На днях
в Москве состоялась
Международная научно-практическая конференция «Этнопедагогика: проблемы, перспективы», посвященная памяти основателя этнопедагогики, профессора, доктора педагогических наук, академика Российской академии образования (РАО) Геннадия Никандровича Волкова, организованная Полномочным представительством Чувашской Республики при Президенте Российской Федерации совместно с Этнопедагогическим фондом имени академика Г.Н. Волкова в Институте образования человека.
Идейным вдохновителем, активным организатором и спонсором данного мероприятия выступил наш земляк, друг Г.Н. Волкова, полковник запаса, депутат Совета депутатов города Краснознаменск Московской области, писатель, автор многих книг о выдающихся уроженцах Чувашии, член Союза журналистов РФ
Геннадий Викторов.На мероприятие съехались ученики Геннадия Никандровича из многих регионов России и стран ближнего Зарубежья: Калмыкии, Якутии, Дагестана, Чечни, Башкортостана, Татарстана, Марий Эл, Воронежской области, Москвы, Украины и Республики Беларусь. Среди них 15 докторов и 7 кандидатов наук, 7 аспирантов. Отрадно отметить, что вопросами этнопедагогики заинтересовались и доктора военных наук. На конференции также приняла участие дочь академика Тамара Богданова, доктор психологических наук, профессор Института специального образования и комплексной реабилитации Московского городского педагогического университета.
Материалы международной научно-практической конференции были опубликованы в отдельном сборнике, специально выпущенном к данному мероприятию объемом 30 печатных листов.
Работу конференцию с приветственным словом открыл и вел кандидат экономических наук, полпред Чувашии при Президенте России Леонид Волков. В своем выступлении он отметил значимость наследия ученого этнопедагога, остановился на истории чувашского народа, уделил особое внимание вопросам воспитания подрастающего поколения на принципах этнопедагогики Г.Н.Волкова.
Чувашскую делегацию, самую многочисленную, возглавляла доктор педагогических наук, профессор, директор научно-исследовательского института этнопедагогики имени академика РАО Г.Н. Волкова
Людмила Васильевна Кузнецова. В своем выступлении она познакомила с деятельностью, основными направлениями, научными достижениями и дальнейшими планами института этнопедагогики.
Арсалиев Шавади Мадов-Хажиевич, доктор педагогических наук, профессор, декан исторического факультета ФГБОУ ВПО «Чеченский государственный университет» выступил с докладом «Жизнь и педагогическая деятельность академика Г.Н.Волкова».
Представитель Украинской делегации
Хайруддинов Мухиддин Айиддинович, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и методики воспитания и развития личности Николаевского национального университета им. В.А. Сухомлинского, в своем докладе отметил, что система образования и воспитания народов СНГ основывается на этнопедагогических постулатах: знании особенностей этноса, его традиций, обычаев, неиссякаемой мудрости народа, скрытой в пословицах, поговорках, афоризмах.
Особое оживление и интерес вызвало выступление
Шилина Кима Ивановича, доктора социологических наук Института стран Азии и Африки МГУ на тему «Глобальные перспективы этнопедагогической концепции академика РАО Г.Н. Волкова». По его размышлениям, учение Волкова выходит далеко за рамки высокой науки и представляет некое искусство, откровение, представляющее интерес научного учения экософии.
Директор Института образования человека, член-корреспондент академии РАО
Хуторской Андрей Викторович не только любезно предоставил помещение для проведения мероприятия, но и стал самым активным его участником: выступил с обоснованием принципа человекосообразности и отметил, что современное образование должно развиваться в данном направлении, ибо это путь к самореализации и самопознанию личности, что лежит в основе новых требований к образованию.
О практической значимости этнопедагогики и об опыте работы лаборатории народоведения и межкультурной коммуникации, музея народов России рассказала
Найденова Елена Александровна, сотрудник Московского института открытого образования.
Делегацию Республики Калмыкия, где жил в последние годы академик Г.Н. Волков, возглавляла
Калянова Гиляна Анатольевна, кандидат педагогических наук, заведующая педагогическим отделением факультета СПО Калмыцкого государственного университета. Она передала приветственный адрес участникам конференции от ректора университета.
У якутов особые отношения с Г.Н.Волковым. Они относятся к нему как к спасителю народов Севера. Благодаря ему в образовании Республики Саха удалось сохранить национальный компонент и выстроить особую систему воспитания и обучения. Именно об этом говорили представители делегации из Якутии.
На конференции состоялась церемония награждения. По решению правления Этнопедагогического фонда академика Г.Н. Волкова медаль была вручена
Баймурзиной Виле Искандаровне за монографию «Этнопедагогика башкирского народа» и за внедрение в образовательно-воспитательный процесс этнопедагогических идей академика Г.Н. Волкова.
