В 2016–2017 учебном году осуществлялась последовательная работа по оптимизации структуры управления вуза. Она претерпела определенные изменения. Так, на базе историко-филологического факультета был создан факультет чувашской и русской филологии, а на базе факультета управления – факультет истории, управления и права.
В связи с уменьшением контингента студентов было проведено объединение малокомплектных учебных групп и однопрофильных кафедр, что позволило внести соответствующие изменения в штатное расписание учебно-вспомогательного персонала и профессорско-преподавательского состава.
В соответствии с лицензией университет в 2016 году осуществлял образовательную деятельность по 65 основным профессиональным образовательным программам (51 ОПОП бакалавриата, 10 ОПОП магистратуры, 4 ОПОП специалитета) по очной форме обучения, 3 ОПОП бакалавриата по очно-заочной форме обучения и 61 – по заочной форме обучения (35 ОПОП бакалавриата, 26 ОПОП магистратуры (Таблица 1).
Таблица 1 – Перечень реализуемых основных профессиональных образовательных программ бакалавриата, магистратуры и специалитета
Код
направления
подготовки / специальности
|
Наименование направления подготовки (профиль, наименование магистерской программы) /специальности (специализация)
|
Физико-математический факультет
|
09.03.03
|
Прикладная информатика (Прикладная информатика в государственном и муниципальном управлении) (о/о) (з/о)
|
20.03.01
|
Техносферная безопасность (Пожарная безопасность) (о/о) (з/о)
|
44.03.01
|
Педагогическое образование (Информатика) (о/о)
|
44.03.05
|
Педагогическое образование (Математика и информатика) (о/о)
|
44.03.05
|
Педагогическое образование (Физика и информатика) (о/о)
|
09.04.03
|
Прикладная информатика (Прикладная информатика в государственном и муниципальном управлении) (о/о) (з/о)
|
44.04.01
|
Педагогическое образование (Информатика в образовании) (о/о)
|
Факультет иностранных языков
|
44.03.05
|
Педагогическое образование (Иностранный язык (английский), Иностранный язык (немецкий)) (о/о)
|
44.03.05
|
Педагогическое образование (Иностранный язык (английский), Иностранный язык (французский)) (о/о)
|
44.03.05
|
Педагогическое образование (Иностранный язык (немецкий), Иностранный язык (английский)) (о/о)
|
44.03.05
|
Педагогическое образование (Иностранный язык (французский), Иностранный язык (английский)) (о/о)
|
44.04.01
|
Педагогическое образование (Теория и практика межкультурной коммуникации в полиэтнической и поликультурной среде) (о/о)
|
45.05.01
|
Перевод и переводоведение (Специальный перевод (английский и немецкий) (о/о)
|
45.05.01
|
Перевод и переводоведение (Специальный перевод (английский и испанский) (о/о)
|
45.05.01
|
Перевод и переводоведение (Специальный перевод (английский и французский) (о/о)
|
Факультет художественного и музыкального образования
|
44.03.01
|
Педагогическое образование (Музыка) (о/о) (з/о)
|
44.03.01
|
Педагогическое образование (Дополнительное образование (музыкальное образование в области академического вокала)) (о/о)
|
44.03.01
|
Педагогическое образование (Дополнительное образование (музыкальное образование в области народного пения)) (о/о)
|
44.03.01
|
Педагогическое образование (Дополнительное образование (музыкальное образование в области эстрадного пения)) (о/о)
|
44.03.01
|
Педагогическое образование (Дополнительное образование (музыкально-компьютерные технологии и звукорежиссура)) (о/о)
|
44.03.01
|
Педагогическое образование (Изобразительное искусство) (о/о) (з/о)
|
44.03.04
|
Профессиональное обучение (по отраслям) (Декоративно-прикладное искусство и дизайн) (о/о) (з/о)
|
44.03.04
|
Профессиональное обучение (по отраслям) (Декоративно-прикладное искусство и дизайн; ускор. обуч. на базе СПО) (з/о)
|
54.03.01
|
Дизайн (Дизайн среды) (о/о) (о/з) (з/о)
|
54.03.02
|
Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (Художественная обработка керамики) (о/о)
|
44.04.01
|
Педагогическое образование (Художественное образование (изобразительное искусство) (о/о)
|
44.04.01
|
Педагогическое образование (Декоративно-прикладное искусство в системе непрерывного художественного образования) (з/о)
|
44.04.01
|
Педагогическое образование (Образовательные технологии в декоративно-прикладном искусстве и дизайне) (з/о)
|
44.04.01
|
Педагогическое образование (Музыкальное образование в системе дополнительного образования) (з/о)
|
44.04.01
|
Педагогическое образование (Педагогическое сопровождение художественно-эстетического развития личности) (з/о)
|
54.05.02
|
Живопись (Художник-живописец (станковая живопись)) (о/о)
|
Психолого-педагогический факультет
|
44.03.01
|
Педагогическое образование (Начальное образование) (о/о) (з/о)
|
44.03.01
|
Педагогическое образование (Начальное образование; ускор. обуч. на базе СПО) (з/о)
|
44.03.02
|
Психолого-педагогическое образование (Психология и социальная педагогика) (о/о) (з/о)
|
44.03.05
|
Педагогическое образование (Начальное образование и информатика) (о/о) (з/о)
|
44.03.05
|
Педагогическое образование (Начальное образование, родной (чувашский) язык и литература) (о/о) (з/о)
|
44.04.01
|
Педагогическое образование (Менеджмент социально-педагогической деятельности) (о/о) (з/о)
|
44.04.01
|
Педагогическое образование (Управление качеством начального образования в условиях сельской школы) (з/о)
|
44.04.01
|
Педагогическое образование (Этнопедагогическое образование) (з/о)
|
44.04.01
|
Педагогическое образование (Управление социальной и психолого-педагогической деятельностью) (з/о)
|
Факультет естественнонаучного образования
|
20.03.01
|
Техносферная безопасность (Охрана природной среды и ресурсосбережение) (з/о)
|
44.03.05
|
Педагогическое образование (Химия и биология) (о/о)
|
44.03.05
|
Педагогическое образование (Биология и география) (о/о)
|
44.03.05
|
Педагогическое образование (Биология и химия) (о/о) (з/о)
|
44.04.01
|
Педагогическое образование (Химическое образование) (з/о)
|
44.04.01
|
Педагогическое образование (Естественнонаучное образование) (з/о)
|
Факультет дошкольной и коррекционной педагогики и психологии
|
43.03.01
|
Сервис (Сервис недвижимости) (з/о)
|
44.03.01
|
Педагогическое образование (Дошкольное образование) (о/о) (з/о)
|
44.03.02
|
Психолого-педагогическое образование (Психология и педагогика дошкольного образования; ускор. обуч. на базе СПО) (з/о)
|
44.03.03
|
Специальное (дефектологическое) образование (Специальная психология) (о/о)
|
44.03.03
|
Специальное (дефектологическое) образование (Дошкольная дефектология) (о/о) (з/о)
|
44.03.03
|
Специальное (дефектологическое) образование (Логопедия) (о/о) (з/о)
|
44.03.05
|
Педагогическое образование (Дошкольное образование, родной (чувашский) язык и литература) (о/о) (з/о)
|
44.03.05
|
Педагогическое образование (Дошкольное образование, иностранный (английский) язык) (о/о)
|
44.04.01
|
Педагогическое образование (Педагогика и методика дошкольного образования) (о/о) (з/о)
|
44.04.02
|
Психолого-педагогическое образование (Психология и педагогика развития ребенка) (з/о)
|
44.04.02
|
Психолого-педагогическое образование (Психология и педагогика инклюзивного образования) (з/о)
|
44.04.02
|
Психолого-педагогическое образование (Психология и педагогика дошкольного образования) (з/о)
|
44.04.02
|
Психолого-педагогическое образование (Психолого-педагогическое сопровождение образования лиц с нарушениями речи) (з/о)
|
44.04.02
|
Психолого-педагогическое образование (Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовании) (з/о)
|
Факультет управления
|
38.03.02
|
Менеджмент (Финансовый менеджмент) (о/о)
|
38.03.03
|
Управление персоналом (Управление персоналом организации) (о/о) (з/о)
|
38.03.04
|
Государственное и муниципальное управление (Государственная и муниципальная служба) (о/о) (з/о)
|
42.03.01
|
Реклама и связи с общественностью (Реклама и связи с общественностью в системе государственного и муниципального управления) (о/о) (о/з) (з/о)
|
Историко-филологический факультет
|
44.03.01
|
Педагогическое образование (История) (о/о) (з/о)
|
44.03.01
|
Педагогическое образование (Русский язык) (о/о)
|
44.03.01
|
Педагогическое образование (Родной (чувашский) язык и литература) (о/о) (з/о)
|
44.03.01
|
Педагогическое образование (Мировая художественная культура) (з/о)
|
44.03.05
|
Педагогическое образование (История и право) (о/о) (з/о)
|
44.03.05
|
Педагогическое образование (История и обществознание) (о/о)
|
44.03.05
|
Педагогическое образование (История, родной (чувашский) язык и литература) (з/о)
|
44.03.05
|
Педагогическое образование (Русский язык и литература) (о/о) (з/о)
|
44.03.05
|
Педагогическое образование (Родной (чувашский) язык и литература, русский язык) (о/о)
|
44.03.05
|
Педагогическое образование (Мировая художественная культура и русский язык) (о/о)
|
44.04.01
|
