Доктор педагогических наук, профессор, заслуженный учитель Чувашской АССР, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, академик АПСН, АН ЧР, Петровской академии наук и искусств.
Геннадий Александрович Анисимов по праву считается
ведущим специалистом в России в области методики преподавания русского языка в национальной школе.
У Геннадия Александровича длинный путь восхождения на педагогический олимп. Педагогическую профессию выбрал осознанно. В 1953 году с отличием окончил Цивильское педагогическое училище, а в 1958 году – русско-чувашское отделение Чувашского педагогического института.
Далее начал трудовую деятельность в области журналистики в качестве зав. отделом редакции республиканской газеты «Молодой коммунист» (1958-1960).
В 1960 году он покинул редакцию газеты и стал увлеченно трудиться учителем русского и чувашского языков в Ораушской средней школе Вурнарского района, с 1965 года – директором Ишакской средней школы.
Работая в школах, Геннадий Александрович задавался вопросами: почему чувашские сельские дети слабо усваивают русский язык? Что для этого должен делать учитель? Поиск ответов на эти непростые вопросы привел его к исследовательской деятельности. Кандидатскую диссертацию «Развитие русской речи учащихся чувашской школы в связи с изучением глагола» Г.А. Анисимов защитил в 1969 году в НИИ Национальных школ МП РСФСР, в Москве. Докторскую диссертацию «Научные основы изучения морфологии русского языка (функциональный аспект)» - в АПН СССР в 1990 году.
В Чувашском государственном педагогическом университете Геннадий Александрович работал с августа 1968 года. Сегодня профессор Г.А. Анисимов –
крупный специалист, единственный доктор наук в Чувашии по методике преподавания русского языка как неродного.Геннадием Александровичем впервые определены основные тенденции в формировании у чувашских школьников рецептивного и продуктивного билингвизма, установлена динамика развития у них грамматического строя русской речи по годам обучения. Им же исследованы закономерности обучения русским частям речи и синтаксическим конструкциям в их функциональном аспекте, раскрыты особенности реализации в учебном процессе методических принципов обучения (принципов практической направленности, функциональности, коммуникативности, единства аспектного и комплексного подходов в изучении языковых явлений, учета родного языка учащихся) во взаимосвязи с общедидактическими принципами. Ученым созданы теоретические основы разработки системы грамматических правил и упражнений, обеспечивающих ученикам эффективное владение самостоятельными и служебными словами как строевыми элементами текста.
Им также разработана новая классификация речевых ошибок учащихся, определены причины их возникновения, пути и способы предупреждения и устранения этих ошибок, обоснованы научно-педагогические основы обучения русскому языку в чувашской школе в условиях активного двуязычия.
В последние годы Геннадием Александровичем создана и активно внедряется в школьную практику уникальная, совершенно новая учебная «Программа по русскому языку для V-ХI классов чувашской школы». В отличие от ранее действующих программ, составленных применительно к различным типам нерусских школ Российской Федерации, она разработана с учетом специфики формирования у учащихся продуктивного билингвизма в условиях реализации принятого «Закона о языках в Чувашской Республике» и Госстандарта, т.е. обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования.
Геннадий Александрович – автор
свыше 260 научных и методических работ.
Профессиональный труд в области образования и науки Г.А. Анисимова высоко оценен государством.
Он награжден медалями «Ветеран труда (1989), «100 лет профсоюзам России» (2004), медалью ордена им. А.С. Макаренко (2008); Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Чувашской АССР (1957,1980); нагрудными знаками «За отличные успехи в работе» (1982), «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации» (2001). Ему присвоены почетные звания «Заслуженный учитель Чувашской АССР» (1987), «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации» (2005).
Доктор педагогических наук, профессор, Член Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования, член учебно-методического совета Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики, заслуженный учитель Российской Федерации, председатель республиканской комиссии по предмету «Музыка».
Людмила Васильевна окончила музыкально-педагогический факультет ЧГПИ им. И.Я. Яковлева, аспирантуру НИИ общих проблем воспитания Академии педагогических наук СССР, докторантуру ЧГПУ им. И.Я. Яковлева.
Педагогическая деятельность Людмилы Васильевны началась в 1969 г. в общеобразовательной школе в качестве учителя музыки. С 1991 г. она работает в ЧГПУ им. И.Я. Яковлева преподавателем, доцентом, с 1994 по 2004 – зав. кафедрой теории и методики музыки, с 2004 – профессором; руководит аспирантами. Людмила Васильевна является основоположником научно-педагогической школы «Этнокультура в современной системе образования».
Людмила Васильевна удостоена Государственной стипендии Чувашской Республики для выдающихся деятелей науки, имеет Благодарность Президента Чувашской Республики, награждена знаками «Отличник народного просвещения» и «Отличник просвещения СССР».
Доктор филологических наук, профессор, заслуженный деятель науки Чувашской Республики и Российской Федерации.
Л.П. Сергеев родился 3 июня 1929 года в деревне Сюрлатри Моргаушского района Чувашской АССР.
Окончил филологический факультет Чувашского государственного педагогического института имени И.Я. Яковлева (1950) и аспирантуру при кафедре чувашского языка и литературы (1964). В 1965 году защитил кандидатскую диссертацию, в 1973 году – докторскую диссертацию.
Педагогическую деятельность начал в Тойгильдинской средней школе. Работал учителем, завучем, директором школы (1948–1957), заведующим Моргаушским роно (1957–1959), директором Моргаушской школы-интерната (1959–1961). Работал в ЧНИИ языка, литературы, искусства и экономики при Совмине ЧАССР старшим научным сотрудником, заведующим отделом языка (1964–1972), заведующим Чувашской лабораторией НИИ национальных школ Минпроса РСФСР (1972–1984).
