Чувашским государственным педагогическим университетом им. И.Я. Яковлева для выпускников общеобразовательных школ Чувашской Республики с 17 ноября по 6 декабря 2014 года проводится профориентационная блиц-викторина «ПЕДПОЕЗД 5+ ». Целью викторины является повышение престижности педагогических профессий, выявление лучших учеников-выпускников общеобразовательных учреждений, намеревающихся поступить в Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева».
К участию в блиц-викторине допускаются все желающие учащиеся 11-х классов. Выпускник выбирает вопросы понравившегося ему «вагона» -факультета, становится его «пассажиром» и направляет ответы на вопросы «проводников» – членов оргкомитета.
Вагон «ФМФ – 2015» – физико-математический факультет;
Вагон «ФИЯ – 2015» – факультет иностранных языков;
Вагон «ИФФ – 2015» – историко-филологический факультет;
Вагон «ФУп – 2015» – факультет управления;
Вагон «ТЭФ – 2015» – технолого-экономический факультет;
Вагон «ФХиМО – 2015» – факультет художественного и музыкального образования;
Вагон «ФЕО – 2015» – факультет естествознания и дизайна среды;
Вагон «ФФК – 2015» – факультет физической культуры;
Вагон «ФДиКПиП – 2015» – факультет дошкольной и коррекционной педагогики и психологии;
Вагон «ППФ – 2015» – психолого-педагогический факультет.
Работы участников викторины с указанием названия района, города (села), школы, класса, Ф.И.О. участника, преподавателя направляются в электронном виде на e-mail fdp_chgpu@mail.ru с пометкой названия вагона, например:
Педпоезд 5+«ФИЯ-2015».
Все участники викторины награждаются дипломами, руководители призеров– грамотами, участники – сертификатами.
Церемония награждения победителей викторины будет проводиться на Дне открытых дверей 13 декабря 2014 г.Информация об итогах викторины будет дополнительно размещена на сайте педуниверситета –
www.chgpu.edu.ru.
I. Вопросы блиц-викторины «ПЕДПОЕЗД 5+» для «пассажиров» – абитуриентов вагона «ТЭФ - 2015»
1. Дайте определение понятию «технология»:
1)наука о движении и использовании материи, энергии и информации в интересах и по плану человека;
2)наука о преобразовании и использовании материи, энергии и информации в интересах общества;
3)наука о преобразовании и использовании материи, энергии и информации в интересах и по плану человека;
4)наука о преобразовании и использовании материи в интересах человека.
2. Темы проектов учащихся могут быть выбраны по следующим направлениям:
1)человек – техника, человек – человек, человек – художественный образ;
2)человек – знаковая система, человек – человек;
3)человек – знаковая система, человек – человек, человек – художественный образ;
4)человек – техника, человек – природа, человек – знаковая система, человек – человек, человек – художественный образ.
3. Под ногами у работающего утюгом должен быть коврик:
1)пластмассовый;
2)синтетический;
3)резиновый;
4)металлический.
4. Как называются волокна вместе с семенами?
1) хлопок;
2) хлопок-сырец;
3) сырец;
4) семенник.
5. Что такое бюджет семьи?
1) деньги или материальные ценности, получаемые работающим членом семьи;
2) совокупность всех доходов семьи за определенный период времени;
3) совокупность всех доходов и расходов семьи за определенный период времени;
4) совокупность всех расходов семьи за определенный период времени.
6. Рисунок или украшение, изготовленные из ткани, нашитой или наклеенной на основу, называется:
1) окантовка;
2) эскиз;
3) аппликация;
4) орнамент.
7. Для чего предназначен технологический инструмент, под названием угольник:
1) для пиления древесины;
2) для сверления древесины;
3) для разметки заготовки;
4) для правильного измерения заготовок.
II. Вопросы блиц-викторины «ПЕДПОЕЗД 5+» для «пассажиров» – абитуриентов вагона «ФХиМО - 2015»:
1. Музыкант, руководитель хора или оркестра называется:
1) дирижер;
2) меценат;
3) камертон;
4) баритон.