Педагогическое образование (Современное историческое образование) (о/о) (з/о)
|
44.04.01
|
Педагогическое образование (Функциональная грамматика) (о/о)
|
44.04.01
|
Педагогическое образование (Теория и история культуры) (з/о)
|
44.04.01
|
Педагогическое образование (Теория и методика обучения литературе) (з/о)
|
44.04.01
|
Педагогическое образование (Функциональная грамматика: лингвистический и методический аспекты) (з/о)
|
44.04.01
|
Педагогическое образование (Теория и методика развития монологической и диалогической речи учащихся при изучении русского языка на функциональной и текстоцентрической основе) (з/о)
|
Технолого-экономический факультет
|
23.03.01
|
Технология транспортных процессов (Управление на автомобильном транспорте) (о/о)
|
23.03.03
|
Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов (Автомобильный сервис) (о/о) (з/о)
|
29.03.01
|
Технология изделий легкой промышленности (Технология швейных изделий) (о/о) (з/о)
|
29.03.05
|
Конструирование изделий легкой промышленности (Конструирование швейных изделий) (о/о) (о/з)
|
44.03.01
|
Педагогическое образование (Технология) (о/о) (з/о)
|
44.04.01
|
Педагогическое образование (Менеджмент в образовании) (о/о) (з/о)
|
44.04.01
|
Педагогическое образование (Технологии компьютерной графики и Web-дизайна) (з/о)
|
Факультет физической культуры
|
44.03.01
|
Педагогическое образование (Физическая культура) (о/о) (з/о)
|
44.03.05
|
Педагогическое образование (Физическая культура и БЖД) (о/о) (з/о)
|
49.03.01
|
Физическая культура (Спортивная тренировка в избранном виде спорта) (о/о) (з/о)
|
44.04.01
|
Педагогическое образование (Система подготовки в спорте) (з/о)
|
44.04.02
|
Психолого-педагогическое образование (Психология и педагогика физической культуры и спорта) (о/о) (з/о)
|
В целях обеспечения конкурентных преимуществ университета на современном рынке труда велась последовательная работа по созданию новых перспективных образовательных программ бакалавриата, специалитета, магистратуры и аспирантуры. Так, за отчетный год году разработаны и утверждены новые основные профессиональные образовательные программы (22 ОПОП). По отдельным из них был осуществлен прием в университет (Таблица 2).
Таблица 2 – Прием студентов на 1 курс на новые основные профессиональные образовательные программы
Направление подготовки/специальности
|
Профиль/магистерская программа/специализация
|
Прием в 2016 году (чел.)
|
бюджет
|
платн.
|
Очное обучение
|
44.03.01 Педагогическое образование
|
Русский язык
|
0
|
25
|
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
|
Начальное образование, родной (чувашский) язык и литература
|
21
|
1
|
Дошкольное образование, родной (чувашский) язык и литература
|
20
|
1
|
Дошкольное образование, иностранный (английский) язык
|
0
|
4
|
История и обществознание
|
22
|
8
|
Физическая культура и БЖД
|
24
|
23
|
49.03.01 Физическая культура
|
Спортивная тренировка в избранном виде спорта
|
15
|
0
|
44.04.01 Педагогическое образование
|
По 3 программам
|
10
|
2
|
Очно-заочное обучение
|
29.03.05 Конструирование изделий легкой промышленности
|
Конструирование швейных изделий
|
0
|
8
|
Заочное обучение
|
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями)
|
Начальное образование, родной (чувашский) язык и литература
|
20
|
4
|
Дошкольное образование, родной (чувашский) язык и литература
|
21
|
2
|
44.04.01 Педагогическое образование
|
По 5 программам
|
11
|
39
|
44.04.02 Психолого-педагогическое образование
|
По 2 программам
|
0
|
9
|
Итого:
|
|
164
|
126
|
Учебные планы всех реализуемых в вузе направлений подготовки бакалавров, магистров и специальностей утверждены на ученом совете, структура и содержание учебных планов направлений подготовки и специальностей соответствуют требованиям ФГОС ВО.
Содержание и процедура реализации всех образовательных программ полностью соответствуют федеральным государственным образовательным стандартам высшего образования (ФГОС ВО). В основу организации учебного процесса положены требования системного подхода к подготовке выпускников. Они проявляются в строгой последовательности и взаимной увязке преподаваемых дисциплин, в организации самостоятельной и научно-исследовательской работы обучающихся.
О высоком уровне организации учебного процесса образовательных программ свидетельствует тот факт, что по итогам пятого этапа проекта «Лучшие образовательные программы инновационной России» четыре образовательные программы – Педагогическое образование и Психолого-педагогическое образование (уровень бакалавриат и магистратура) признаны соответствующими самым современным тенденциям и требованиям государственной образовательной политики.
В отчетном году учебно-методическим управлением вуза совместно с физико-математическим факультетом проведена работа по государственной аккредитации магистерской программы по укрупненной группе 09.00.00 «Информатика и вычислительная техника» Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки положительно оценила эту работу и выдала приложение к свидетельству о государственной аккредитации.
В истекшем учебном году была продолжена работа актуализации и приведению в соответствие нормативно-правовой базы образовательной деятельности Университета Федеральному закону РФ «Об образовании в Российской Федерации». Всего обновлено 25 документов.
Список локальных нормативных актов,
обновленных и разработанных в 2016–2017 уч. году
Октябрь 2016 г.
1. Положение об учебно-методическом управлении.
2. Положение об учебно-методическом совете ЧГПУ им. И. Я. Яковлева.
Ноябрь 2016 г.
1. Положение об отделе организации учебного процесса.
2. Положение об единой электронной информационно-образовательной среде ЧГПУ им. И. Я. Яковлева.
3. Положение об индивидуальном учете результатов освоения обучающимися образовательных программ, хранения в архивах информации об этих результатах на бумажных и (или) электронных носителях.
4. Положение о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.
5. Положение о формировании портфолио обучающегося в ЧГПУ им. И. Я. Яковлева.
6. О порядке применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания в ЧГПУ им. И. Я. Яковлева.
Февраль 2017 г.
1. Положение о формировании штатного расписания научно-педагогических работников кафедр ЧГПУ им. И. Я. Яковлева.
2. Положение о реализации образовательных программ высшего образования в ускоренные сроки.
3. Положение о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.
4. Положение о размещении учебно-методических материалов и научно-исследовательской документации в единой электронной информационно-образовательной среде ЧГПУ им. И. Я. Яковлева.
Апрель 2017 г.
1. Положение о независимой оценке качества образования.
2. Положение о рейтинговой оценке качества знаний студентов.
3. Положение о порядке перевода студентов ЧГПУ им. И. Я. Яковлева на индивидуальный учебный план.
4. Порядок проведения анкетирования обучающихся о деятельности преподавателя «Преподаватель глазами студентов» в ЧГПУ им. И. Я. Яковлева.
5. Положение об условиях и порядке зачисления экстернов для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации в ЧГПУ им. И. Я. Яковлева.
6. Положение о реализации дисциплин «Физическая культура и спорт» и «Прикладная физическая культура» для отдельных категорий обучающихся.
Июнь 2017 г.
1. Положение о методической работе в ЧГПУ им. И. Я. Яковлева.
2. Положение о методической комиссии факультета.
3. Положение об организации методической работы на кафедре.
4. Положение о порядке перевода, отчисления и восстановления обучающихся в ЧГПУ им. И. Я. Яковлева.
5. Положение об адаптированной основной профессиональной образовательной программе высшего образования.
6. Порядок перевода обучающихся в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования.
Важным событием в жизни университета в истекшем году стало то, что по итогам мониторинга эффективности деятельности вузов за 2016 год мы имеем хорошие результаты и входим в число эффективных образовательных организаций (Таблица 3.)
Таблица 3.
№
|
Наименование показателя
|
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева»
|
Значение показателя
|
Пороговое значение
|
Изменение относительно прошлого года
|
E.1
|
Образовательная деятельность
|
66,64
|
60
|
+4,8%(63,57)
|
E.2
|
Научно-исследовательская деятельность
|
63,81
|
51,28
|
+12,0%(56,98)
|
E.3
|
Международная деятельность
|
9,89
|
1
|
+38,1%(7,16)
|
E.4
|
Финансово-экономическая деятельность
|
1341,96
|
1327,57
|
–8,0%(1458,62)
|
E.5
|
Заработная плата ППС
|
149,63
|
150
|
+0,6%(148,81)
|
E.6
|
Трудоустройство
|
75*
|
75
|
–6,3%(80)
|
E.8
|
Дополнительный показатель
|
4,84
|
2,78
|
+0,0%(4,84)
|
Анализ результатов мониторинга свидетельствует о том, что по пяти показателям Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева превысил пороговые значения.
