24 марта на факультете дошкольной и коррекционной педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «ЧГПУ им. И.Я. Яковлева» состоялась Международная научно-практическая конференция «Культурогенезные функции дошкольного и специального образования: развитие инновационных моделей». Открыла конференцию проректор по научной и инновационной работе университета,
доктор педагогических наук, профессор Татьяна Николаевна Петрова. Она подчеркнула актуальность и особую значимость проблематики культурогенеза в образовании и необходимость развития всех его структурных звеньев в соответствии с признаками постиндустриальной культуры и инновационными тенденциями.
Заведующая кафедрой дошкольной педагогики университета, кандидат педагогических наук, доцент
Марина Юрьевна Дерябина обратила особое внимание на необходимость единого подхода к формированию профессиональных компетенций педагога дошкольного образования. Она отметила, что на первый план должна выступать не формальная принадлежность к профессии, а профессиональная компетентность, то есть соответствие педагога государственным требованиям профессиональной деятельности, его инновационный потенциал.
Старший преподаватель кафедры возрастной, педагогической и специальной психологии университета
Ольга Николаевна Быкова представила результаты своего исследования по проблеме развития мнемической деятельности у детей 6-7 лет с разным профилем латеральной организации мозга.
Ольга Александровна Шуваева, учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 200 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей» г. Чебоксары обратила особое внимание на методы и приемы работы по этнопедагогизации образовательной среды ДОУ как средство формирования семейной принадлежности.
В работе конференции приняли участие делегации из КС(К)ОУ "Кугесьская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат" и КС(К)ОУ «Чебоксарская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 2». Наши коллеги представили опыт работы актуальным проблемам воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья:
Ольга Васильевна Ковалевская «Стартовая диагностика предпосылок к формированию универсальных учебных действий у обучающихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы в соответствии с ФГОС НОО»;
Татьяна Александровна Яникова «Формы организации познавательной деятельности в дистанционном обучении»;
Марианна Александровна Егорова, Наталья Григорьевна Никифорова «Активизация умственного и творческого потенциала обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
Людмила Вениаминовна Григорьева «Развитие умственных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья на интегрированном занятии»;
Валентина Николаевна Шилова «Социализация в рамках трудового обучения»;
Алина Анатольевна Творогова «Неделя математики в коррекционной школе как форма внеурочной деятельности»;
Ирина Геннадьевна Павлова «Логопедическая неделя как средство активизации речевой деятельности учащихся с задержкой психического развития».
Зарубежные и иногородние участники, которые не смогли присутствовать на конференции, представили видеодоклады. Участников и гостей конференции приветствовали:
- кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики ОУ «Барановичский государственный университет»
В.В. Хитрюк;
- ведущий научный сотрудник лаборатории специального образования научно-методического учреждения «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь, кандидат педагогических наук, доцент
Т.В. Лисовская;
- председатель Волгоградской региональной общественной организации «Поддержка профессионального становления педагогов-дефектологов», кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
Е.А. Лапп;
- кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики дошкольного образования ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет»
Е.А. Омельченко;
- старший преподаватель кафедры психологии образования ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет»
Т.В. Павлова и др.
На конференции работали также секции: «Культурологические проблемы дошкольного образования в поликультурном регионе» (руководитель – доцент
М.Ю. Дерябина), «Педагогические практики инклюзивного образования: опыт и оценка перспектив» (руководитель - доцент
Т.В. Романова), «Психологическое сопровождение детей, развивающихся в норме, и с ограниченными возможностями здоровья» (руководитель – профессор
Э.А. Баранова), «Культурологический подход к разработке программ обучения и развития детей с ограниченными возможностями здоровья» (руководитель – доцент
Т.Н. Семенова), «Информационные технологии образовательного и коррекционно-развивающего процесса» (руководитель - доцент
О.А. Сурова), «Коррекция и пропедевтика нарушений речи в условиях полилингвальной среды» (руководитель - доцент
Т.С. Гусева).