2. Как называется хоровое пение без сопровождения?
1) соло;
2) а капелла;
3) тутти;
4) аккомпанемент.
3. Как называется камерный ансамбль, состоящий из четырех музыкантов-исполнителей?
1) квинтет;
2) квартет;
3) секстет;
4) октет.
4. Исполнитель музыкального произведения, предназначенного для одного голоса или инструмента, называется:
1) солист;
2) концертмейстер;
3) хорист;
4) дирижер.
5. Цветовой колорит – это:
1) сочетание цветов в цветовом круге;
2) цветовые пары (диады);
3) полярные сочетания цветов.
6. Изобразительное искусство – это:
1) художественная деятельность по законам красоты;
2) жанры и виды;
3) написание картин.
7. Какие материалы используются в рисунке?
1) кисти;
2) карандаш;
3) палитра.
8. Что такое штриховка?
1) линия;
2) светлая часть рисунка;
3) короткие линии, помогающие выявить объем и форму предмета.
III. Вопросы блиц-викторины «ПЕДПОЕЗД 5+» для «пассажиров» – абитуриентов вагона «ППФ - 2015»:
1. Наука, изучающая закономерности передачи социального опыта старшим поколениям и активного его усвоения младшими поколениями, называется:
1) дидактика;
2) психология;
3) педагогика;
4) философия.
2. Основные категории педагогики:
1) личность, индивид, индивидуальность;
2) формирование социализации личности;
3) воспитание, обучение, образование, развитие;
4) наследственность, развитие.
3. Специально организованный процесс, включающий в себя две органично взаимосвязанные деятельности – преподавание и учение, называется:
1) воспитание;
2) обучение;
3) развитие;
4) образование.
4. Активная целенаправленная познавательная деятельность человека, связанная с поиском и усвоением знаний в интересующей его области, называется:
1) обучение;
2) самообразование;
3) формирование;
4) воспитание.
5. Наука, изучающая педагогические представления, взгляды, идеи, наиболее полно проявляющиеся в обычаях трудовой деятельности, традициях, устной народной речи, называется:
1) психология;
2) социология;
3) педагогика;
4) этнопедагогика.
6. Процесс становления личности человека в результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной активности личности (самовоспитания) называется:
1) формирование;
2) развитие;
3) образование;
4) обучение.
7. Отрасль педагогики, изучающая учебно-воспитательный процесс в учреждениях общего образования, называется:
1) педология;
2) педагогика школы;
3) социальная педагогика;
4) дидактика.
IV. Вопросы блиц-викторины «ПЕДПОЕЗД 5+» для «пассажиров» – абитуриентов вагона «ФУп - 2015»:
1. Реклама и связи с общественностью – это:
1) коммуникации в обществе;
2) работа средств массовой информации (СМИ);
3) отношения между элементами социальной структуры;
4) коммуникации между субъектом и социальной средой, помогающие укреплению доверия.
2. Управление – это:
1) организация;
2) контроль; 3) мотивация;
4) планирование.
3. Имидж – это:
1) известность;
2) внешний вид;
3) желательная модель лучшего будущего;
4) образ субъекта, воспринимаемый другими.
4. HR (Human Resources management)-менеджмент – это:
1) управление ресурсами;
2) логистика; 3) менеджмент;
4) управление персоналом.
5. Верны ли следующие суждения об экономике?
А. Экономика – это наука о хозяйстве, способах его ведения людьми, отношениях между ними в процессе производства и обмена товаров.
Б. Экономика – это хозяйство, используемое людьми для обеспечения жизни, удовлетворения потребностей путем создания необходимых благ, условий и средств существования.
1) верно только А;
2) верно только Б; 3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.
6. Рост спроса на компьютеры, сотовые телефоны, аудио- и видеоаппаратуру отражает ситуацию, сложившуюся на рынке …
1) фондовом;
2) капиталов; 3) труда;
4) товаров и услуг.
7. Верны ли следующие суждения о налогах?
А. Налоги в Российской Федерации взимаются в денежной форме.
