванов
Приложение 1
Таблица 1
Динамика выпуска специалистов по дополнительным профессиональным программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации за последние шесть лет
№ п/п
|
Программы дополнительного образования
|
Учебные годы
|
|
2011-12
|
2012-13
|
2013-14
|
2014-15
|
2015-16
|
2016-17
|
-
|
Профессиональная переподготовка специалистов с присвоением квалификации и ведения нового вида профессиональной деятельности
|
965
|
1117
|
944
|
1054
|
670
|
740
|
-
|
Повышение квалификации специалистов
|
562
|
993
|
1409
|
1785
|
1608
|
1534
|
ИТОГО:
|
1527
|
2110
|
2353
|
2839
|
2278
|
2274
|
Таблица 2
Контингент слушателей по дополнительным профессиональным программам, программам профессиональной подготовки и дополнительным образовательным программам
№ п/п
|
Программы дополнительного образования
|
Учебные годы
|
|
2011-12
|
2012-13
|
2013-14
|
2014-15
|
2015-16
|
2016-17
|
-
|
Профессиональная переподготовка
|
1885
|
1845
|
1606
|
1667
|
1208
|
1275
|
-
|
Повышение квалификации специалистов
|
452
|
993
|
1409
|
1785
|
1608
|
1534
|
-
|
Профессиональная подготовка по рабочим профессиям и должностям служащих
|
172
|
175
|
207
|
140
|
188
|
157
|
-
|
Дополнительные общеразвивающие программы
|
450
|
292
|
435
|
377
|
657
|
492
|
ИТОГО:
|
2959
|
3305
|
3657
|
3969
|
3661
|
3458
|
Таблица 3
Итоги хозрасчетной деятельности Центра дополнительного образования за последние шесть лет (в тыс. руб.)
2011-2012
уч. год
|
2012-2013
уч. год
|
2013-2014
уч. год
|
2014-2015
уч. год
|
2015-2016
уч. год
|
2015-2016
уч. год
|
36889,3
|
31610,3
|
32059,2
|
34550,8
|
27910,5
|
29 492 968
|
Таблица 4
Доход Центра дополнительного образования за 2016-2017 учебный год (в тыс. руб.)
№/№
|
Реализация программ
|
Итого
|
-
|
Реализация образовательных программ повышения квалификации
|
1 112 210
|
-
|
Реализация образовательных программ повышения квалификации с применением ДОТ
|
1 723 000
|
-
|
Реализация дополнительных образовательных программ
|
1 054 492
|
-
|
Реализация программ профессиональной подготовки
|
1 503 870
|
-
|
Реализация образовательных программ профессиональной переподготовки
|
23 392 030
|
-
|
Реализация программ по углубленному изучению отдельных предметов
|
707 366
|
|
Всего
|
29 492 968
|
Приложение 2
Дополнительные профессиональные программы, внедренные в учебный процесс в 2016 –17 учебном году
|
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ПЕРЕПОДГОТОВКА
|
ПОВЫШЕНИЕ
КВАЛИФИКАЦИИ
|
1
|
2
|
3
|
1 |
Педагогика и методика дополнительного образования
|
Организация методической работы по реализации ФГОС в ДОО
|
2 |
Сервис недвижимости
|
Деятельность воспитателя по реализации ФГОС ДО
|
3 |
Теория и практика преподавания игры на клавишном синтезаторе
|
Противодействие коррупции
|
4 |
Техносферная (пожарная) безопасность
|
Современные проблемы детско-юношеского хорового исполнительства
|
5 |
Семейная психология и психотерапия
|
Организация инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС ДОО
|
6 |
|
Методы испытаний пенообразователей для тушения пожаров в соответствии с ГОСТ Р 50588-2012
|
7 |
|
Управление инвестиционными и инфраструктурными проектами
|
8 |
|
Обучение русскому жестовому языку
|
9 |
|
Организация и содержание учебного процесса в условиях реализации ФГОС обучающихся с умственной отсталостью
|
10 |
|
Организация инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС начального и основного общего образования
|
11 |
|
Актуальные проблемы социально-коммуникативного развития ребенка-дошкольника в условиях реализации ФГОС
|
12 |
|
Актуальные проблемы эколого-познавательного развития ребенка-дошкольника в условиях реализации ФГОС
|
13 |
|
Совершенствование методики обучения информатике в школе в условиях реализации ФГОС основного общего образования
|
14 |
|
Совершенствование методики обучения математике в школе в условиях реализации ФГОС основного общего образования
|
15 |
|
Актуальные проблемы развития у ребенка-дошкольника русской речи как неродной в условиях реализации ФГОС
|
Повышение квалификации
|
1 112 210
|
ПК с ДОТ
|
1 723 000
|
общеразвиващие программы
|
1 054 492
|
профессион. подготовка
|
1 503 870
|
переподготовка
|
23 392 030
|
всего
|
28 785 602
|
углубленники
|
707 366
|
Скачать отчет [232,09 Kb]