С 1984 года по 2021 год работал в Чувашском государственном педагогическом университете им. И.Я. Яковлева.
Диапазон научных поисков профессора Л.П. Сергеева весьма широк: от истории чувашского языка и диалектов до его современного состояния, методики преподавания чувашского языка в школе и вузе. Он – один из первых языковедов-тюркологов страны, применивших картографический метод исследования диалектных особенностей языка, а в чувашском языкознании он является основателем лингвистической географии. С результатами исследований чувашских говоров Леонид Павлович выступал на научных сессиях Чувашского НИИ, на всероссийских и международных научно-теоретических конференциях во многих городах России. По вопросам чувашской диалектологии им опубликовано более 60 работ.
Созданный Леонидом Павловичем
уникальный труд – «Диалектологический атлас чувашского языка» явился важным этапом в развитии чувашской диалектологии второй половины XX века. Его данные имеют фундаментальное значение для изучения различных аспектов истории чувашского языка и чувашского народа. Профессор Л.П. Сергеев принимал самое деятельное участие в сборе диалектного материала для разработки коллективных трудов: «Диалектологический атлас тюркских языков СССР» и «Лингвистического атласа Европы».
Леонид Павлович Сергеев уделял много времени и сил прикладным вопросам чувашского языкознания. Он – автор программ по чувашскому языку для начальной школы, Канашского педагогического колледжа, педуниверситета, программы и учебника по чувашской диалектологии для ЧГПУ им. И.Я. Яковлева и ЧГУ им. И.Н. Ульянова, учебников чувашского языка для средней школы, методических разработок к учебникам для детских садов, школ и вузов, серии школьных словарей и справочников по чувашскому языку.
Под руководством Леонида Павловича была завершена работа над энциклопедическим словарем «Чувашский язык», разработаны и изданы в соответствии с требованиями ФГОС НОО второго поколения «Чувашский букварь» и учебники по чувашскому языку для 2 и 3 классов.
Л.П. Сергеев успешно возглавлял научную школу «Лингвистическая география чувашского языка» и руководил научно-исследовательской работой студентов и аспирантов.
Леонид Павлович не замыкался рамками научной работы, он активно участвовал в общественной жизни. Принимал участие в курсовой переподготовке учительских кадров в Чувашском республиканском институте образования. Являлся членом совета по защите докторских и кандидатских диссертаций при ЧГУ им. И.Н. Ульянова и членом Научно-методического совета при Министерстве образования и молодежной политики Чувашской Республики.
Награды и звания: знак «Отличник народного просвещения РСФСР», «Отличник просвещения СССР», нагрудный знак «Почетный работник высшего профессионального образования РФ» (2000), медаль ордена им. А.С. Макаренко. Почетные грамоты Министерства просвещения РСФСР и Чувашской АССР.
За заслуги в научной и педагогической деятельности был избран: действительным членом Национальной академии наук и искусств ЧР (1994), действительным членом Инженерно-технологической академии ЧР (1994), действительным членом Международной академии наук педагогического образования (1999), действительным членом Академии наук ЧР (2008). Лауреат Государственной премии им К.В. Иванова (1992) и лауреат Государственной премии ЧР в области гуманитарных наук (2012).
Доктор педагогических наук, профессор, действительный член Академии педагогических и социальных наук, Международной академии наук педагогического образования и Инженерно-технологической академии Чувашской Республики, руководитель научно-исследовательской лаборатории «Формирование личности будущего учителя в условиях модернизации образования» ЧГПУ им. И.Я. Яковлева.
О.Г. Максимова окончила факультет иностранных языков Кустанайского государственного педагогического института, аспирантуру МГПИ им. В.И. Ленина. После окончания пединститута работала учителем английского языка в средних школах г. Кустаная и г. Рудного, на комсомольской работе в Кустанайской области. После окончания аспирантуры работала старшим преподавателем в Таганрогском пединституте, затем – в ЧГПИ им. И.Я. Яковлева преподавателем, доцентом, старшим научным сотрудником, профессором, с 1993 по 2006 гг. – проректором по научной работе. В 1995-1998 гг. была председателем Совета по защите докторских диссертаций по общей педагогике. Работала профессором кафедры педагогики и психологии и руководителем научно-исследовательской лаборатории «Формирование личности будущего учителя в условиях модернизации образования».
Ольга Григорьевна проводила большую научно-исследовательскую работу по проблеме, связанной с организацией педагогического процесса в условиях дифференцированного обучения, профессиональной ориентации учащейся молодежи и подготовки учительских кадров.
Принимала активное участие в фундаментальных исследованиях по актуальным проблемам обучения и воспитания учащейся молодежи. По итогам всероссийских конкурсов фундаментальных исследований в области педагогики неоднократно получала гранты на проведение исследований в области высшего профессионального образования.
Ольга Григорьевна – заслуженный работник образования Чувашской Республики, заслуженный деятель науки Российской Федерации. Награждена знаком «Отличник народного просвещения»; Медалью ордена «За заслуги перед Чувашской Республикой» и др.
Доктор педагогических наук, профессор, и.о. зав. кафедрой педагогики, психологии и философии ЧГПУ им. И.Я. Яковлева Елена Геннадьевна Хрисанова.
Елена Геннадьевна окончила факультет иностранных языков ЧГПИ им. И.Я. Яковлева, аспирантуру в НИИ профтехпедагогики АПН СССР, докторантуру ЧГПУ им. И.Я. Яковлев.