Б. Налоги в Российской Федерации являются основным источником государственного бюджета.
1) верно только А;
2) верно только Б; 3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.
8. Выделение денег из государственного бюджета на предупреждение и ликвидацию последствий стихийных бедствий характеризует экономическую деятельность государства в сфере …
1) производства;
2) распределения; 3) обмена;
4) потребления.
V. Вопросы блиц-викторины «ПЕДПОЕЗД 5+» для «пассажиров» – абитуриентов вагона «ФЕО - 2015»:
1. Среди паукообразных развитие с метаморфозом характерно для:
I. Пауков; II. Клещей; III. Сольпуг, IV. Сенокосцев, V. Скорпионов
1) верно только II;
2) верно II и III; 3) верно I и IV;
4) верно I, II, III, V.
2. Животные обычно разделяют на оседлых и кочующих. Какие из данных признаков характеризуют кочующих:
I- животные живут большими скоплениями (стадами, стаями);
II- индивидуальные участки у отдельных особей не обособляются;
III- животные меньше подвержены вероятности гибели от хищников;
IV- имеются определенные места для размножения, развита охрана занимаемого участка;
V-животные создают систему продуктовых запасов.
1) I, II, III;
2) II, IV, V; 3) I, III, IV;
4) I, II, IV.
3. Какими из перечисленных способов НЕ может размножаться хламидомонада:
I. Половым путем; II. C помощью зооспор; III. Делением клетки пополам;
IV. Фрагментом таллома; V. Конъюгацией.
1) I, III, V;
2) III, IV, V; 3) I, III, IV, V;
4) II, IV, V.
4. Растения, цветущие и плодоносящие один раз в жизни, после чего полностью отмирающие относятся к группе монокарпиков. Какие из перечисленных ниже растений, следует отнести к этой группе:
I. Агава; II. Осока; III. Бамбук; IV. Сахарный тростник; V. Финиковая пальма.
1) I, II, V;
2) I, III; 3) I, V;
4) I, III, IV.
5. В почечном клубочке в норме практически не фильтруются:
I. Вода; II. Глюкоза; III. Мочевина; IV. Гемоглобин; V. Альбумин плазмы.
1) I, II, III;
2) I, III, IV, V; 3) II, IV, V;
4) IV, V.
6. В организме человека гормональные функции выполняют соединения:
I. Белки и пептиды;
II. Производные нуклеотидов;
III. Производные холестерина;
IV. Производные аминокислот;
V. Производные жирных кислот.
1) III, IV, V;
2) I, III, IV, V; 3) III, V;
4) II.
7. Хорда сохраняется в течение всей жизни у:
I. Окуня; II. Осетра; III. Акулы; IV. Миноги; V. Ланцетника.
1) I, II, III, IV;
2) III, IV, V; 3) II, III, V;
4) II, IV, V.
VI. Вопросы блиц-викторины «ПЕДПОЕЗД 5+» для «пассажиров» – абитуриентов вагона «ФИЯ - 2015»:
Choose the correct variant.
1. _____________is the Russian equivalent of the English saying ‘Like master, like man’.
1) «Яблоко от яблони недалеко падает»;
2) «Баба с возу, кобыле легче»;
3) «Сколько волка ни корми, он все в лес смотрит»;
4) «В огороде бузина, в Киеве дядька».
2. ____________ is NOT part of Great Britain.
1) Wales;
2) England;
3) Scotland;
4) Northern Ireland.
3. The word ‘particularly’ belongs to the class of ________.
1) adverbs;
2) adjectives;
3) verbs;
4) nouns.
4. The state of ______ is the northernmost state of USA.
1) Michigan;
2) Alaska;
3) Washington;
4) Florida.
5. ______ has been the London residence of the British sovereign since 1837.
1) Buckingham Palace;
2) Westminster Abbey;
3) Parliament;
4) Hyde Park.
6. The _______ separates southern England from northern France.
1) the Straits of Gibraltar;
2) the Gulf of Mexico;
3) the Thames;
4) the English Channel.