К мероприятию был выпущен сборник научных статей участников конференции «Этнопедагогика: проблемы, перспективы», изданный на основе материалов, представленных в оргкомитет в электронном виде.
В рамках конференции состоялась презентация книги кандидата филологических наук, доцента, главного редактора газеты «Республика»
Лидии Филипповой «Патриарх земли чувашской. Академик Геннадий Никандрович Волков», в которой собраны материалы о жизни и творчестве академика, воспоминания родных, друзей, коллег, учеников.
По завершении работы конференции для участников был организован торжественный прием в Полномочном представительстве Чувашской Республики при Президенте Российской Федерации. В ходе торжественного приема Полпред Чувашии Леонид Волков участникам конференции, представлявшим научную общественность многих национальных республик, а также Украины и Беларусь, рассказал об истории и культуре чувашского народа, об экономическом и торгово-производственном потенциале Чувашской Республики.
Вопросы, озвученные на конференции, были настолько актуальны для участников, что прения продолжились и в стенах Представительства.
Многое из того, что обсудили во время встречи в Москве, еще предстоит осознать и осмыслить на местах. Но очевидно одно: этнопедагогика и научные разработки в данной области востребованы в современном полиэтническом пространстве и требуют дальнейшего совершенствования и развития.
Участники конференции, заслушав и обсудив доклады выступающих, выражая мнение делегировавших их коллективов, опираясь на опыт организации научной и образовательной деятельности в области этнопедагогики, решили:
Резолютивная часть конференции
Часть А. Развитие этнопедагогики
1. Зарегистрировать этнопедагогический фонд имени Г.Н. Волкова.
2. Включить научную школу Г.Н. Волкова в число научных школ, курируемых Институтом образования человека (Москва).
3. Научно-исследовательскому институту этнопедагогики им. Г.Н.Волкова (Чебоксары) создать в Интернете сайт, посвященный Г.Н. Волкову. Разместить на сайте основные направления его научной школы.
4. Составить банк данных учеников и последователей Г. Н. Волкова. Организовать сообщество учеников и последователей академика Г. Н. Волкова.
5. Создать Российский научно-педагогический журнал «Этнопедагогика».
6. Подготовить и издать книгу «Этнопедагогика ближнего зарубежья».
7. Создать в Москве музей народов России.
8. Создать сайт по этнопедагогике.
9. Обратиться в Представительства республик РФ с предложением поддержки исследований в области этнопедагогики и практики реализации её положений как условия развития регионального образования.
Часть В. Развитие этнообразования
10. Научно-исследовательскому институту этнопедагогики им. Г.Н.Волкова организовать координацию исследований в области этнопедагогики среди научных и образовательных учреждений РФ, стран ближнего зарубежья.
11. Разработать и внедрить в вузовские программы предмет «Этнокультура народов России» с целью формирования этнокультурных компетентностей студентов по двухуровневым программам «бакалавриат», «магистратура».
12. Ввести в программы школьного образования предмет «Этнопедагогика» и предметы по выбору с этническим содержанием.
13. Включить в программы общеобразовательных школ книги-рассказы Л.Н. Толстого для детей, организовать переиздание его работ на разных языках для национальных школ.
Часть С. Увековечение памяти Г.Н. Волкова
14. Издать 10-томник трудов Г.Н. Волкова.
15. Создать в Чебоксарах музей академика Г.Н. Волкова.
16. Создать в представительстве Чувашии в Москве информационный стенд, посвященный академику Г.Н. Волкова.
17. Создать памятную доску академика Г.Н. Волкова в Москве.
18. Создать памятник академику Г.Н. Волкову на его родине.
Часть D. Мероприятия по этнопедагогике
19. Ежегодно собирать этнопедагогов России под эгидой Научной школы Института образования человека. Организовать на базе Института образования человека курсы по этнопедагогике.
20. Создать оргкомитет по подготовке ежегодных Волковских чтений. Назвать ежегодную конференцию «Международная научно-практическая Волковская конференция».
21. Следующую встречу посвятить теме «Эко-перспективы пансофии этнопедагогики Г.Н. Волкова».
22. Запланировать и провести Волковские чтения в библиотеке им. Некрасова по плану работы правления Общества чувашской культуры г. Москвы.
23. На постоянной основе проводить в Москве мероприятия (в учреждениях культуры и образования), посвященные выдающимся людям Чувашии, выходцам из народа, воспитанным и достигшим высот, благодаря духу народной педагогики – Г.Н. Айги, Г.Н. Волкову, А.Г. Николаеву, И.Я. Яковлеву и др.
Официальный портал органов власти Чувашской Республики