Работала учителем английского и немецкого языка в средней школе с. Чурачики ЧАССР, преподавателем иностранного языка в СПТУ № 1 г. Чебоксары. С 1986 года работает в ЧГПУ им. И.Я. Яковлева: преподаватель, старший преподаватель, доцент, профессор кафедры педагогики, профессор кафедры педагогики и яковлевоведения, профессор кафедры педагогики и психологии, профессор кафедры педагогики, психологии и философии.
Научные интересы Елены Геннадьевны связаны с проблемами профессиональной подготовки будущих бакалавров и магистров педагогического образования.
Е.Г. Хрисанова – член-корреспондент Академии педагогических и социальных наук, Международной академии наук педагогического образования. Заслуженный работник образования Чувашской Республики. Награждена знаком «Отличник народного просвещения», Почетной грамотой Министерства образования Чувашской Республики.
Доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой спортивных дисциплин Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева, академик Российской Академии Естествознания.
Герольд Леонидович Драндров родился 29 августа 1949 г. в с. Комсомольское Комсомольского района Чувашской АССР.
В 1972 г. он успешно окончил спортивный факультет Омского государственного института физической культуры. Работал в должности учителя физической культуры (1966-67 гг.; 1972-1974 гг.), преподавателя кафедры физической культуры и спорта (1974-1978 гг.), тренера детско-юношеской спортивной школы по футболу (1978-1983 гг.).
С 1983 г. Г.Л. Драндров работает на факультете физической культуры Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. С 1989 года является заведующим кафедрой спортивных дисциплин.
В 2002 г. Герольд Леонидович успешно защитил докторскую диссертацию по специальностям 13.00.08. - Теория и методика профессионального образования и 13.00.04. - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры на тему «Формирование готовности студентов факультетов физической культуры к творческому обучению двигательным действиям».
Основные направления научных исследований Г.Л. Драндрова связаны с изучением вопросов формирования позитивной Я-концепции личности в процессе физкультурно-спортивной деятельности; формирования спортивной культуры личности; профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту; технико-тактической подготовке футболистов. По результатам научно-исследовательской работы им опубликовано более 200 научных статей,16 монографий, 11 учебных пособий.
Научно-педагогическая деятельность Г.Л. Драндрова успешно проявляется в организации образовательного процесса по ведущим дисциплинам факультета физической культуры: «Психология физической культуры», «Психология спорта», «Психотренинг». Его занятия отличает высокий уровень педагогического мастерства, они наполнены глубоким содержанием и большим воспитательным воздействием на формирование у студентов личностных и профессиональных качеств.
Герольд Леонидович постоянно ведет поиск новых технологий обучения, интегрируя междисциплинарные знания, разрабатывая необходимый педагогический инструментарий для решения прикладных задач процесса физического воспитания подрастающего поколения. В 2004 г. коллектив авторов под руководством Г.Л. Драндрова разработал проект Образовательного стандарта содержания предмета «Физическая культура», который был рекомендован Министерством образования и молодежной политики Чувашской Республики в качестве учебно-методического пособия для общеобразовательных учреждений.
В рамках исследовательского проекта «Совершенствование структуры и содержания общего физкультурного образования» Г.Л. Драндров вместе с соискателями, аспирантами и студентами факультета физической культуры в 2004-2006 гг. осуществлял научно-методическое сопровождение педагогического эксперимента в общеобразовательных школах Чувашской Республики, проводимого по инициативе Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики.
Г.Л. Драндров является основателем и руководителем научно-педагогической школы «Реализация личностно ориентированного подхода в физическом воспитании учащейся молодежи». На протяжении многих лет он руководит научно-исследовательской работой аспирантов по специальности «Теория и методика физического воспитания», спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры». За годы плодотворной работы Герольд Леонидович подготовил 28 кандидатов педагогических наук.
Г.Л. Драндров успешно сочетает свою научно-педагогическую деятельность с тренерской работой, являясь главным тренером футбольных команд, представляющих Чувашскую Республику в Первенстве России по футболу (1991-1993 гг. и 2000-2002 гг.). Три его воспитанника в составе сборной России стали победителями Всесоюзных юношеских соревнований по футболу, 12 человек выступали в разные годы за профессиональные футбольные команды России. В 2010 и 2011 гг. Г.Л. Драндров был признан лучшим тренером Чувашской Республики по футболу.
За большой вклад в развитие физической культуры и спорта в Г.Л. Драндров награжден Почетной грамотой Госкомитета по физической культуре и спорту Российской Федерации (2000 г.)
Заслуженный работник культуры Чувашской Республики, профессор кафедры музыкальных инструментов (2012-2019), основатель и руководитель оркестра народных инструментов факультета художественного и музыкального образования.
Тамара Михайловна окончила Чебоксарское музыкальное училище им. Ф.П. Павлова, Саратовскую государственную консерваторию им. Л.В. Собинова.
В 2001 году была приглашена на музыкально-педагогический факультет ЧГПУ им. И.Я. Яковлева для организации оркестра народных инструментов. С 2003 по 2007 – старший преподаватель, с 2007 по 2012 – доцент, с 2012 – профессор кафедры музыкальных инструментов.
Т.М. Лукашевич ведет класс основного музыкального инструмента и дирижирования, с 2001 года является художественным руководителем и дирижером оркестра народных инструментов «Перезвоны». В работе с оркестром для нее характерен неустанный поиск нового репертуара, прекрасное ощущение стиля и формы исполняемых произведений, которые надолго остаются в памяти слушателей благодаря ее удачным инструментовкам, в которых ощущается тонкое слышание тембровой палитры народного оркестра.
