На факультете дошкольной и коррекционной педагогики и психологии ЧГПУ им. И.Я. Яковлева прошла региональная научно-практическая конференция «Дошкольное образование в условиях билингвизма», приуроченная к 30-летию со дня открытия специальности «Педагогика и психология (дошкольная)».
В 1984 году по ходатайству Министерства просвещения республики и ректората Чувашского государственного педагогического института им. И.Я Яковлева на базе факультета педагогики и методики начального обучения открылось заочное отделение этой специальности. Одним из инициаторов и активным сподвижником открытия была главный специалист по дошкольному воспитанию Министерства просвещения республики
Рената Борисовна Кузьмина. В первые годы в студенческие ряды вливались в основном работники разных структур системы дошкольного образования: инспектора и методисты районных и городских отделов образования, руководители дошкольных учреждений, старшие воспитатели, имеющие большой педагогический стаж работы и базовое среднее специальное (дошкольное) образование.
Сегодня заочное отделение факультета по-прежнему занимает ведущее место в подготовке высококвалифицированных, востребованных и конкурентоспособных специалистов для системы дошкольного образования и лидирует среди других направлений подготовки вуза даже по числу обучающихся – 447 человек!
Участники конференции – выпускники факультета разных лет – вспоминали историю становления этой специальности. Особой гордостью факультета являются первые выпускники, посвятившие свою научно-образовательную деятельность подготовке специалистов для системы дошкольного образования – это доктор психологических наук, профессор
Э.А. Баранова, кандидаты педагогических наук, доценты
О.В. Парфенова, Т.Н. Астраханцева, С.Г. Михайлова, кандидат психологических наук, доцент
С.В. Велиева.
Декан факультета
Г.П. Захарова отметила особую миссию факультета по улучшению качества дошкольного образования в Чувашской Республике и выразила огромную благодарность и признательность Ренате Борисовне Кузьминой, которая очень много сделала для развития инновационной системы дошкольного образования республики от детского сада до высшей школы.
Одной из актуальных проблем дошкольного образования сегодня является социально-коммуникативное развитие ребенка-дошкольника. В резолюции конференции отмечено, что формирование билингвальной личности, ее национального самосознания и этнической идентичности в условиях диалога культур и многоязычия необходимо начинать в самом сензитивном периоде жизни ребенка – в детстве, до его поступления в школу. Осуществление этой цели зависит от эффективности построения целостной педагогической системы обучения русскому или чувашскому языку как неродному в дошкольных образовательных учреждениях, поскольку в раннем детстве закладывается тот лингвистический фундамент, на основе которого строится в дальнейшем весь процесс овладения вторым языком, создается положительный психологический настрой, формируется интерес к изучаемому языку. Чрезвычайно важно формировать у детей дошкольного возраста коммуникативные способности на изучаемом языке: 1) овладение языком (формирование языковой компетенции); 2) развитие умения применять язык для целей вербального общения в разных речевых ситуациях (коммуникативная компетенция). В связи с этим возрастает необходимость усиления функционального и коммуникативного аспектов развития у детей-билингвов механизмов неродной речи. Поскольку чувашский и русский языки отличаются специфическими типологическими признаками, детям-билингвам бывает порой очень трудно вырваться из плена привычных произносительных норм, морфолого-синтаксических структур и категорий родного языка. Естественно, прогнозирование, предупреждение и устранение таких интерферентных ошибок осуществляется в воспитательно-образовательном процессе в единстве со всеми сторонами обучения детей механизмам иноязычной речи. Именно в дошкольном возрасте русский или чувашский язык в силу сензитивности детей к усвоению языков легко и безболезненно включается в структуру их сознания. Общеизвестно, что все, что выучил малыш в первые годы жизни, навсегда останется в его памяти, тем более, если образование, полученное в детском саду, перерастет закономерно в последующую ступень – в воспитание и обучение в школе. Только правильно построенная система профессиональной подготовки будущих специалистов, основанная на сопоставительном методе и коммуникативном подходе, позволит решить проблему нехватки высококвалифицированных педагогов дошкольного образования, способных формировать у детей-билингвов коммуникативно-речевые умения на неродном языке в сложных условиях диалога культур.