Из-за сложной эпидемиологической ситуации все организации высшего образования страны, включая Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, почти два месяца назад перешли на онлайн-обучение, а технологии дистанционного образования позволили продолжить учебу миллионам студентов.
Об опыте перехода ЧГПУ на дистанционное обучение, возможностях виртуальной системы образования и плюсах нынешних обстоятельств подробно рассказал ректор университета, профессор Владимир Николаевич Иванов.- Добрый день, Владимир Николаевич. Уже около полутора месяцев вузы работают в дистанционном формате. Насколько успешно проходит образовательный процесс в педагогическом университете?- Добрый день. Наш университет, как и другие вузы, перешел на организацию учебного процесса с помощью дистанционных образовательных технологий. Сложившаяся ситуация позволила нам апробировать полный дистанционный формат и точнее оценить свои возможности. Мониторинг учебного процесса показывает, что преподаватели и студенты достаточно быстро адаптировались к условиям дистанционного обучения. Сегодня можно с уверенностью утверждать, что образовательные программы в педагогическом университете реализуются в полном объеме.
Дистанционное обучение реализуется в электронной информационно-образовательной среде университета с использованием образовательной LMS-технологии «Moodle-21». В системе созданы учебные курсы согласно перечню дисциплин основных образовательных программ. Важно отметить, что применяемые нами технологии ориентированы на совместную работу, при этом обучение осуществляется как в режиме реального времени, в формате онлайн лекций и семинаров, так и асинхронно, когда каждый студент изучает материал в собственном темпе. Moodle создает и хранит портфолио каждого учащегося, позволяет контролировать посещаемость и успеваемость студентов, а также оценивать качество освоения образовательной программы.
Сохраняя традиционную очную форму обучения, но применяя и дистанционные технологии, мы можем расширить возможности предоставления и передачи образовательной информации через онлайн-лекции и консультации на дистанционной образовательной платформе университета.
- Разработка собственных учебных курсов, на сегодняшний день - это большой плюс для вуза. Скажите, а какие еще ресурсы используются в учебном процессе ЧГПУ?- В условиях дистанционного образования особую ценность приобретают электронные ресурсы научной библиотеки, которая использует библиотечные системы нового поколения, основанные на web-технологиях и обеспечивающие полноценную работу всех пользователей.
Библиотека предоставляет каждому обучающемуся университета индивидуальный неограниченный доступ из любой точки к учебным материалам электронно-библиотечной системы (ЭБС) «IPR books». Учебники и учебные пособия, входящие в состав ЭБС, обеспечивают 100 % дисциплин, реализуемых основных образовательных программ всех укрупненных групп специальностей. Особо хочу остановиться на работе, проводимой в вузе по оцифровке фонда библиотеки, которая началась в 2009 г. Благодаря этому Электронная библиотека сегодня насчитывает около 3,8 тыс. электронных версий изданий преподавателей нашего университета и имеет весь основной ресурс дистанционного образовательного процесса вуза. Цифровизация позволяет нам организовывать, учитывать, анализировать и прогнозировать библиотечный фонд в целом и книгообеспеченность отдельных дисциплин.
В целях обеспечения учебных дисциплин дополнительной литературой организован удаленный доступ (условия доступности определены соглашениями) к лицензионным электронным ресурсам, содержащим официальные, научные, справочно-библиографические и специализированные отечественные и зарубежные периодические издания. Это, прежде всего, Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU, Национальная электронная библиотека (НЭБ), реферативно-библиографические и наукометрические базы данных «Scopus», «Web of Science»; зарубежные базы данных: Science Direct (Freedom Collection), Springer Nature.
Хочу отметить, что успешной работе в удаленном режиме способствует, помимо современного программного обеспечения АИБС «Мега-Про» и доступа к ЭБС «IPR books», также и внедрение сервиса «Битрикс».
- Вы сказали, что во многом успешной дистанционной работе способствует внедрение сервиса Битрикс. Насколько я знаю, сервис в основном используют структуры бизнеса. Расскажите об опыте работы этой информационной системы и его преимуществах для образовательной организации.- Битрикс – это внутренний корпоративный сайт вуза, пользователями которого являются только преподаватели и сотрудники университета. Мы запустили его полтора года назад, сначала в тестовом режиме, постепенно подключив к нему всех штатных работников и все структурные подразделения – это и факультеты, научные центры и лаборатории, и внутренние службы вуза, отвечающие за обеспечение жизнедеятельности университета. Созданное информационное пространство в системе Битрикс связало всех работников в онлайн-режиме, что значительно упростило взаимодействие между сотрудниками. К примеру, до минимума сократился бумажный документооборот, все входящие письма обрабатываются в электронном виде и предлагаются к исполнению, как задача с конкретным временем ее выполнения. Благодаря Битрикс появилась возможность проводить онлайн-совещания, оперативно размещать и знакомиться с локальными приказами и распоряжениями, а также контролировать результаты работы каждого сотрудника.
Кроме того, он выполняет роль социальной сети, где мы ежедневно обмениваемся не только деловыми, но и приятными событиями жизни нашего дружного коллектива – поздравлениями с научными и творческими достижениями, позитивными поздравлениями с днем рождения, да и просто элементарными пожеланиями доброго утра. Считаю, что это тоже важно, поскольку рабочий день каждого сотрудника зависит от внутреннего душевного настроя, а чтобы все сложилось удачно, необходимо и соответствующее состояние.
Многие работодатели высоко оценили организацию учебного процесса и практики студентов ЧГПУ онлайн. Приятно, что коллеги из других вузов, принимая приглашение к сотрудничеству посредством Битрикса, уже приступили к изучению нашего опыта и начали осваивать данную систему, что должно способствовать успешному межвузовскому взаимодействию.
Беседовала Марина Варламова
Фото Алексея Исаева