Оркестр народных инструментов принимает участие не только во всех мероприятиях, проводимых педагогическим университетом, но республиканского значения, за что имеет благодарственные письма Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики, Управления культуры администрации г. Чебоксары, Митрополита Чебоксарского и Чувашского. Об оркестре имеются репортажи на Чувашском телевидении. В репертуаре оркестра более 100 произведений различных направлений и жанров. Оркестр – участник различных конкурсов и фестивалей как всероссийского, так и международного уровней.
Профессор, заслуженный артист и народный артист Чувашской Республики и Российской Федерации.
Петр Дмитриевич родился в с. Васильевка Нечаевского района Пензенской области. Закончил вокальный факультет Горьковской государственной консерватории им. М.И. Глинки по классу профессора Е.К. Иофель и ассистентуру-стажировку при Московском государственном музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных.
П.Д. Заломнов работал в ЧГПУ им. И.Я. Яковлева с 1991 по 2019 г., в том числе и профессором кафедры сольного пения факультета художественного и музыкального образования. Преподавал сольное пение.
На сцене Чувашского государственного театра оперы и балета Петр Дмитриевич исполнил свыше 70 партий и ролей в операх, опереттах и детских спектаклях, пел с ведущими солистами оперы не только России, но и зарубежных стран. П.Д. Заломнов записал в фонд Всесоюзного радио более 100 произведений и около 40 произведений в фонд Чувашского радио, на Чувашской студии телевидения сняты три фильма о Петре Заломнове.
Петр Дмитриевич является лауреатом премии комсомола Чувашии им. Сеспеля.
Его баритон сочетает в себе бездонную глубину и воздушную легкость, фундаментальность и невесомость, лиризм и экспрессию. Исполнительские возможности певца безграничны и позволяют ему создавать самые разные характеры. Вот перед нами коварный Скарпиа, жаждущий власти и терзающий несчастную Тоску в одноименной опере Дж. Пуччини, а вот суровый Григорий Грязной, отягощенный напряженными думами о своей судьбе в «Царской невесте» Н. Римского-Корсакова. Не менее пленяют рассудительный Жермон в «Травиате» и обольстительный Граф ди Луна в «Трубадуре» Дж. Верди, элегантный Онегин в «Евгении Онегине» и остроумный Томский в «Пиковой даме» П. Чайковского, блистательный Эскамильо и находчивый Моралес в «Кармен» Ж. Бизе. Миллионы жизнерадостных улыбок вызывают Генрих Айзеншттайн и Фальк в «Летучей мыши» И. Штрауса, Ферри в «Сильве» И. Кальмана и граф Данило в «Веселой вдове» Ф. Легара. Безутешен и пронзителен его незабываемый Риголетто!
Заслуженный работник культуры Российской Федерации и Чувашской Республики, Лауреат государственной премии «Душа России», профессор.
Зинаида Алексеевна училась на фольклорном отделении музыкального училища им. Гнесиных, окончила Саратовскую государственную консерваторию им. Л.В. Собинова.
С 1984 года является руководителем фольклорных ансамблей «Уяв» и «Пилеш».
В Чувашском государственном педагогическом университете им. И.Я. Яковлева Зинаида Алексеевна Козлова работает с 1996 года: доцентом кафедры теории и методики музыки, доцентом кафедры пения и хорового дирижирования, доцентом кафедры постановки голоса и сольного пения, профессором кафедры музыкальных инструментов и сольного пения.
За годы работы З.А. Козлова преподавала такие дисциплины, как «Расшифровка народных песен», «Аранжировка народных песен», «Народно-певческие стили», «Хороведение».
В настоящее время профессор ведет класс сольного пения и уделяет огромное внимание работе с фольклорным ансамблем «Юрай чечекӗ», созданным на факультете в 1997 году. Многочисленные выступления в различных регионах России, а также в Венгрии, Турции, Франции, практически во всех городах родной республики принесли ансамблю большую любовь российской и чувашской публики.
З.А. Козлова подготовила множество учеников, среди которых заслуженные работники культуры Чувашской Республики, дипломанты и лауреаты международных, всероссийских и республиканских фестивалей и конкурсов.
Вместе со своими прославленными коллективами З.А. Козлова не раз становилась победителем фестивалей и конкурсов различного уровня: лауреат международного фольклорного фестиваля (Москва, 1988), лауреат премии комсомола Чувашии им. М. Сеспеля (1991), лауреат международного фольклорного фестиваля во Франции (1995), лауреат II Всероссийского конкурса «Традиции» (Великий Новгород, 2000), лауреат фестиваля национальных культур «Соцветие» (Сургут, 2007, 2008), лауреат Межрегионального фестиваля творчества молодежи и студентов «Шумбрат» (Саранск, 2008), лауреат XII международного фольклорного фестиваля «Агрия» (Венгрия, 2009), лауреат XII Международного фольклорного фестиваля тюркских народов (Турция, 2009 г.)лауреат Всероссийского фестиваля «Родники Поволжья», лауреат фестиваля народного творчества «Национальное достояние» (Казань, 2019) и др.
Доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работнику высшей школы Российской Федерации, академик Академии педагогического образования, Международной педагогической академии и Академии социальных и педагогических наук России .Родился он в маленькой чувашской деревне Чебоксарского района, девятимесячным ребенком остался без отца, который погиб под Москвой в 1941 году, воспитывался матерью, которую всю жизнь боготворил. В 1958 году окончил Ишакскую среднюю школу, в течение года работал зав. Ырашпулыхским сельским клубом и секретарем комсомольской организации колхоза «Урожай». С 10 октября 1959 г. по 20 август 1962 года служил рядовым в пограничных войсках КГБ СССР, был секретарем комитета ВЛКСМ пограничной заставы, нештатным военкором, становился чемпионом Азербайджанской ССР в беге на средние дистанции. За отличие в охране государственной границы СССР награжден тремя значками «Отличник пограничник СССР».