Отчет о работе отдела организации учебного процесса
Отдел в течение 2016–2017 учебного года осуществлял контроль за оформлением финансовой документации по работе с почасовой оплатой труда, ежемесячно подготавливал информацию о численности обучающихся, сведения о переводе, восстановлении и отчисления студентов по всем реализуемым основным образовательным программам высшего образования очной формы обучения для размещения на официальном сайте университета во исполнение статьи 29 ФЗ «Об образовании в РФ».
Ежегодно в сентябре проводилась работа по выверке списков студентов очной и очно-заочной форм обучения по всем реализуемым основным профессиональным образовательным программам высшего образования. Также проводился сбор данных и представление статистического отчета по форме № ВПО-1 в Министерство образования и науки РФ по состоянию на 01 октября 2016 года. По состоянию на 01 октября 2016 года контингент студентов по очной форме обучения составлял 2960 человек, из них по программам бакалавриата обучалось 2851 студент, в том числе 2127 человек – на бюджетной основе, 724 человек – на платной основе; по программам специалитета обучалось 74 студента на платной основе, по программам магистратуры – 35 студентов, в том числе 23 человека – на бюджетной основе, 12 человек – на платной основе. По состоянию на 01 октября 2016 года контингент студентов по очно-заочной форме обучения составлял 23 человека, из них по программам бакалавриата обучалось 22 студента на платной основе, по программам магистратуры – 1 студент на платной основе.
Ежемесячно, ежеквартально составлялись сводки о движении контингента студентов очной и очно-заочной форм обучения, проводилась проверка цифровых отчетов кафедр по выполнению преподавателями объема выполненной учебной нагрузки, работа по фиксированию отклонения в выполнении учебной нагрузки преподавателей кафедр по полугодиям и за учебный год. Проводилась работа по составлению статистической отчетности по итогам зимней и летней экзаменационных сессий, по результатам работы Государственных экзаменационных комиссий, по распределению аудиторного фонда для обеспечения учебного процесса студентов очной формы обучения.
Отделом велась работа по подготовке проектов приказов ректора по составу студентов очной формы обучения: о зачислении, о восстановлении, о переводе на другую основную профессиональную образовательную программу высшего образования, о переводе на другую форму обучения, об отчислении, о переводе студентов с платных мест на места, финансируемые за счет средств федерального бюджета, о предоставлении академического отпуска, о предоставлении отпуска по беременности и родам, о предоставлении отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет, о предоставлении административного отпуска по уходу за ребенком до 3 лет, о смене фамилии, о назначении государственной академической стипендии, об объявлении выговора и выдаче дубликатов студенческих документов, об утверждении тем выпускных квалификационных работ, о допуске к государственной итоговой аттестации, о переводе на следующий курс, о выпуске.
Также осуществлялась подготовка проектов приказов по утверждению составов государственных экзаменационных комиссий по всем реализуемым основным профессиональным образовательным программам высшего образования.
Государственная итоговая аттестация выпускников осуществлялась в соответствии с положением об организации и проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры, утвержденным ученым советом университета от 25.09.2015 г.
Председатели государственной экзаменационной комиссии утверждались Департаментом государственной политики в сфере высшего образования Министерства образования и науки Российской Федерации из числа лиц, не работающих в Университете, имеющих ученую степень доктора наук и (или) ученое звание профессора либо являющихся ведущими специалистами – представителями работодателей или их объединений в соответствующей области профессиональной деятельности (на 2017 год председателями ГАК были утверждены 18 докторов наук, 1 кандидат наук и 5 ведущих специалиста – представители работодателей). В состав государственной экзаменационной комиссии были включены не менее 4 человек, из которых не менее 2 человек являлись ведущими специалистами – представителями работодателей или их объединений в соответствующей области профессиональной деятельности, остальные – лицами, относящимися к профессорско-преподавательскому составу Университета.
Вуз в 2017 году по очной форме обучения окончили 580 человек, из них с отличием – 162 студента, что составляет 27,9% от общего числа выпускников и 48 граждан иностранного государства (Туркменистан), что составляет 8,3% от общего числа выпускников (Таблица 4).
Таблица 4 - Выпуск студентов очной формы обучения на 01 июля 2017 г.
Направления подготовки бакалавров
|
профили
|
Выпуск
|
бюджет
|
платно
|
всего
|
из них с отличием
|
09.03.03
|
Прикладная информатика
|
Прикладная информатика в ГМУ
|
16
|
0
|
16
|
3
|
20.03.01
|
Техносферная безопасность
|
Пожарная безопасность
|
20
|
1
|
21
|
0
|
23.03.03
|
Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов
|
Автомобильный сервис
|
13
|
0
|
13
|
2
|
29.03.01
|
Технология изделий легкой промышленности
|
Технология швейных изделий
|
13
|
0
|
13
|
1
|
38.03.03
|
Управление персоналом
|
Управление персоналом организации
|
0
|
13
|
13
|
5
|
38.03.04
|
Государственное и муниципальное управление
|
Государственная и муниципальная служба
|
0
|
16
|
16
|
6
|
44.03.01
|
Педагогическое образование
|
Информатика
|
14
|
8
|
22
|
1
|
Технология
|
16
|
0
|
16
|
3
|
Дополнительное образование
|
13
|
0
|
13
|
63
|
Музыка
|
7
|
0
|
7
|
4
|
Изобразительное искусство
|
17
|
2
|
19
|
9
|
Дошкольное образование
|
45
|
0
|
45
|
13
|
Физическая культура
|
28
|
9
|
37
|
11
|
44.03.02
|
Психолого-педагогическое образование
|
Психология и социальная педагогика
|
25
|
5
|
30
|
7
|
Логопедия
|
12
|
0
|
12
|
4
|
Дошкольная дефектология
|
12
|
0
|
12
|
1
|
44.03.04
|
Профессиональное обучение (по отраслям)
|
Декоративно-прикладное искусство и дизайн
|
22
|
1
|
23
|
6
|
44.03.05
|
Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
|
Иностранный язык (английский), иностранный язык (немецкий)
|
11
|
3
|
14
|
9
|
Иностранный язык (английский), иностранный язык (французский)
|
13
|
10
|
23
|
1
|
Иностранный язык (французский), иностранный язык (английский)
|
11
|
0
|
11
|
2
|
Иностранный язык (немецкий), иностранный язык (английский)
|
11
|
1
|
12
|
2
|
Химия и биология
|
15
|
10
|
25
|
8
|
Биология и география
|
17
|
3
|
20
|
9
|
Математика и информатика
|
19
|
0
|
19
|
1
|
Физика и информатика
|
10
|
5
|
15
|
1
|
Русский язык и литература
|
11
|
7
|
18
|
7
|
Мировая художественная культура и русский язык
|
12
|
1
|
13
|
5
|
Родной (чувашский) язык и литература, русский язык
|
17
|
0
|
17
|
9
|
История и право
|
22
|
2
|
24
|
15
|
Начальное образование и информатика
|
25
|
1
|
26
|
8
|
54.03.01
|
Дизайн
|
Дизайн среды
|
9
|
0
|
9
|
3
|
Магистратура
|
44.04.01
|
Педагогическое образование
|
0
|
5
|
5
|
3
|
09.04.03
|
Прикладная информатика
|
0
|
1
|
1
|
0
|
Итого
|
|
|
476
|
104
|
580
|
162
|
Выпускники университета на государственной итоговой аттестации показали достаточно высокий уровень знаний: процент сдавших государственные экзамены на «хорошо» и «отлично» по очной форме обучения составляет 83,3; доля защитивших выпускные квалификационные работы на «хорошо» и «отлично» – 89,3% (Таблица 5).
