3 декабря в ЧГПУ им. И.Я. Яковлева прошла Всероссийская с международным участием научно-практическая конференция «Этнокультурные феномены в образовательном процессе». Конференция прошла в онлайн-формате на платформе Zoom. Ее участниками стали представители научной общественности 12 городов и регионов России (Москва, Санкт-Петербург, Архангельск, Ижевск, Чебоксары, Нижний Новгород, Сургут, Казань, Курск, Уфа, Воронеж, Белгород), а также сотрудники Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева (г. Нур-Султан, Республика Казахстан), университета «Туран-Астана» (г. Нур-Султан, Республика Казахстан), Университета Пуэрто-Ново (Республика Бенин). Конференция организована Научно-исследовательским институтом этнопедагогики имени академика РАО Г.Н. Волкова и приурочена к 90-летию педагогического университета. Целью конференции стали анализ и обсуждение проблем и перспектив педагогической науки, методологии организации современного образовательного процесса на основе его этнопедагогизации; проблем межкультурных связей и сохранения этнокультурных ценностей, связанных с вопросами взаимопроникновения и взаимовлияния языков и культур.
Пленарное заседание открыла проректор Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева кандидат искусствоведения
С.В. Ильина. В своем приветственном слове она подчеркнула актуальность заявленной на конференции проблематики для современного образовательного пространства.
Пленарные доклады были посвящены нескольким тематическим направлениям:
1.
Формирование межкультурной составляющей ментальности в условиях глобализации (
Е.А.Журавлева (д.филол.н., проф., Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева),
А.Е. Асанова (магистр пед. н., докторант, Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева).
2.
Этнопедагогическое программирование противостояния разрушению личности (А.П. Никитин (к.п.н., доц., с.н.с. научно-исследовательского института этнопедагогики имени академика РАО
Г. Н. Волкова, Чувашский государственный педагогический университет им.
И. Я. Яковлева);
3.
Проблемы этнической социализации подростков и юношества в контексте отношения к национальной истории и ее героям: молодежь в противоречиях трактовки исторических событий и судеб (
А.В. Репринцев (д.п.н., проф., Курский государственный университет).
4.
Приобщение детей и подростков с ОВЗ к элементам национальной культуры через тактильные книги (С.В. Велиева (к.п.н., доц., Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева).
На секционных заседаниях рассмотрены следующие вопросы:
• Проблемы развития региональной системы образования.
• Детская среда как этнопедагогическое пространство.
• Духовные и культурные ценности народов: образ и сущность совершенного человека.
• Личность в истории педагогики.
• Актуальные проблемы межкультурной коммуникации.
• Языковая картина мира и национальный менталитет.
• Язык и культура в аспекте межкультурной коммуникации.
• Роль родного языка, народной педагогики и этнических традиций в воспитании подрастающего поколения.
• Фольклор, литература и искусство: взаимодействие семиотических систем.
В секционной работе участвовали представители вузов, школ, детских образовательных учреждений, представители других научных и образовательных организаций.
Основными итогами конференции можно считать:
– организацию обмена опытом и распространение положительных результатов работы педагогов и образовательных учреждений в области межэтнического взаимодействия;
– презентацию научных и практических достижений участников круглого стола в области этнопедагогики, филологии и межкультурной коммуникации;
– обсуждение актуальных проблем и перспективных направлений в развитии этнопедагогического образования, межкультурной коммуникации;
– установление новых контактов для сотрудничества и продвижения научных исследований в условиях этнического многообразия в современном образовательном пространстве.
По итогам работы конференции подготовлен сборник научных статей.