С 1962 по 1966 гг. учился на историко-филологическом факультете ЧГПИ им. И.Я. Яковлева, избирался членом партбюро историко-филологического факультета, становился чемпионом республики по легкой атлетике, выступал в составе сборной команды ЧАССР на различных всероссийских соревнованиях.
После окончания пединститута И.В. Павлов успешно работал учителем истории и физической культуры, старшим воспитателем в Кугесьской школе-интернате (1966–1973), учился в очной аспирантуре МГПИ им. В.И. Ленина (1973-1976), там же защитил диссертацию на соискании ученой степени кандидата педагогических наук на тему «Общественно полезная деятельность как фактор перевоспитания педагогически запущенных подростов в сельской школе-интернате».
Докторскую диссертацию «Система деятельности современной школы по предупреждению педагогической запущенности и правонарушений несовершеннолетних» защитил в 1999 году. Выводы и рекомендации ученого проверены на практике работы ряда в образовательных учреждениях Чувашии и г. Москвы. В основе диссертаций – многолетний личный опыт работы с детьми, попавшими в сложные жизненные ситуации. Так, например, среди его воспитанников-сирот 2 доктора и 5 кандидатов наук, 14 кандидатов и мастеров спорта СССР. Более десяти его учеников окончили Чувашский пединститут и Канашское педагогическое училище, продолжают дело своего учителя.
И.В. Павлов с 1976 работает в ЧГПУ им. И.Я. Яковлева: старшим преподавателем (1976), доцентом (1983), профессором (с 1993). В течение 28 лет заведовал кафедрой педагогики и яковлевоведения (1986-2015). На кафедре была открыта аспирантура и докторантура, одиннадцать членов кафедры защитили докторские диссертации, 129 аспирантов кафедры стали кандидатами наук. С 1979 года по 2002 гг. Иван Владимирович на общественных началах возглавлял научно-педагогический отряд «Макаренковец», членом которого являлись студенты разных факультетов вуза. Они углубленно осваивали богатое наследие А.С. Макаренко и других классиков из числа русских и советских педагогов, совершали поездки по памятным местам, связанным с их жизнью и деятельностью, шефствовали над трудными подростками, состоящими на учете в ИДН г. Чебоксары. Их усилиями были сняты с учета ИДН более 200 подростков. Многие макаренковцы впоследствии стали заслуженными учителями и известными педагогами.
И.В. Павлов принял активное участие в разработке «Примерной программы воспитания учащихся Чувашской Республики» (2002), концепций и программ воспитания студентов ЧГПУ им. И.Я. Яковлева (2006, 2010, 2016), обучающихся ряда школ республик (СОШ №6, 39 г. Чебоксары, Ишакская СОШ Чебоксарского района).
В настоящее время Иван Владимирович Павлов работает профессором кафедры гуманитарных дисциплин, является основателем научной школы «Целостный педагогический процесс в школе и в вузе». Область научных интересов профессора – воспитание и перевоспитание подростков, формирование нравственной и социальной устойчивости у учащейся молодежи, профессионально-педагогическая подготовка будущего учителя к учебно-воспитательной работе. Он дважды являлся обладателем гранта РГНФ «Разработка теоретико-методологических основ формирования личности учителя в условиях регионально-национального образовательного пространства».
И.В. Павлов успешно руководит научными исследованиями аспирантов и докторантов, под его руководством защищены 2 докторских и 37 кандидатских диссертаций. Он является автором и соавтором более 400 научных работ, в том числе 16 монографий, 36 учебно-методических пособий, широко исполь¬зуемых в учебно-воспитательной работе в общеобразовательных школах, вузах, институтах повышения квалификации работников образования. Его учебное пособие «Патриотическое воспитание подростков» (Чебоксары, 2019. – 323 с.), признано победителем конкурса среди вузовских изданий, а также победителем регионального этапа ХУ Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя» в номинации «Лучший образовательный издательский проект года».
Высокой общественной оценки заслуживают организация и проведение И.В. Павловым научных и научно-практических конференций. По его инициативе и под его руководством состоялось 4 международных и 77 всесоюзных, российских и республиканских форумов по актуальным вопросам обучения учащейся молодежи, под его редакцией издано 98 монографий, книг и сборников научных статей.
И.В. Павлову
присвоены почетные звания «Заслуженный работник высшей школы Чувашской республики» и «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации». Он награжден медалями К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко и М.В. Ломоносова. Ему дважды (2004 и 2010г.г.) присуждалась стипендия Президента Чувашской Республики как выдающемуся ученому, внесшему вклад в развитие педагогической науки. Он является членом союза журналистов России, академиком Международной академии наук педагогического образования, Международной педагогической академии и Академии педагогических и социальных наук России.
Заслуженный художник Чувашии, народный художник Чувашии, член Союза художников России, заслуженный художник Российской Федерации.
Миша Гришович Григорян родился 3 декабря 1946 года в г. Ленинакан, в Армении. В 1970 году окончил Ереванское художественное училище им. П. Терлемезяна. В Чувашию приехал по распределению. В 1978 году окончил художественно-графический факультет Чувашского государственного педагогического института им. И.Я. Яковлева и остался преподавать на кафедре изобразительного искусства.
