«Вера в Бога», «Любовь к народу», «Образование», «Семья и дружба», «Любовь к труду» – основные темы «Духовного завещания» великого чувашского просветителя Ивана Яковлева чувашскому народу. «Неделя духовно-нравственного развития», объединяющая беседы по всем этим темам, ежегодно проходит в педагогическом университете с 2013 года. В минувшем году проект получил
грантовую поддержку в размере 300000 рублей на Всероссийском конкурсе молодежных проектов.
Реализация проекта
стартовала 19 апреля, в преддверии 173-летия со дня рождения Ивана Яковлева и 150-летия чувашской письменности. Ежедневно, в течение пяти дней, студенты ЧГПУ вместе с авторитетными спикерами обсуждали темы, упомянутые в «Духовном завещании чувашскому народу». Затем состоялась выездная обучающая школа волонтеров проекта, после чего 100 волонтеров – студентов педагогического университета – отправились в 50 школ города Чебоксары со знаниями о духовном завещании патриарха.
Дарья Фомина.
С детьми сложно обсуждать вопрос веры в Бога, но они охотно говорят об образовании и любви к народу. Задали вопрос: «Почему люди не любят чувашей, смеются над ними?». Отвечали на него долго и все вместе. Думаю, что справились.
Учителя приветствовали наше начинание. Мы собирались пойти в один класс школы, но учителя попросили прийти и в другие классы. Побывали в пяти!
Владимир Арефьев.Удивительно, что о личности Яковлева в большей степени информацией владеют ученики младших классов! Старшеклассники – в общих чертах. Охотнее всего дети разговаривают о семье, сложнее – о вере в Бога.
Присутствие учителей поначалу сковывало школьников, они отвечали с оглядкой. Но постепенно неформальная атмосфера общения сделала свое дело: дети активно взаимодействовали, а учителя оставили положительный отклик.
Ника Сердюк.Об Иване Яковлеве дети знают только ключевые моменты, например, то, что он создал чувашский алфавит. Вопросы о жизни и деятельности просветителя остались без ответа.
Тема веры в Бога для детей не так привлекательна и интересна, как темы образования и любви к труду. На вопросы о необходимости образования, удовольствия от работы, цели труда дети отвечали с заметным оживлением. Разговаривать с ними об этом, несомненно, нужно, потому что детские идеалы в основном не пропагандируют ценности образования. У них немного перекошенные представления обо всех этих темах.
Илдар Валитов.Выборы тем для разговора варьировались в зависимости от возраста детей. Например, ученики средних классов не хотят говорить об образовании, вере в Боге, но охотно обсуждают тему семьи. При этом большинство из них знает, кто такой Яковлев и что он сделал для чувашского народа. Девятиклассники менее активны, но готовы затронуть большее количество тем. По результатам опроса ученики 9 класса на первое место ставят деньги, на последнее – веру в Бога, а между ними – образование, семья, труд и здоровье.
Остро встал вопрос об изучении чувашского языка: зачем его изучать, если за пределами Чувашии он не нужен?
Присутствие учителей сковывало детей. Если это было слишком очевидно, мы просили их ненадолго выйти. Тогда общение с учениками переходило совершенно на другой уровень. Те учителя, которые были на «уроках», говорили, что это очень круто и классно. Это был интересный опыт.
Фото из архива волонтеров проекта