Таблица 5 - Качественные показатели ГЭК выпускников очной формы обучения 2017 года
фак-ты
|
код направ.
|
профиль
|
Государств. экзамены
|
ВКР
|
Закончили с отличием
|
окончили
|
допущ.
|
Сдали на:
|
допущ.
|
Защитили на:
|
с дипломом
|
отл.
|
отл. и хор.
|
отл.
|
отл. и хор.
|
ФЧиРФ
|
44.03.05
|
РЯиЛ
|
18
|
10
|
13
|
18
|
12
|
18
|
7
|
18
|
МХК и РЯ
|
13
|
7
|
12
|
13
|
10
|
12
|
5
|
13
|
РЯиЛ,РЯ
|
17
|
13
|
16
|
17
|
15
|
17
|
9
|
17
|
44.04.01
|
Магистратура
|
|
|
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
Всего по факультету
|
48
|
30
|
41
|
49
|
38
|
48
|
22
|
49
|
ФИУиП
|
38.03.04
|
ГМУ
|
|
|
|
16
|
11
|
16
|
6
|
16
|
38.03.03
|
УПО
|
|
|
|
13
|
6
|
13
|
5
|
13
|
44.03.05
|
ИиП
|
24
|
19
|
23
|
24
|
17
|
23
|
15
|
24
|
Всего по факультету
|
24
|
19
|
23
|
53
|
34
|
52
|
26
|
53
|
ФИЯ
|
44.03.05
|
ИЯ(А),ИЯ(Н)
|
14
|
10
|
12
|
14
|
11
|
12
|
9
|
14
|
ИЯ(А),ИЯ(Ф)
|
23
|
9
|
18
|
23
|
10
|
16
|
1
|
23
|
ИЯ(Ф),ИЯ(А)
|
11
|
3
|
9
|
11
|
7
|
11
|
2
|
11
|
ИЯ(Н),ИЯ(А)
|
12
|
3
|
7
|
12
|
8
|
12
|
2
|
12
|
44.04.01
|
Магистратура
|
|
|
|
1
|
|
1
|
0
|
1
|
Всего по факультету
|
60
|
25
|
46
|
61
|
36
|
52
|
14
|
61
|
ФМФ
|
44.03.05
|
МиИ
|
19
|
9
|
16
|
19
|
14
|
19
|
1
|
19
|
ФиИ
|
15
|
4
|
11
|
15
|
13
|
15
|
1
|
15
|
44.03.01
|
Информатика
|
|
|
|
22
|
5
|
12
|
1
|
22
|
20.03.01
|
ПБ
|
21
|
7
|
19
|
21
|
4
|
14
|
0
|
21
|
09.03.03
|
ПИ в ГМУ
|
|
|
|
16
|
11
|
11
|
3
|
16
|
09.04.03
|
Магистратура
|
|
|
|
1
|
|
1
|
|
1
|
Всего по факультету
|
55
|
20
|
46
|
94
|
47
|
72
|
6
|
94
|
ФЕО
|
44.03.05
|
Химия и биология
|
25
|
12
|
17
|
25
|
15
|
22
|
8
|
25
|
Биология и география
|
20
|
14
|
16
|
20
|
16
|
19
|
9
|
20
|
Всего по факультету
|
45
|
26
|
33
|
45
|
31
|
41
|
17
|
45
|
ФХиМО
|
44.03.01
|
ИЗО
|
|
|
|
19
|
15
|
18
|
9
|
19
|
ДО
|
|
|
|
13
|
12
|
12
|
3
|
13
|
Музыка
|
|
|
|
7
|
7
|
7
|
4
|
7
|
44.03.04
|
ДПИиД
|
|
|
|
23
|
18
|
22
|
6
|
23
|
54.03.01
|
Дизайн среды
|
|
|
|
9
|
5
|
7
|
3
|
9
|
44.04.01
|
Магистратура
|
|
|
|
2
|
1
|
2
|
1
|
2
|
Всего по факультету
|
|
|
|
73
|
58
|
68
|
26
|
73
|
ТЭФ
|
44.03.01
|
Технология
|
|
|
|
16
|
16
|
16
|
3
|
16
|
29.03.01
|
ТШИ
|
|
|
|
13
|
6
|
12
|
1
|
13
|
23.03.03
|
Автомобильный сервис
|
|
|
|
13
|
3
|
13
|
2
|
13
|
44.04.01
|
Магистратура
|
|
|
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
Всего по факультету
|
|
|
|
43
|
26
|
42
|
7
|
43
|
ФФК
|
44.03.01
|
Физическая культура
|
|
|
|
37
|
18
|
27
|
11
|
37
|
Всего по факультету
|
|
|
|
37
|
18
|
27
|
11
|
37
|
ППФ
|
44.03.05
|
НОиИ
|
26
|
17
|
26
|
26
|
18
|
26
|
8
|
26
|
44.03.02
|
ПиСП
|
|
|
|
30
|
13
|
27
|
7
|
30
|
Всего по факультету
|
26
|
17
|
26
|
56
|
31
|
53
|
15
|
56
|
ФДиКПиП
|
44.03.03
|
Логопедия
|
|
|
|
12
|
10
|
11
|
4
|
12
|
Дошкольная дефектология
|
|
|
|
12
|
8
|
12
|
1
|
12
|
44.03.01
|
Дошкольное образование
|
|
|
|
45
|
32
|
40
|
13
|
45
|
Всего по факультету
|
|
|
|
69
|
50
|
63
|
18
|
69
|
Итого по вузу
|
258
|
137
|
215
|
580
|
369
|
518
|
162
|
580
|
Учебный процесс в университете организовывался в соответствии с графиком учебного процесса, утвержденным на ученом совете университета и разработанными и утвержденными на его основе расписаниями занятий по направлениям подготовки и специальностям, а также расписаниями промежуточной и итоговой аттестации.
Отдел организации учебного процесса принимал участие в работе комиссий по комплексной проверке деятельности факультетов и кафедр.
В соответствии с принятым 27.05.2016 г. на ученом совете университета Положением о порядке перехода лиц, обучающихся по образовательным программам высшего образования, с платного обучения на бесплатное проводилась работа по переводу студентов с платных мест на места, финансируемые за счет средств федерального бюджета. Всего за первое полугодие 2016–2017 учебного года переведено на бюджетное обучение 21 студент платной формы обучения (Таблица 6).
Таблица 6 - Информация о переводе обучающихся очной формы обучения с платных мест на места, финансируемые за счет средств федерального бюджета по итогам зимней зачетно-экзаменационной сессии 2016–2017 учебного года (Приказ ректора от 17.02.2017 г. №53)
№ п/п
|
Направления подготовки бакалавров
|
Профили
|
Количество переведенных студентов
|
1.
|
Прикладная информатика
|
Прикладная информатика в государственном и муниципальном управлении
|
2
|
2.
|
Техносферная безопасность
|
Пожарная безопасность
|
2
|
3.
|
Педагогическое образование
|
Изобразительное искусство
|
1
|
Музыка
|
1
|
Дополнительное образование
|
1
|
Начальное образование
|
1
|
Дошкольное образование
|
1
|
Родной язык и литература
|
1
|
Физическая культура
|
1
|
4.
|
Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
|
Иностранный язык (английский), иностранный язык (немецкий)
|
4
|
Иностранный язык (английский), иностранный язык (французский)
|
2
|
Начальное образование и информатика
|
1
|
Русский язык и литература
|
2
|
5.
|
Дизайн
|
Дизайн среды
|
1
|
ИТОГО
|
21
|
Отчет о работе отдела по заочному обучению за 2016–2017 учебный год
Отдел заочного обучения в течение 2016–2017 учебного года ежемесячно подготавливал информацию о численности обучающихся, сведения о переводе, восстановлении и отчислении студентов по всем реализуемым основным образовательным программам высшего образования заочной формы обучения.
В сентябре проводился сбор данных и представление статистического отчета по форме № ВПО-1 в Министерство образования и науки РФ по состоянию на 01.10.2016 г.
Контингент на 01 октября 2016 года составлял 2792 человека, в т. ч. 1573 чел. – на бюджетной основе, 1219 чел. – на платной.