7. We ____ about it yesterday.
1) speak;
2) spoken;
3) spoke;
4) speaked.
[b]VII. Вопросы блиц-викторины «ПЕДПОЕЗД 5+» для «пассажиров» – абитуриентов вагона «ИФФ - 2015»:
1. В ходе какой битвы произошло крупнейшее танковое сражение между советскими и фашистскими войсками в годы Великой Отечественной войны?
1) Курской;
2) Сталинградской; 3) Московской;
4) Берлинской;
2. Общим признаком общения и игры как видов человеческой деятельности является:
1) наличие определенных правил и норм;
2) использование имитации; 3) создание воображаемой обстановки;
4) обязательный обмен информацией с партнером.
3. Реализация этических норм в практическом поведении людей называется:
1) культурой;
2) этикетом; 3) нравственностью;
4) мудростью.
4.Все согласные звуки мягкие в слове:
1) жизнь;
2) сияние; 3) лишение;
4) смеяться.
5. Правильный вариант произношения указан в слове:
1) сливОвый;
2) облегчИть; 3) закупОрить;
4) углУбленный.
6. На месте пропуска пишется Я в следующих словах:
1) кле…щий;
2) ре…щий; 3) леле…щий;
4) гон…щий; 5) бре…щий;
6) стел…щий.
7. Пишется удвоенный согласный в словах:
1) ак…ордеон;
2) бал…ада; 3) бал…юстрада;
4) импрес…ионизм; 5) импрес…арио;
6) гал…юцинация.
8. Евĕрлев сăмахĕ çумне аффикс хушăннипе пулнă иккĕмĕшле сăмах хăшĕ?
1) чăрăшлăх 2) управ 3) чăрăлтат 4) çирĕплĕх
9. Йăнăш хăш предложенире пур?
1) Ăмăртăва аллăна яхăн çамрăк хутшăннă.
2) Хуларан килнĕ юрăçсем ял çыннисене савăнтарчĕç. 3) Ачасем шкул тавра йывăçсем лартрĕç.
4) Шап-шурă юр вĕçĕ-хĕррисĕр сарăлса выртать.
10. Дизайнер сăмахăн юлашки сыпăкĕнче [ĕ] сасă илтĕнсен те е сас палли çыратпăр. Мĕншĕн?
1) алфавитра е сас палли пур пирки;
2) ку сăмахпа калаçура та, çырура та анлă усă курнă пирки;
3) сăмаха вырăс чĕлхинчен калаçупа йышăннă пирки;
4) сăмаха вырăс чĕлхинчен çырупа йышăннă пирки.
11. Лимонад сăмаха чăвашсем хăш чĕлхерен тата мĕнле майпа йышăннă?
1) мари чĕлхинчен калаçупа;
2) мордва чĕлхинчен çырупа; 3) вырăс чĕлхинчен калаçупа;
4) вырăс чĕлхинчен çырупа.
12. XX ĕмĕрĕн пĕрремĕш çурринче литературăра йĕр хăварнă çыравçă
1) С. Михайлов-Янтуш;
2) И. Яковлев; 3) С. Ялавин;
4) А. Емельянов.
13. Тупмалли юмах çинчен халăхра çапла каланă:
1) «Юмах ярăп юптарăп, йăнăш çулпа чуптарăп»
2) «Автанпа ака турăм, йăран хĕррине ларса кантăм» 3) «Юратса кĕтме пĕлекенсем телейлĕ»
4) «Пĕлсен те – калăп, пĕлмесен те - калăп»
14. М. Федоров çырнă «Арçури» хайлавăн жанрĕ?
1) баллада;
2) юмахлатнă поэма; 3) лирикăлла-философилле поэма;
4) юмах.
VIII. Вопросы блиц-викторины «ПЕДПОЕЗД 5+» для «пассажиров» – абитуриентов вагона «ФМФ - 2015»:
1. Назовите год основания (открытия) физико-математического факультета.
2. Назовите первоначальное название физико-математического факультета.
3. В каком году состоялся первый выпуск учителей (математики) на физико-математическом факультете?
4. Назовите наиболее известных выпускников физико-математического факультета.