М.Г. Григорян вел занятия по живописи, пленэру и композиции, основам национальной живописи; руководил курсовыми и выпускными квалификационными работами студентов.
С 1972 года М.Г. Григорян является постоянным участником республиканских, всероссийских, всесоюзных художественных выставок. Произведения автора находятся в музеях, галереях и частных собраниях России и других стран.
Имя художника хорошо известно ценителям и любителям живописи, его работы всегда узнаваемы, вызывают живой интерес у знатоков искусства. Картины мастера кисти отличаются выразительностью, особым колоритом, включающим в себя традиции изобразительного искусства, присущие как России, так и Армении. Особая энергетика и жизнелюбие пронизывают работы автора, показывают глубину и насыщенность чувств. Крепкая любовь к жизни и ее краскам позволяет М.Г. Григоряну создавать такие яркие, сказочные полотна, наполненные теплотой и добротой к окружающему миру.
Художник – участник выставок, организуемых Союзом художников России и Чувашии, а также региональных, всероссийских и международных выставок (Германия, Швейцария, Финляндия, Турция, Чехословакия, Франция и др.). Организовал более 100 персональных выставок в России и за рубежом.
Художник, организатор в области изобразительного искусства, член Союза художников СССР (1967), член Союза художников России (1992), действительный член (2009), член президиума (2011) Российской академии художеств (2007), профессор (1994), заслуженный художник Чувашской АССР (1975), заслуженный художник РСФСР (1980), народный художник РСФСР (1986), лауреат Государственной премии Чувашской АССР им. К.В. Иванова (1986), лауреат Государственной премии Чувашской Республики в области литературы и искусства (2003), лауреат Всероссийской премии им. Ивана Яковлева (2013).
Родился 29 декабря 1929 года в д. Большие Чаки (Аслă Чак) Урмарского района Чувашской Республики.
Р. Федоров – график, живописец и монументалист. Окончил Чебоксарское художественное училище (1955) и Харьковский государственный художественный институт (1963). В 1955-1957 гг. работал преподавателем изобразительного искусства и черчения средней школы № 22 г. Калининград. В 1963-1964 гг. – старшим художественным редактором Чувашского книжного издательства. В 1964-2009 гг. преподавал в Чувашском государственном педагогическом институте (ныне университет) им. И.Я. Яковлева: доцент, заведующим кафедрой теории и истории искусств (1969-1973), заведующим кафедрой живописи (1989-2003). Проводил занятия по живописи , композиции, пленэру, ежегодно вел руководство дипломными работами. Был председателем правления Союза художников Чувашии (1981-1987, с 1991). В 1993-2010 гг. – секретарь правления Союза художников России.
Работы Р. Федорова открывали собой новый этап в истории чувашского искусства – этап поисков национального художественного языка. Художник в своих произведениях опирался не только на народное искусство, но и продолжал традиции собственно изобразительного искусства чувашских мастеров. Его картины «Сеспель», «Праздник в Шоршелах», «Песня» имеют для чувашской культуры непреходящую ценность. Основные работы: серии линогравюр «Люди Севера», «Северная серия»; серия офортов по мотивам стихотворений М. Сеспеля; живописные работы – «На Северной Двине», «Золотая осень. Мои родители», «Дионисий», «Земля поэта», «Фреска о хлебе», «Аллегория. Благоденствие», «Валентина», «Натюрморт с «Кокнагом», «Антигона»; мозаика «По новому пути»; росписи «Жизнь», «Радость жизни», «Земля и человек» и др.
Р. Федоров – постоянный участник республиканских, межрегиональных, всероссийских, международных художественных выставок. Произведения хранятся в музеях, галереях, частных собраниях Чувашии, России, стран Европы и Америки.
Награжден Золотой медалью Российской Академии художеств (2002), медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, орденом «За заслуги перед Чувашской Республикой» (2009).
Доцент, доктор педагогических наук, Заслуженный работник высшего образования Чувашской Республики, Член Союза Художников России.
Ирина Михайловна окончила Ичалковское педагогическое училище им. С.М. Кирова Республики Мордовия (1970), художественно-графический факультет ЧГПИ им. И.Я. Яковлева (1975), аспирантуру МГПИ им. В.И. Ленина (1987), докторантуру МГПУ (2004).
Преподавала в Ичалковском педагогическом училище (1975-1977), с 1977 работала на ХГФ ЧГПУ. Была деканом факультета (1988-2003), заведующей кафедрой декоративно-прикладного искусства и методики преподавания изобразительного искусства, заведовала кафедрой живописи, руководила научными исследованиями аспирантов.
Ирина Михайловна-Участник международных, всероссийских, республиканских и городских выставок. Организовала персональные выставки (1999, 2004, 2009).
За плодотворный, добросовестный труд награждена знаком «Отличник народного просвещения» (1994), почетными грамотами Министерства образования ЧР.
Доктор педагогических наук, профессор, действительный член Академии педагогических и социальных наук и Международной академии педагогического образования, заслуженный учитель Чувашской Республики, почетный работник высшего профессионального образования России, ректору ЧГПУ им. И.Я. Яковлева (1999-2011) .
Г.Н. Григорьев родился в деревне Андрюшево Ибресинского района Чувашской АССР. В 1969 году окончил биолого-химический факультет ЧГПИ им. И.Я. Яковлева. В годы учебы активно участвовал в научно-исследовательской работе, занимался в ансамбле «Нарспи» отдела культуры Чебоксарского горисполкома, не раз становился лауреатом фестивалей бальных танцев самодеятельных творческих коллективов Поволжья и России. Отличился на международном фольклорном фестивале в Ирландии.