|
ИФФ
|
ФУ
|
ФЕО
|
ТЭФ
|
ФХиМО
|
ФФК
|
ППФ
|
ФДиКПиП
|
ФМФ
|
бюджет
|
267
|
|
37
|
151
|
215
|
157
|
233
|
381
|
132
|
платно
|
51
|
206
|
16
|
55
|
85
|
78
|
223
|
416
|
89
|
всего
|
318
|
206
|
53
|
206
|
300
|
235
|
456
|
797
|
221
|
В 2016 году на заочную форму обучения было принято 723 человека, в т.ч. 437 человек – на бюджетной основе, 286 чел. – на платной основе. Цифры приема по направлениям подготовки бакалавров и магистрантов представлены в следующих таблицах:
Таблица 7 - Прием 2016 года (бакалавриат)
Наименование направления подготовки
|
Профили
|
Бюджетный прием
|
Платный прием
|
ВСЕГО принято
|
Всего
|
В том числе вне конкурса
|
сироты
|
ветеран БД
|
ребенок-инвалид
|
всего
|
|
09.03.03 Прикладная информатика
|
Прикладная информатика в ГиМУ
|
15
|
|
|
|
2
|
17
|
20.03.01 Техносферная безопасность
|
Пожарная безопасность
|
|
|
|
|
23
|
23
|
23.03.03 ЭТТМиК
|
Автомобиль-ный сервис
|
15
|
|
|
1
|
3
|
18
|
29.03.01 Технология изделий легкой промышленности
|
Технология швейных изделий
|
|
|
|
|
1
|
1
|
38.03.02 Менеджмент
|
Финансовый менеджмент
|
|
|
|
|
6
|
6
|
38.03.03 Управление персоналом
|
Управление персоналом организации
|
|
|
|
|
11
|
11
|
38.03.04 Государственное и муниципальное управление
|
Государствен-ная и муниципаль-ная служба
|
|
|
|
|
13
|
13
|
42.03.01 Реклама и связи с общественностью
|
Реклама и связи с обществен-ностью в системе ГиМУ
|
|
|
|
|
1
|
1
|
43.03.01 Сервис
|
Сервис недвижимости
|
|
|
|
|
9
|
9
|
44.03.01 Педагогическое образование
|
Мировая художественная культура
|
17
|
|
|
|
1
|
18
|
Родной язык и литература
|
21
|
|
|
|
|
21
|
История
|
20
|
|
|
|
1
|
21
|
Технология
|
20
|
|
1
|
|
2
|
22
|
Музыка
|
22
|
|
|
|
3
|
25
|
Изобразительное искусство
|
19
|
|
1
|
|
2
|
21
|
Дошкольное образование
|
25
|
|
|
|
2
|
32
|
Начальное образование
|
21
|
|
|
1
|
7
|
28
|
Физическая культура
|
30
|
1
|
1
|
1
|
7
|
7
|
44.03.02 Психолого-педагогическое образование
|
Психология и социальная педагогика
|
25
|
|
|
|
14
|
39
|
ПиПДО
|
20
|
|
|
|
7
|
27
|
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование
|
Специальное (дефектологическое) образование
|
30
|
|
|
|
40
|
70
|
44.03.04 Профессиональное обучение
|
Декоративно-прикладное искусство и дизайн
|
20
|
|
|
|
2
|
22
|
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями)
|
Русский язык и литература
|
19
|
|
|
|
2
|
21
|
Дошкольное образование, родной язык и литература
|
21
|
1
|
|
|
2
|
23
|
Начальное образование, родной язык и литература
|
20
|
|
|
|
4
|
24
|
49.03.01 Физическая культура
|
Спортивная тренировка в избранном виде спорта
|
|
|
|
|
8
|
8
|
ИТОГО
|
|
380
|
2
|
3
|
3
|
178
|
558
|
Таблица 8 - Прием 2016 года (магистратура)
Направление подготовки
|
Магистерская программа
|
Бюджетный прием
|
Платный прием
|
ВСЕГО принято
|
Прикладная информатика
|
Прикладная информатика в государственном и муниципальном управлении
|
|
3
|
3
|
Педагогическое образование
|
Современное историческое образование
|
|
8
|
8
|
Функциональная грамматика
|
|
4
|
4
|
Теория и история культуры
|
5
|
3
|
8
|
Теория и история литературы
|
|
1
|
1
|
Менеджмент в образовании
|
5
|
1
|
6
|
Декоративно-прикладное искусство в системе художественного образования
|
5
|
2
|
7
|
Образовательные технологии в декоративно-прикладном искусстве и дизайне
|
5
|
3
|
8
|
Художественное образование (ИЗО)
|
|
1
|
1
|
Музыкальное образование в системе дополнительного образования
|
5
|
8
|
13
|
Педагогическое сопровождение художественно-эстетического развития личности
|
|
6
|
6
|
Система подготовки в спорте
|
5
|
4
|
9
|
Теория и практика обучения межкультурной коммуникации
|
|
2
|
2
|
Технологии компьютерной графики и Web-дизайна
|
|
9
|
9
|
Педагогика и методика дошкольного образования
|
|
4
|
4
|
Управление социальной и психолого-педагогической деятельностью
|
6
|
3
|
9
|
Менеджмент социально-педагогической деятельности
|
|
20
|
20
|
Естественнонаучное образование
|
6
|
5
|
11
|
Психолого-педагогическое образование
|
Психология и педагогика физической культуры и спорта
|
5
|
2
|
7
|
Психология и педагогика развития ребенка
|
5
|
1
|
6
|
Психолого-педагогическое сопровождение (зрение)
|
|
1
|
1
|
Психология и педагогика инклюзивного образования
|
|
2
|
2
|
Психология и педагогика дошкольного образования
|
5
|
6
|
11
|
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовании
|
|
5
|
5
|
Психолого-педагогическое сопровождение образования лиц с нарушениями речи
|
|
4
|
4
|
|
ИТОГО
|
57
|
108
|
165
|
Ежемесячно составлялись сводки о движении контингента студентов. Проводилась статистическая отчетность по итогам зимней и летней экзаменационных сессий.
Отделом велась работа по подготовке проектов приказов по составу студентов заочной формы обучения.
В соответствии с принятым 27.05.2016 г. на ученом совете университета Положением о порядке перехода лиц, обучающихся по образовательным программам высшего образования, с платного обучения на бесплатное проводилась работа по переводу студентов с платных мест на места, финансируемые за счет средств федерального бюджета. Всего за первое полугодие 2016–2017 учебного года переведено с платных мест на места, финансируемые за счет средств федерального бюджета 3 студента:
44.03.01 Педагогическое образование
Профиль «Дошкольное образование»
1. Петрова Александра Львовна – 2 курс
Профиль «Технология»
2. Григорьев Михаил Юрьевич – 2 курс
49.03.01 Физическая культура
Профиль «Спортивная тренировка в избранном виде спорта»
3. Иванов Александр Вячеславович – на 2 курс
Основание: решение комиссии от 17.02.2017 г., протокол № 1.
В 2017 году выпуск студентов заочной формы обучения составил 488 чел., в т. ч. 244 чел. – на бюджетной основе, 244 чел. – на платной. 41 человек закончил вуз с отличием, в т. ч. 26 чел. – на бюджетной основе, 15 чел. – на платной. Выпускники показали хорошие результаты на государственной аттестации: процент сдавших государственные экзамены на «отлично» и «хорошо» – 85,9; доля защитивших ВКР на «отлично» и «хорошо» – 88,5 %.
Таблица 9 - Контингент выпускников заочной формы обучения ЧГПУ им. И. Я. Яковлева
профили/магистерская программа
|
ВСЕГО
|
В том числе на бюджетной основе
|
В том числе на платной основе
|
Всего
|
с отличием
|
без отличия
|
Всего
|
с отличием
|
без отличия
|
Прикладная информатика в ГиМУ
|
5
|
3
|
|
3
|
2
|
|
2
|
Охрана природной среды и ресурсов
|
9
|
8
|
1
|
7
|
1
|
|
1
|
Пожарная безопасность
|
29
|
8
|
|
8
|
21
|
1
|
20
|
Автомобильный сервис
|
10
|
9
|
|
9
|
1
|
|
1
|
Технология швейных изделий
|
12
|
10
|
|
10
|
2
|
|
2
|
Управление персоналом организации
|
36
|
|
|
|
36
|
2
|
34
|
Государственная и муниципальная служба
|
25
|
|
|
|
25
|
3
|
22
|
Мировая художественная культура
|
6
|
6
|
4
|
2
|
|
|
|
Родной язык и литература
|
13
|
12
|
2
|
10
|
1
|
|
1
|
Технология
|
11
|
10
|
|
10
|
1
|
|
1
|
Музыка
|
15
|
13
|
1
|
12
|
2
|
|
2
|
Изобразительное искусство
|
14
|
12
|
5
|
7
|
2
|
|
2
|
Дошкольное образование
|
67
|
49
|
3
|
46
|
18
|
|
18
|
Начальное образование
|
12
|
|
|
|
12
|
3
|
9
|
Начальное образование (на базе СПО)
|
9
|
|
|
|
9
|
|
9
|
Психология и социальная педагогика
|
41
|
13
|
1
|
12
|
28
|
|
28
|
Психология и педагогика дошкольного образования
|
34
|
15
|
3
|
12
|
19
|
1
|
18
|
Специальное (дефектологическое) образование в т.ч.
|
60
|
22
|
1
|
21
|
38
|
2
|
36
|
Дошкольная дефектология
|
28
|
16
|
1
|
15
|
12
|
|
12
|
Логопедия
|
32
|
6
|
|
6
|
26
|
2
|
24
|
Декоративно-прикладное искусство и дизайн
|
17
|
12
|
1
|
11
|
5
|
1
|
4
|
Биология и химия
|
10
|
8
|
|
8
|
2
|
|
2
|
Русский язык и литература
|
14
|
10
|
1
|
9
|
4
|
|
4
|
История и право
|
16
|
13
|
2
|
11
|
3
|
|
3
|
Спортивная тренировка в ИВС
|
22
|
11
|
1
|
10
|
11
|
1
|
10
|
Магистерская программа «Теория и методика развития монологической и диалогической речи учащихся при изучении русского языка на функциональной и текстоцентрической основе»
|
1
|
|
|
|
1
|
1
|
|
Всего
|
488
|
244
|
26
|
218
|
244
|
15
|
229
|
Таблица 10
Качественные показатели ГЭК выпускников 2017 года (ЗФО)
|
|
|
фак-ты
|
код направл.
|
профиль/магистерская программа
|
Государств. экзамены
|
ВКР
|
закон. с отлич.
|
окончили
|
|
допущ.
|
Сдали на:
|
допущ.
|
Защитили на:
|
с дипломом
|
без диплома
|
|
отл.
|
отл. и хор.
