«Я мечтал и мечтаю о том, чтобы всех чувашей научить грамоте. Грамота – основа всего. Грамота даст возможность чувашенину изучить хорошо русский язык. Грамота – средство борьбы с невежеством... Разве знание грамоты будет мешать крестьянину обрабатывать землю? Наоборот. Почему на полях бельгийского, датского или немецкого крестьянина урожайность ржи вдвое и даже втрое больше, чем у нашего? Потому что там в сельское хозяйство внедрилась агрономическая наука...Только пустозвоны, легкомысленные, малокультурные люди могут возражать против поголовной грамотности.»
«Песни чуваш проникнуты тихой грустью, как народа умирающего», - сказано в книге Элизе Реклю. Ошибся великий географ. Много у чуваш и веселых, жизнерадостных песен. Каких песен больше, никто не считал. Мы не собираемся умирать. Мы собираемся учиться. Овладеем науками и сравняемся с французами, соотечественниками Реклю. Мы трудолюбивы, трудоспособны и можем хорошо учиться. С помощью великого русского народа мы приобщимся к мировой культуре».
«Есть хороший педагогический прием: играя учить детей. Всякий ребенок при любой игре чему-нибудь да учится... Но немцы так увлеклись этой идеей, что доводят детей до отупения обучающей игрой. Иной раз малыш начинает жалобно просить своих воспитательниц: «Фрау, пожалуйста, перестаньте же играть, займемся каким-нибудь делом»... Тяжелая рука неумелого педагога любую детскую игру может превратить в нудную обязанность».
«Не делайте скороспелых выводов...При изучении какого-нибудь явления принимайте во внимание все, что сопутствует данному явлению».
«Науку двигают вперед не представители только двух или трех национальностей, а ученые всего мира, всех народов, какие существуют на земле».
«Спешите делать добро! И будьте добрыми. Доброта – основное человеческое качество. Доброта и есть человечность».
«Мышление народа и все миросозерцание выражаются в его родном языке, и поэтому вне родного языка не может быть никакого разумного просвещения».
«Как из крестьянской дымной и грязной избы выросла чувашская школа, так и из устного народного творчества выросла чувашская педагогика».
«Делайте все, примите все меры к тому, чтобы ученик верил в свои собственные силы. Наоборот, избегайте всего того, что может подорвать в ученике его веру в свои силы».
«Хитрость – еще не ум. Хитрость – это отсутствие нормальной совести».