Служил в рядах знаменитой гвардейской дивизии имени В.И. Чапаева на Украине, затем продолжил трудовую деятельность в качестве учителя биологии и химии средней школы № 23, школы-интерната № 3 и директора школ №№ 31, 59 г. Чебоксары. В 80-е годы XX века в средней школе № 31 под его руководством были открыты профильные педагогический и медицинский классы, к учебно-воспитательному процессу привлекались опытные педагоги и ученые Чувашского госуниверситета и пединститута.
Талант педагога и организатора широко раскрылся в годы работы Г.Н. Григорьева в должности директора средней школы № 59 г. Чебоксары, которая впоследствии стала многопрофильным лицеем и экспериментальной площадкой Академии педагогических и социальных наук, Всероссийской Ассоциации «Воспитание». Здесь проводились семинары руководителей школ республики, ежегодные российские научно-практические конференции, посвященные вопросам внедрения инновационных педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс. Открытие профильных классов по четырем направлениям, деятельность физкультурно-оздоровительного центра, школы искусств, большой сети научных кружков и секций, крепкая материально-техническая база - всё это сделало эту школу центром высокой культуры и образования. Обобщение опытно-экспериментальный работы этой школы нашло отражение в докторском диссертационном исследовании по педагогике, успешно защищенном Георгием Николаевичем в 2002 году.
В течение шести лет Г.Н. Григорьев преподавал химию на французском языке в Народной Республике Конго. Выполнял и общественную работу: был руководителем большой группы советских преподавателей, работавших в лицее, а руководимый им детский ансамбль танца той школы, где обучались дети работников при посольстве СССР в Народной Республике Конго, неоднократно выступал на местном телевидении и участвовал в концертах во дворце съездов г. Браззавиль.
Работая министром образования Чувашской Республики с 1998 года, Георгий Николаевич много сделал для укрепления материально-технической базы школ республики, для внедрения в учебно-воспитательный процесс инновационных педагогических технологий, для укрепления связи школ с жизнью. В эти годы по его инициативе и активом участии была разработана концепция и программа воспитания учащейся молодежи Чувашской Республики.
В 2000 году на альтернативной основе Г.Н. Григорьев был избран ректором Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева.
Благодаря усилиям ректора в педуниверситете были открыты 18 новых востребованных специальностей: логопедия; олигофренопедагогика; профессиональное обучение (экономика и управление); профессиональное обучение (охрана окружающей среды и природопользование); перевод и переводоведение; управление персоналом; география; физическая культура и спорт; живопись; декоративно-прикладное искусство; государственное и муниципальное управление; связи с общественностью; технология швейных изделий; реклама; конструирование швейных изделий; пожарная безопасность; домоведение; сервис транспортных и технологических машин и оборудования (автомобильный транспорт).
В педуниверситете были созданы отдел обеспечения качества образования, Совет по качеству, служба содействия трудоустройству выпускников, служба психологической помощи, а также Центр по трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников.
В университете успешно функционировали 3 диссертационных совета: два – по защите докторских диссертаций и один – по защите кандидатских диссертаций; 6 научных и 11 научно-педагогических школ. Открыт научно-исследовательский институт этнопедагогики.
Были построены и введены в строй два новых учебных корпуса, где разместились факультет физической культуры и гуманитарные факультеты; капитально отремонтированы все учебные корпуса, студенческие общежития, реконструирован главный учебный корпус университета. Открыты две очереди студенческого санатория-профилактория «Мечта». Заложено строительство физкультурно-оздоровительного комплекса «Бассейн ЧГПУ»
Георгий Николаевич Григорьев стал «Ректором года России – 2005». В 2007 году педагогический университет, единственный вуз Чувашии, стал Победителем в VII Всероссийском конкурсе «Российские организации вы¬сокой социальной эффективности». Диплом победителя вручал Президент Российской Федерации В.В. Путин в Кремле.
В 2008 году ЧГПУ им. И.Я. Яковлева награжден Почетной грамотой «За выдающиеся заслуги и коллективный вклад в развитие просвещения, образования, духовно-нравственного воспитания, направленного на формирование интеллектуального и профессионального потенциала общества и государства, способствующего процветанию, славе и величию России» с занесением во Всероссийский национальный Регистр «Сто лучших вузов России».
В 2009 году Чувашскому государственному педагогическому университету им. И.Я. Яковлева присуждена премия Президента Чувашской Республики в области качества 2009 года. Вуз стал победителем конкурса «Золотая медаль «Европейское качество» в номинации «100 лучших вузов России». Григорьеву Г.Н., ректору вуза, вручен почетный знак и присвоено звание «Ректор года»
В 2010 году ЧГПУ им. И.Я. Яковлева стал лауреатом Всероссийского конкурса «100 лучших организаций России в области науки и образования». Вузу вручены диплом победителя и Золотая медаль «Европейское качество», ректору Г.Н. Григорьеву – Почетный знак «Ученый года – 2010»
Педагогический университет стал победителем межрегионального конкурса «лучшие вузы Приволжского федерального округа» и получил памятную золотую медаль «Национальный знак качества».
Георгий Николаевич Григорьев удостоен правительственных наград: знак «Отличник народного просвещения» (1984), почетное звание заслуженного учителя Чувашской Республики (1995), Почетный работник высшего профессионального образования России (2005); медали: «Ветеран труда» (1991), «За заслуги в проведении всероссийской переписи населения» (2003), «80 лет Госкомспорту России», медаль К.Д. Ушинского, медаль Ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. Георгий Николаевич является академиком Академии педагогических и социальных наук, академиком Международной Академии наук педагогического образования, автором более 80 научных работ, в том числе трех монографий, 9 учебных пособий, широко используемых в учебно-воспитательном процессе в вузе и в образовательных учреждениях.