|
неуд.
|
отл.
|
отл. и хор.
|
неуд
|
|
ФЧиРФ
|
44.03.01
|
Мировая художественная культура
|
|
|
|
|
6
|
4
|
6
|
|
4
|
6
|
|
|
Родной язык и литература
|
|
|
|
|
13
|
7
|
13
|
|
2
|
13
|
|
|
44.03.05
|
Русский язык и литература
|
14
|
2
|
11
|
|
14
|
6
|
13
|
|
1
|
14
|
|
|
44.04.01
|
Магистратура
|
|
|
|
|
1
|
1
|
|
|
1
|
1
|
|
|
Всего по факультету
|
14
|
2
|
11
|
|
34
|
18
|
32
|
|
8
|
34
|
|
|
ФИУиП
|
38.03.03
|
Управление персоналом организации
|
|
|
|
|
36
|
7
|
36
|
|
2
|
36
|
|
|
38.03.04
|
Государственная и муницип. Служба
|
|
|
|
|
25
|
9
|
20
|
|
3
|
25
|
|
|
44.03.05
|
История и право
|
17
|
7
|
14
|
1
|
16
|
6
|
11
|
|
2
|
16
|
|
|
Всего по факультету
|
17
|
7
|
14
|
1
|
77
|
22
|
67
|
|
7
|
77
|
|
|
ФМФ
|
09.03.03
|
Прикладная информатика в ГМУ
|
|
|
|
|
5
|
2
|
5
|
|
|
5
|
|
|
20.03.01
|
Пожарная безопасность
|
30
|
15
|
26
|
|
29
|
14
|
28
|
|
1
|
29
|
|
|
Всего по факультету
|
30
|
15
|
26
|
|
34
|
16
|
33
|
|
1
|
34
|
|
|
ФЕО
|
20.03.01
|
Охрана природной среды и ресурсов
|
|
|
|
|
9
|
6
|
9
|
|
1
|
9
|
|
|
44.03.05
|
Биология и химия
|
10
|
3
|
10
|
|
10
|
4
|
9
|
|
|
10
|
|
|
Всего по факультету
|
10
|
3
|
10
|
|
19
|
10
|
18
|
|
1
|
19
|
|
|
ФХиМО
|
44.03.01
|
Изобразительное искусство
|
|
|
|
|
14
|
14
|
|
|
5
|
14
|
|
|
Музыка
|
|
|
|
|
15
|
8
|
11
|
|
1
|
15
|
|
|
44.03.04
|
ДПИиД
|
|
|
|
|
17
|
11
|
17
|
|
2
|
17
|
|
|
Всего по факультету
|
|
|
|
|
46
|
33
|
28
|
|
8
|
46
|
|
|
ТЭФ
|
23.03.03
|
Автомобильный сервис
|
|
|
|
|
10
|
3
|
7
|
|
|
10
|
|
|
29.03.01
|
Технология швейных изделий
|
|
|
|
|
12
|
3
|
11
|
|
|
12
|
|
|
44.03.01
|
Технология
|
|
|
|
|
11
|
7
|
11
|
|
|
11
|
|
|
Всего по факультету
|
|
|
|
|
33
|
13
|
29
|
|
|
33
|
|
|
ФФК
|
44.03.01
|
Физическая культура
|
|
|
|
|
22
|
18
|
22
|
|
2
|
22
|
|
|
Всего по факультету
|
|
|
|
|
22
|
18
|
22
|
|
2
|
22
|
|
|
ППФ
|
44.03.01
|
Начальное образование (на базе СПО)
|
|
|
|
|
9
|
|
9
|
|
|
9
|
|
|
Начальное образование
|
|
|
|
|
12
|
4
|
12
|
|
3
|
12
|
|
|
44.03.02
|
Психология и социальная педагогика
|
|
|
|
|
41
|
10
|
29
|
|
1
|
41
|
|
|
Всего по факультету
|
|
|
|
|
62
|
14
|
50
|
|
4
|
62
|
|
|
ФДиКПиП
|
44.03.01
|
Дошкольное образование
|
|
|
|
|
67
|
43
|
64
|
|
3
|
67
|
|
|
44.03.02
|
Психология и педагогика дошкольного образования
|
|
|
|
|
34
|
21
|
32
|
|
4
|
34
|
|
|
44.03.03
|
Дошкольная дефектология
|
|
|
|
|
28
|
15
|
28
|
|
1
|
28
|
|
|
Логопедия
|
|
|
|
|
32
|
24
|
29
|
|
2
|
32
|
|
|
Всего по факультету
|
|
|
|
|
161
|
103
|
153
|
|
10
|
161
|
|
|
Итого по вузу
|
71
|
27
|
61
|
1
|
488
|
247
|
432
|
|
41
|
488
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таким образом, в 2016–2017 учебном году университет закончили всего 1068 человек, в т .ч 580 – по очной форме обучения и 488 – по заочной форме обучения. Из них диплом с отличием получили 203 обучающихся (19 % от общего кол. выпускников) в т. ч. 162 по очной и 41 по заочной формам обучения.
Отчет отдела обеспечения качества и мониторинга образовательного процесса
За отчетный период сотрудники отдела активно участвовали в мероприятиях, направленных на контроль соблюдения и выполнения требований федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. Совместно с методической группой, состоящей из деканов факультетов, заместителей деканов по учебной работе и профессоров вуза, было разработано более 83 основных профессиональных образовательных программ (41 новая ОПОП для очной и заочной форм обучения).
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26 августа 2013 г. № 729 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки создала федеральную информационную систему «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении». По итогам заседания Межведомственной комиссии по проведению мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования, состоявшегося 22 декабря 2014 г., было принято решение об изменении методики расчета критериального показателя мониторинга, характеризующего трудоустройство выпускников образовательных организаций. Информация о выпускниках образовательных организаций теперь получается Пенсионным фондом РФ из ФИС «ФРДО».
С сентября по декабрь 2016 года была проведена работа по введению данных в федеральную информационную систему «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении» за 2004–2008 годы. На данный момент заполнена информация о дипломах за 2004–2017 годы.
Таблица 11 - Количество дипломов, введенных в информационную систему «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении»
Выпуск
|
Контингент
|
Всего
|
Очное обучение
|
Заочное обучение
|
2004
|
861
|
623
|
1 484
|
2005
|
840
|
692
|
1 532
|
2006
|
917
|
197
|
1 114
|
2007
|
644
|
445
|
1 089
|
2008
|
977
|
591
|
1 568
|
2009
|
1 008
|
520
|
1 528
|
2010
|
811
|
567
|
1 378
|
2011
|
941
|
501
|
1 442
|
2012
|
903
|
475
|
1 378
|
2013
|
888
|
564
|
1 452
|
2014
|
740
|
487
|
1 227
|
2015
|
798
|
855
|
1 653
|
2016
|
516
|
511
|
1 027
|
2017
|
580
|
488
|
1 068
|
Итого
|
11 424
|
7 516
|
18 940
|
В рамках вхождения в единое образовательное пространство в соответствии с Болонским процессом педагогический университет выдает выпускникам к диплому об окончании вуза приложение европейского образца – Diploma Supplement – единое для всех стран Европы, благодаря которому выезжающий за границу специалист – выпускник нашего вуза может устроиться на работу по своей специальности. Приложения могут быть оформлены на английском, немецком и французском языках (язык выбирается выпускником), и содержат информацию о студенте, его оценках и системе образования Российской Федерации в целом. В 2016–2017 учебном году выдано 1 приложение к диплому на английском языке.
Проверено более 60 основных профессиональных образовательных программ высшего образования, а также более 4500 рабочих программ дисциплин.
Отдел активно проводил анкетирования студентов:
– сентябрь 2016 года – совместно с отделом по воспитательной работе: «Отношение студенчества к проблемам коррупции», анкетирование прошли 1336 студентов;
– ноябрь 2016 года – совместно с отделом по воспитательной работе: «Терроризм глазами студента», анкетирование прошли 1337 студентов;
– ноябрь 2016 года – по соглашению с Министерством образований и молодежной политики Чувашской Республики совместно с отделом по воспитательной работе: социально-психологического тестирования студентов первого курса вузов Чувашской Республики, направленного на раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, анкетирование прошли все студенты первого курса;
– февраль 2017 года – анкетирование по всем направлениям подготовки и программам студентов (2231 сеанс) и преподавателей вуза (1495 сеансов) в рамках самообследования деятельности университета (удовлетворённость качеством учебного процесса).
В 2014–2015 учебном году по поручению ректората вуза был запущен мониторинг готовности к прохождению практик студентами и мониторинг удовлетворенности организацией практик. В минувшем 2016–2017 учебном году работа была продолжена. Анкетирование в рамках данного мониторинга прошли студенты всех факультетов вуза 2, 3, 4 курсов по всем видам практик.
