С 1 по 20 июня в ЧГПУ им. И.Я. Яковлева (ул. К. Маркса, 38, 2-ой этаж) будет работать вы-ставка художественной фотографии «Большие маленькие люди». На выставке будут представлены работы двенадцати фотохудожников – участников республиканского фотоклуба «Открытая диафрагма», организованного на базе Центра визуальной антропологии ЧГПУ им. И.Я. Яковлева в 2012 году.
Проект представляет собой выставку фотографий, посвященную современным детям. Работы выполнены фотохудожниками разного возраста и мировоззрения. В стилевом отношении выставка также неоднородна, ведь каждый фотохудожник – человек со своим опытом, своим видением и манерой.
Названием экспозиции ее участники хотят подчеркнуть необъятность внутреннего мира детей, который не уступает, а порой даже превосходит мир взрослых в своей эмоциональной открытости и чистоте. Посвященная Международному дню защиты детей, выставка нацелена на то, чтобы показать, насколько неповторим каждый из ее маленьких героев. Фотохудожники постарались запечатлеть детей в городе и на селе, в школе, детском саду и дома, во дворе и на занятиях. Радость, грусть, восторг, удивление, сосредоточенность и растерянность – мир ребенка уникален и безграничен. Мы должны беречь этот мир, отдавать себе отчет в его хрупкости, защищать его.
Открытие выставки состоится 1 июня в 13.30В клубе «Открытая диафрагма» объединились фотографы – выпускники курсов «Искусство фотографии», «Фотография: вторая ступень» и «Рукотворная фотография». Фотоклуб позиционирует себя как творческое пространство для фотографов, кураторов, любителей фотографии Чувашской Республики и за ее пределами. Реальными результатами деятельности фотоклуба являются коллективные и персональные проекты членов фотоклуба.
«Большие маленькие люди» - пятая выставка фотоклуба.
В выставке принимают участие двенадцать фотохудожников. Большинство из них выставляются впервые, это для них – творческий дебют.
«Быстрые шахматы» называется серия работ Юрия Стифонова. Фотографии отличает высокая степень сосредоточенности фотографа на психологии юных шахматистов. Снятая в репортажном жанре, серия цельна как в тематическом, так и в композиционном отношениях, исполнена на высоком фотографическом уровне. Раскрывая психологию юных шахматистов непосредственно в момент игры, Юрий достигает самого ценного в фотографии – момента соприсутствия, когда зритель становится как бы соучастником событий, которые представлены на снимках.
Несколько иного плана фотоочерк «Вова» Ольги Симахиной. Фотограф нам показывает своего героя в детском садике, но в совершенно разных ракурсах и отношениях. Единство серии придает не только сам герой, но и то, как необычно и с каким вниманием запечатлен он и его окружение. Работая над серией в течение длительного времени, Ольга достигла желаемого результата – она построила фотоповествование о четырехлетнем ребенке, где из обыденности рождается нечто, выходящее за ее пределы.
К репортажному жанру относятся серии Ирины Вершинской «Начало пути. Валерия» и Татьяны Шоркиной «Балетный класс». Они очень разные по характеру. Если Ирина изучает с помощью фотокамеры одну героиню, то у Татьяны – их несколько, при этом они визуально объединены балетным станком и зеркалом. Оба репортажа помогают раскрыть трудный, но полный эмоций и напряженности процесс обучения танцу.
Небольшая серия работ «Каратэ» Антона Бородина – тоже своего рода репортаж. Монументальная фигура одного юного каратиста оттеняется слезами, которые вытирает тренер с лица другого, а также девочкой, также участницей секции, на минуту присевшей посмотреть на искусство ровесников.
Юрий Никандров представил серию «Краски без красок». Необычный ракурс плюс парадоксальное исчезновение цвета на празднике «холи» – дают возможность отстраненного наблюдения над тем, во что вовлечены все – все, кроме одного человека, фотографа. Обилие тел подростков, вовлеченных в праздник, позволяет Юрию видеть нечто для них невидимое – а именно некие композиционные узоры, составленные из света и тени.
Внимания заслуживают снимки Эдуарда Смородинова «Часть меня», который работает в довольно сложном соотношении портрета, жанровой фотографии и арт-фото. Его портреты заставляют остановиться, пристальнее вглядеться как в лица героев. Тщательность работы над снимками передается зрителю. Эта серьезная заявка на дальнейшее знакомство с творчеством Эдуарда.
Екатерина Кудряшова, член фотоклуба с момента его основания, представлена отдельными (несерийными) работами, что создает особые трудности для фотографа. В одиночной фотографии каждый снимок должен отвечать сам за себя, нести тот контекст пространства и времени, который остается за пределами снимка. «Пожар на станции "Серп и молот"» дан через тревожное восприятие девочки из вагона поезда. Фотография «Два поколения» ставит вопрос по поводу кардинального различия во времяпровождении детей и взрослых. Снимок поделен на две части – на две пересекающиеся, но такие отдельные вселенные.
Особые слова следует сказать о цикле Ирины Фурасевой «Борьба и надежда», посвященном детским реабилитационному и онкологическому центрам г. Чебоксары. Эти фотографии, выполненные в репортажном ключе и лишенные постановочности, взывают к сердцу зрителя, вызывая напряженное сопереживание по отношению к детям, которые обделены тем, чем обладает большинство.
Завершают экспозиции детские фотопортреты Эдуарда Кранка из проекта «Лица Сурского Майдана». Данные очень крупно, они заключают в себе тайну каждой отдельной личности, близкую той, что содержит в себе каждое человеческое «я».
На афише выставки – портрет Э. Кранка «Полтора года».