Заслуженный учитель Чувашской Республики, доктор педагогических наук, профессор .
В.П. Ковалев родился в д. Старое Янситово Урмарского района Чувашской АССР. Окончил школьное отделение Канашского педагогического училища (1963), биологический факультет ЧГПИ им. И.Я. Яковлева (1970).
В 1967-1978 гг. работал учителем биологии и заместителем директора по воспитательной работе Чебоксарской школе-интерната № 2, 1979-1984 – заведующим Московским районным отделом народного образования, 1984-1989 – проректором по научно-методической работе Чувашского института усовершенствования учителей.
С 1994 по 2005 Василий Петрович был деканом психолого-педагогического факультета, 2011-2014 – заведующим кафедрой педагогики начального образования, с 2015 – заведующим кафедрой педагогики и методики начального образования ЧГПУ им. И.Я. Яковлева.
Область научных исследований В.П. Ковалева – теория и методика профессионального образования, общая педагогика, история педагогики и образования. Василий Петрович являлся руководителем научно-педагогической школы «Подготовка педагогических кадров и управление педагогическими системами в условиях села». Он подготовил 21 кандидата педагогических наук.
За многолетний и плодотворный труд профессор Ковалев награжден знаками «Отличник народного просвещения» (1983), «Почетный работник высшего профессионального образования» (2002), медалью «Ветеран труда» (2002).
Кандидат педагогических наук, профессор, Заслуженный работник культуры Российской Федерации, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования.
Юлия Александровна окончила Ленинградскую консерваторию им. Н.А. Римского-Корсакова по специальности «Хоровое дирижирование» (1976).
Работала хормейстером и художественным руководителем Образцового детского хора «Янрав» (1967-1997), хормейстером Чувашского театра оперы и балета (1976-1985). Участвовала в постановке свыше 10 оперных и музыкальных спектаклей. Исполнила более 20 концертных программ. С 1971 года работает на кафедре хорового дирижирования ЧГПУ им. И.Я. Яковлева: преподавателем, старшим преподавателем (с 1979), доцентом (с 1991), профессором (с 1998). С 1982 года заведовала кафедрой хорового дирижирования.
Юлия Александровна ведет дисциплины дирижерско-хорового цикла, лекционные курсы по чувашской хоровой литературе и истории хоровой музыки.
Область научных интересов – подготовка будущего учителя к использованию чувашской музыки в современной школе, певческое произношение чувашских текстов, хоровое исполнительство.
Лауреат Всесоюзного фестиваля народного творчества (1987). Заслуженный работник культуры Чувашской республики (1985), Заслуженный работник культуры Российской Федерации (1994). Член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования (1999).
Награды: Почетные грамоты Президиума Верховного Совета и Совмина Чувашской Республики (1982), Министерства просвещения РСФСР (1982), знак «Отличник Всероссийского музыкального общества» (1991), орден «За вклад в просвещение» (2009).
Заслуженный изобретатель Чувашской Республики, доктор химических наук, профессор кафедры биоэкологии и химии.
Юрий Никитич родился в деревне Пизенеры Аликовского района Чувашской АССР.
В 1973 году окончил химический факультет, в 1978 – аспирантуру при кафедре органической химии ЧГУ им. И.Н. Ульянова.
Работал на кафедре органической химии ЧГУ им. И.Н. Ульянова младшим, старшим (с 1982) и ведущим (1988) научным сотрудником.
В ЧГПУ им. И.Я. Яковлева работает старшим преподавателем (с 1990), доцентом (1991-2006), профессором кафедры химии (2007), зав. кафедрой химии и биосинтеза (2006-2015), профессором кафедры биоэкологии и химии (с 2015).
Юрий Никитич преподает учебные дисциплины «Органическая химия», «Органический синтез», «Химия высокомолекулярных соединений», «Химия элементоорганических соединений».
Юрий Никитич Митрасов – специалист в области химии фосфорорганических соединений. Его исследования посвящены разработке новых технологичных методов синтеза соединений алифатического и циклического рядов с одной и более фосфор-углеродными связями, изучению структуры, свойств и возможностей практического применения этих соединений.
Доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования, Российской академии естествознания, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации.
Галина Григорьевна окончила музыкальное отделение Канашского педколледжа, дирижерско-хоровое отделение Чебоксарского музыкального училища, музыкальный факультет ЧГПИ им. И.Я. Яковлева, аспирантуру, докторантуру МГГУ им. М.А. Шолохова.
Работала преподавателем фортепиано в Канашском педагогическом училище (1970-1971), в ДМШ г. Шахты Ростовской области (1971-1973), культорганизатором ИОН ЦК НДПА г. Кабул, Республика Афганистан (1985-1987).
С 1973 года работает в ЧГПУ им. И.Я. Яковлева: преподавателем кафедры дирижирования (1973-1985), доцентом кафедры пения и хорового дирижирования (1987-1999), профессором кафедры дирижирования (1999), зав. кафедрой теории и методики музыки (2004-2012), деканом музыкально-педагогического факультета (2011-2013), деканом факультета художественного и музыкального образования (2013-2016), с 2016 – профессором кафедры теории, истории, методики музыки и хорового дирижирования.
Галина Григорьевна ведет лекционные курсы, руководит магистратурой «Музыкальное образование». Область научных исследований – история, теория и методика музыкального образования, психология музыкального образования и музыкальной деятельности.