Сотрудники отдела в течение года оказывали методическую поддержку сотрудникам деканатов факультетов при заполнении системы учёта контингента студентов «Деканат» с подсистемой учёта результатов обучения «Ведомости». С новыми сотрудниками было проведено обучение работе в системах «Деканат» и «Ведомости».
Отдел также проводит работу по обеспечению информационной безопасности персональных данных сотрудников и обучающихся (составление уведомлений в Управление Роскомнадзора по Чувашской Республике, отслеживание графика плановых проверок по линии Роскомнадзора и Управления ФСБ по Чувашской Республике, составлении приказов по допуску сотрудников университета к работе с персональными данными обучающихся, разработка типовых форм согласия на обработку персональных данных, соглашений о неразглашении персональных данных).
В этом учебном году Университет принял участие в эксперименте Рособрнадзора по независимой оценке качества знаний студентов в июне 2017 года.
Эксперимент проводится уже в четвертый раз в рамках исполнения поручения Президента Российской Федерации по повышению качества высшего образования через внедрение в деятельность вузов механизмов независимой оценки знаний студентов во время проведения промежуточной аттестации. Эксперимент, таким образом, позволяет развивать идеологию объективного оценивания студентов.
Студенты ЧГПУ им. И. Я. Яковлева трёх факультетов – психолого-педагогического, естественнонаучного образования, иностранных языков – сдавали дифференцированный зачёт / экзамены независимым экспертам – преподавателям, которые не проводили занятия в этих группах. Промежуточная аттестация проводилась в традиционной форме письменных ответов на вопросы. Оценочные материалы разрабатывались преподавателями университета и сторонними вузами и прошли предварительную экспертизу в Рособрнадзоре. Кроме того, представители ведомства присутствовали на экзаменах в качестве наблюдателей. Из каждой аудитории велась онлайн-трансляция в Ситуационно-информационный центр Рособрнадзора. Всего в эксперименте Рособрнадзора приняли участие 49 студентов ЧГПУ им. И. Я. Яковлева.
Отчет о работе отдела организации практик
Практика студентов является составной частью основной профессиональной образовательной программы высшего образования и проводится в соответствии с утвержденными рабочими учебными планами и графиком учебного процесса в целях приобретения студентами навыков профессиональной работы, углубления и закрепления знаний и компетенций, полученных в процессе теоретического обучения.
Практика студентов организуется на основании Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования, утвержденного Приказом Минобразования РФ № 1383 от 27.11.2015, и Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования – программы бакалавриата, специалитета, магистратуры ЧГПУ им. И. Я. Яковлева.
I. Организация и проведение всех видов практики.
Основными видами практики были учебная и производственная (в том числе преддипломная) практики. Учебные практики проводились в следующих формах: вычислительная, ознакомительная, музейная, архивно-музейная, копийная, творческая, научно-исследовательская, полевая, квалификационная, технологическая, социально-педагогическая, оборудование школьного кабинета физики, летние лагерные сборы, зимние лагерные сборы.
Учебные практики проводились группами под руководством преподавателей профилирующих кафедр на учебных базах университета, на базовых предприятиях и с выездом к месту прохождения практики. В период учебных практик студенты знакомились с основными видами и задачами будущей профессиональной деятельности, получили первичные профессиональные умения по направлению подготовки.
Производственные (в том числе педагогическая) и преддипломные практики были организованы для студентов старших курсов. Целями педагогической, производственной и преддипломной практик для всех направлений и уровней подготовки были систематизация, обобщение, закрепление и углубление теоретических знаний и умений, приобретенных студентами при освоении основной образовательной программы, на основе изучения опыта работы организаций различных организационно-правовых форм, в которых они проходили практику. В процессе практики студенты приобрели организаторский и профессиональный опыт в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускника.
В зависимости от специальности (направления подготовки) практика проходила в учреждениях разных типов: дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах, школах с углубленным изучением отдельных предметов, гимназиях, лицеях, профессиональных училищах, педагогических колледжах, техникумах, школах искусств, художественных и спортивных школах, вузах, центрах социальной помощи и реабилитации, учреждениях дополнительного образования, образовательных учреждениях специального (коррекционного) типа, министерствах, рекламных агентствах, администрациях и других организациях. Подбор предприятий и учреждений в качестве баз практик осуществлялась, прежде всего, с учетом наличия высококвалифицированных специалистов, привлекаемых к руководству практикой, также оснащенности учреждений и организаций в соответствии с современными требованиями.
В истекшем 2016–2017 учебном году было задействовано более 280 образовательных организаций, где прошли практику 1428 студентов. 1428 студентов прошли производственную и преддипломные практики в более 220 организациях и предприятиях. На базе университета прошли практику 737 студентов.
Перед началом практики были проведены установочные конференции со студентами с участием факультетских руководителей, методистов кафедр, заведующих кафедрами и деканов факультетов. Во время установочных конференций студентов знакомили с содержанием практики, ее целями и задачами, порядком проведения практики, знакомили с приказом о направлении их на практику, выступали методисты по специальным дисциплинам.
По окончании практики студенты-практиканты в соответствии с программой составляли отчет и сдавали его факультетскому (групповому) руководителю по специальности (направлению подготовки). В течение десяти дней после завершения практики проводилась итоговая конференция, на которой студенты выступали с презентациями. Руководителями составлялись отчеты о прохождении практики, которые после заслушивания на заседаниях кафедр и ученых советах факультетов были представлены в отдел организации практик УМУ.
По отзывам студентов и руководителей практики в школах созданы все условия для прохождения педагогической практики. Позиция администрации по отношению к студентам-практикантам была доброжелательная, но в то же время требовательная. Педагогическая практика показала, что студенты владеют методикой проведения современного урока, продемонстрировали хорошую теоретическую подготовленность, умение самостоятельно разрабатывать и проводить урок. Студенты применяли разнообразные типы уроков (традиционные, лекции, семинары, интегрированные, деловые игры, дискуссии, зачеты, обзоры, специализированные диктанты, круглые столы, лабораторные работы и т.д.). Ставили проблемные вопросы, использовали дидактические игры, различные методические приемы, которые способствовали развитию познавательных интересов. Студенты использовали современные ИКТ-технологии на уроках и внеклассных мероприятиях.
Студенты, обучающиеся на непедагогических направлениях, проходили производственную и преддипломную практики в различных организациях, соответствующих профилю подготовки.
По профилям «Автомобильный сервис» и «Управление на автомобильном транспорте» расширена база практики (ООО «Инавто», БУ ЧР «Республиканская станция скорой медицинской помощи» Минздрава Чувашии, ГУП «Чувашавтотранс» Минтранса Чувашии, ООО «Бизнес-Авто» и другие предприятия). В период прохождения практики студенты анализировали финансово-хозяйственную деятельность предприятия, изучали виды технического обслуживания и ремонта на технологических участках, изучали виды технического обслуживания и ремонта на технологических участках, изучали технологические карты процессов восстановления изношенных деталей.
Для организации учебной и производственной практик студентов профилей «Технология швейных изделий» и «Конструирование швейных изделий» были заключены договора о сотрудничестве с швейными предприятиями (ООО «Производственное коммерческое предприятие «Адида», ООО «Фалинда», ООО «Фирма художественных промыслов «Паха тере», ООО «Острая роза», ООО «Мираслава" и др.). Студенты ознакомились с работой швейных цехов, составом и содержанием нормативно-технической документации, обеспечивающей проектирование и изготовление швейных изделий, технической оснащенностью процессов производства изделий легкой промышленности. Изучили и последовательно освоили этапы проектирования и технологии изготовления изделий легкой промышленности посредством практического выполнения проектно-технологических работ. Во время преддипломной практик собрали материал для подготовки выпускной квалификационной работы.
Для организации учебных и производственных практик по профилям «Дизайн среды» и «Декоративно-прикладное искусство и дизайн» расширена база практик (Региональное отделение «Союз художников Чувашии» всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России», Общественная организация «Союз дизайнеров Чувашской Республики» – Региональное отделение общероссийской общественной организации «Союз дизайнеров России», ООО «Стил», ООО «Новая реальность», ООО «Бетула-Декор» и др.).
По профилю «Прикладная информатика в государственном муниципальном управлении» были обновлены и заключены договоры о сотрудничестве с новыми базами практики (Министерство информационной политики и массовых коммуникаций ЧР, ООО «АпЛэб», ООО «Геоворкс», ООО «ИТ-консалтинг», ООО «Альянс-Авто» и др.).
Также в 2016–2017 учебном году магистранты направления подготовки «Педагогическое образование» прошли производственную практику в школах, дошкольных образовательных учреждениях г. Чебоксары и на базе кафедр вуза. Магистрант направления подготовки «Прикладная информатика» прошел производственную (преддипломную) практику на базе общественной организации «Чувашское региональное отделение Академии информатизации образования».
II. Организация проведения летней педагогической практики студентов 2 и 3 курсов, обучающихся по направлениям подготовки бакалавров «Педагогическое образование» и «Психолого-педагогическое образование».