5. Сколько реализуемых профилей бакалавриата на физико-математическом факультете?
6. Результаты ЕГЭ каких дисциплин учитываются при поступлении на физико-математический факультет?
7. По каким общеобразовательным дисциплинам проводятся на физико-математическом факультете курсы углубленного изучения?
IX. Вопросы блиц-викторины «ПЕДПОЕЗД 5+» для «пассажиров» – абитуриентов вагона «ФДиКПиП - 2015»:
1. К какому виду игр относятся детские игры «Магазин», «Почта», «Больница»?
1) театрализованные;
2) сюжетно-ролевые;
3) народные;
4) подвижны.е
2. Как вы думаете, какому взрослому дошкольник задает вопросы?
1) родственнику;
2) воспитателю;
3) прохожему на улице;
4) тому, кто завоевал доверие.
3. Наиболее эффективным средством нравственного воспитания детей является:
1) музыкальная деятельность;
2) природа;
3) этическая беседа;
4) информация о нравственности;
5) консультации для воспитателей детского сада.
4. Что входит в содержание экскурсии с детьми в детском саду?
1) знакомство с природными явлениями;
2) сотрудничество с родителями;
3) чтение художественной литературы;
4) работа с конструктором;
5) знакомство с новыми игрушками.
5. Самым массовым типом многодетной семьи в Российской Федерации является:
1) семья из шести детей;
2) семья из пяти детей;
3) семья из четырех детей;
4) семья из трех детей.
6. «Психология» – это наука о …
1) душе;
2) поведении;
3) психике;
4) сознании.
7. Определите тип темперамента по следующим признакам: человек невыдержанный, с резкой сменой настроения, быстрый, энергичный, с громкой речью, активной жестикуляцией.
1) сангвиник;
2) холерик;
3) флегматик;
4) меланхолик.
X. Вопросы блиц-викторины «ПЕДПОЕЗД 5+» для «пассажиров» – абитуриентов вагона «ФФК - 2015»:
1. Какие виды состязаний входили в состав пентатлона на Олимпийских играх в Древней Греции?
1) бег, прыжки в высоту, метание диска, борьба, стрельба из лука;
2) бег, прыжки в длину, метание копья и диска, борьба;
3) барьерный бег, прыжки в длину и с шестом, метание копья, борьба;
4) марафонский бег, прыжки в длину, метание диска и молота, скачки на колесницах.
2. Чем в гимнастике вис отличается от упора?
1) в висе плечи находятся ниже точки опоры, а в упоре – выше;
2) в висе тело находится вниз головой, а в упоре – вверх головой;
3) в висе тело зафиксировано на опоре руками, а в упоре – ногами;
4) в висе тело находится в вертикальном положении, а в упоре – в горизонтальном.
3. Эту игру в 1891 г. изобрёл Джеймс Нейсмит – преподаватель международной тренировочной школы в Спрингфилде (США). Тогда в команде было по 9 игроков. В 1894г. в США были изданы первые официальные правила игры, а в 1895г. там же состоялись первые официальные соревнования. В 1936г. эта игра впервые включена в программу Олимпийских игр в Берлине. О какой игре идёт речь?
1) гандбол;
2) волейбол;
3) водное поло;
4) баскетбол.
4. В какой из спортивных игр в качестве снаряда используется волан?
1) бадминтон;
2) настольный теннис;
3) большой теннис;
4) кёрлинг.
5. Выделите тесты для измерения уровня силовой выносливости:
1) подтягивания на перекладине;
2) тройной прыжок с места;
3) челночный бег 3х10 м;
4) поднимание туловища в сед из положения лёжа на спине.
6. Какая из спортивных игр не является Олимпийским видом спорта?
1) софтбол;
2) бейсбол;
3) хоккей на траве;
4) хоккей с мячом.
7. Как в массаже называется мягкое скольжение руки по коже?
1) растирание;
2) вибрация;
3) разминание;
4) поглаживание.
Декан ФДП, доцент А.А.Ефимова
Положение о викторине [50 Kb]