Летняя педагогическая практика студентов организовывалась на основании соглашения о сотрудничестве между Министерством образования и молодежной политики Чувашской Республики и ЧГПУ им. И. Я. Яковлева от 21 ноября 2013 г.
За учебный год заключены соглашения об организации педагогической практики студентов с 7 загородными детскими оздоровительными лагерями Чувашской Республики: ЗАО «Санаторий «Утес» ДОЛ «Солнышко» (№ 64 от 03.03.2017), ЗАО «Санаторий «Утес» ДОЛ «Утес» (№ 64 от 03.03.2017), АУ ЧР «ФОЦ «Белые камни» Минспорта Чувашии (№ 24 от 30.01.2017), МУП «ДОЛ «Звездный» администрации Цивильского района (№ 41 от 01.02.2017), МБОУ ДО «ДОЛ «Березка» г. Чебоксары (№ 23 от 30.01.2017), ООО «ДОЛ «Салют» (№ 31 от 30.01.2017), МАУ «ДООЛ «Звездочка» г. Новочебоксарск (№ 40 от 01.02.2017), АУ ЧР «ФОЦ «Росинка» Минспорта Чувашии (№ 34 от 30.01.2017). В индивидуальном порядке летнюю педагогическую практику студенты прошли в МБОУДО «ДООЦ «Бригантина» г. Чебоксары (№ 39-инд от 24.04.2017), АОУ ДОД «ДОЛ «Космонавт» им. А.Г. Николаева» Канашского района ЧР (№ 40-инд от 24.04.2017).
Совместно с методистами кафедры педагогики и психологии, начальниками детских оздоровительных лагерей в апреле (14.04.2017) было проведено организационное собрание со студентами, направляемыми на летнюю педагогическую практику.
На 1 смену в детские оздоровительные лагеря Чувашской Республики было направлено 105 студентов. Было разрешено прохождение летней педагогической практики в пришкольных лагерях, организациях дополнительного образования детей, центрах и клубах детского досуга Чувашской Республики – 84 студентам, в пришкольных лагерях за пределами Чувашии – 2 студентам, в ДОЛ за пределами Чувашии – 10 студентам.
На 2 смену в детские оздоровительные лагеря Чувашской Республики было направлено 102 студента. Было разрешено прохождение летней педагогической практики в пришкольных лагерях, организациях дополнительного образования детей, центрах и клубах детского досуга Чувашской Республики – 36 студентам, в пришкольных лагерях за пределами Чувашии – 4 студентам, в ДОЛ за пределами Чувашии – 2 студентам.
Во исполнение письма Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики № 02/13-1513 от 14.02.2017 52 студентам было разрешено прохождение летней педагогической практики в качестве общественных наблюдателей при проведении единых государственных экзаменов.
При распределении студентов в лагеря возникли трудности в связи с тем, что не все студенты смогли сдать экзамен в Центре молодежных инициатив для получения сертификата вожатого. Поэтому для некоторых лагерей пришлось искать замену.
В начале практики у студентов возникли трудности адаптационного характера.
Для организации летней педпрактики групповому руководителю выделяется 0,5 часа на одного студента на весь период практик. Руководители практики просят увеличить учебную нагрузку на эту практику, в связи с большим объемом работы со студентами.
III. Организация и проведение пассивной педагогической практики студентов, обучающихся по направлениям подготовки бакалавров «Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование», «Профессиональное обучение (по отраслям)», «Специальное (дефектологическое) образование».
Студенты 2, 3 и 4 курсов были направлены для прохождения пассивной педагогической практики в средние общеобразовательные школы, лицеи, гимназии г. Чебоксары, дошкольные образовательные учреждения, организации дополнительного образования в зависимости от направления и профиля подготовки.
Данный вид практики посвящен ознакомлению студентов с современными условиями организации учебного процесса в образовательных учреждениях, укреплению интереса к выбранной профессии.
Пассивную педагогическую практику студенты проходили один раз в неделю с отрывом от учебы. С первых дней они были прикреплены к определенному классу (группе) и работали в качестве помощников классных руководителей (воспитателей). Они слушали и анализировали уроки учителей-предметников с целью изучения и анализа применяемых в обучении образовательных технологий и методик; посещали мероприятия классных руководителей с целью наблюдения за классным коллективом; сами в присутствии классных руководителей, учителей-предметников и методистов проводили классные часы и внеклассные мероприятия, принимали участие в субботниках, в организации дежурства класса по школе.
По итогам практики студенты представили отчетную документацию (отчет по практике, дневник педагогических наблюдений, анализ урока учителя, план проведенного мероприятия).
По окончании пассивной педагогической практики были проведены конференции, где студенты отметили, что практика была полезна, и у них сформировалось первое впечатление об учебно-методической деятельности учителя-предметника, а также воспитательной деятельности классного руководителя.
IV. Анализ и систематизация программ практик по всем видам практик согласно требованиям федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования.
Дорабатываются в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования программы практик по направлениям подготовки бакалавров/специалистов и магистерским программам.
V. Расчет объема учебной нагрузки преподавателей кафедр по всем видам практики на 2017–2018 учебный год.
В апреле-мае отдел сделал расчет нагрузки преподавателей по всем видам практики на следующий учебный год. В таблице представлена информация о распределении нагрузки на руководство педагогической, производственной и учебной практиками:
|
педагогическая практика
|
производственная практика
|
учебная
практика
|
Всего
|
2017–2018
|
10274 ч.
|
6806,5 ч.
|
2542 ч.
|
19622,5 ч.
|
VI. Систематический контроль оформления финансовой документации по оплате работникам образовательных организаций.
Отдел контролирует оформление финансовой документации работниками образовательных организаций ЧР, участвующих в проведении педагогической практики студентов.
В таблице представлена информация о затратах на оплату работникам образовательных организаций ЧР:
Период оплаты
|
Кол-во часов
|
Сумма
|
сентябрь-октябрь
|
4176 ч.
|
292320 р.
|
ноябрь-декабрь
|
3595 ч.
|
251650 р.
|
февраль-март
|
3056 ч.
|
213920 р.
|
апрель-май
|
844 ч.
|
59080 р.
|
Всего
|
11671 ч.
|
816970 р.
|
VII. Проведение анкетирования со студентами по практике
Перед началом практики проводилось анкетирование подготовленности студента к прохождению практики, после прохождения практики – анкетирование удовлетворенности студентами прохождением практики.
В истекшем учебном году анкетирование всего прошли 1957 студентов: анкету подготовленности к учебной практике – 84, к производственной практике – 847, к преддипломной практике – 200; анкету удовлетворенности прохождением учебной практики – 51, производственной практики – 584, преддипломной практики – 191 студент.
По итогам анкетирования после прохождения практики 391 студент из 826 ответили, что их пригласили для дальнейшего трудоустройства (примерно 47 %). По итогам учебных практик – 16 из 51 (примерно 31 %), по итогам производственных практик – 284 из 584 (примерно 49 %), по итогам преддипломной практик – 91 из 191 (примерно 47 %). По итогам учебных практик меньше студентов получили приглашение для дальнейшего трудоустройства, так как, в основном, учебные практики проводятся на базе факультетов университета.
В целом студенты удовлетворены организацией практики: «эффективно» – 784 из 826 (94,92 %), «малоэффективно» – 39 из 826 (4,72 %), «неэффективно» – 3 из 826 (0,36 %).
Таким образом, работа учебно-методического управления за 2016–2017 учебный год велась на достаточном хорошем организационном и методическом уровнях. Основной целью УМУ на 2017–2018 год является подготовка и прохождение процедуры государственной аккредитации университета.
В рамках подготовки к процедуре государственной аккредитации вуза с 13 декабря 2016 года по 07 февраля 2017 года были организованы курсы повышения квалификации «Управление качеством образования», обучение на которых прошли 56 сотрудников университета – деканы, заместители деканов, заведующие кафедрами, сотрудники УМУ.
Задачами на следующий год являются:
- модернизация основных профессиональных образовательных программ на основе ФГОС ВО и профессиональных стандартов по следующим параметрам:
- реальное соответствие структуры и наполнения учебного плана целям обучения и компетенциям, определяемых требованиям ФГОС, ОПОП и профессионального стандарта;
- развитие информационного образовательного пространства университета;
- организация процедуры внешней и внутренней независимой/ объективной оценки знаний обучающихся;
- актуализация нормативно-правой и учебно-методической документации;
- промежуточная и итоговая аттестация в условиях компетентностного/практикоориентированного подхода;
- разработка и реализация мероприятий для подготовки университета к прохождению процедуры государственной аккредитации;
- переподготовка и повышение квалификации ППС в российских научно-образовательных центрах и ведущих вузах по учебно-методическому обеспечению ФГОС;
- совершенствование системы привлечения работодателей к созданию, корректировке и реализации образовательных программ, разработке новых профилей подготовки кадров в соответствии с потребностями рынка труда и требованиями профессиональных стандартов.
Начальник УМУ Васильева Л. Г.
07.07.2017 г.
Скачать отчет [410,2 Kb]