Незаметно пролетел июнь для студентов 2 курса факультета естественнонаучного образования ЧГПУ им. И.Я. Яковлева: ребята проходили учебную (полевую) практику, в ходе которой приобрели умения и навыки научно-исследовательской деятельности в области ботаники, зоологии и геологии, а также познакомились с экспозициями ведущих музеев России.
Геологическая часть практики (руководитель – доцент Ю.О. Димитриев) была посвящена изучению геологического строения местного водораздела рек Волга и Чебоксарка на примере обнажений микрорайона «Радужный» и спуска к Новосельскому пляжу. Ребята практиковались в описании геологических обнажений: определяли литологический состав слоев, замеряли азимуты простирания и падения, угол падения и мощности слоя, собирали образцы горных пород, составляли сводную стратиграфическую колонку. В ходе практики возник естественный вопрос:
«Почему новый строящийся микрорайон назвали «Радужным» – маркетинговый ход или подсказка геологии?». Дело в том, что в этом микрорайоне наблюдается широкая палитра цветов: от нежного бледно-розового до кирпично-красного, от светло-серого до светло-каштанового, и даже был небольшой мощности слой оливково-зеленого глауконитового песка.
Практика по ботанике (руководитель – доцент Е.Г. Шаронова) включала знакомство с луговыми, лесными, прибрежно-водными фитоценозами и методикой их флористического и геоботанического описания. Студенты закрепляли навыки работы с определителями растений разных авторов, в том числе с классической сводкой по флоре Средней России П.Ф. Маевского (2014), оттачивали практические умения сбора и гербаризации материала.
В ходе практики по зоологии (руководитель – профессор Л. Н. Воронов) акцент был сделан на изучении орнитофауны Чебоксар. Студенты посетили рощу Гузовского и Ботанический сад им. Н. В. Цицина, где в бинокли наблюдали за московкой, зябликом, белой трясогузкой, стрижами, речной крачкой, горихвосткой и т.д.
Также в рамках учебной практики был организован
выезд в Казань для ознакомления с экспозициями Геологического музея им. А.А. Штукенберга и Зоологического музея им. Э.А. Эверсмана Казанского федерального университета. В геологическом музее студенты ознакомились с замечательными коллекциями минералов, горных пород, драгоценных камней и метеоритов, а в зале мамонта ознакомились не только с мамонтовым фаунистическим комплексом четвертичного периода, но и с уникальнейшими коллекциями морских беспозвоночных, а также с экспонатами Великой Северной экспедиции 1733-1743 гг. В зоологическом музее можно было увидеть чучела практически всех представителей позвоночных животных. Такого удивительного видового разнообразия никто из ребят до этого не видел: белый медведь, горный баран, разные виды приматов, колибри, павлин, питон, рыба-меч, пираньи и т.д. Кроме того, студенты совершили прогулку по ул. Баумана и Казанскому кремлю, внесенному в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, посетили мечеть Кул-Шариф и расположенный на территории Волжско-Камского государственного природного биосферного заповедника Раифский Богородицкий мужской монастырь.
Подобные практики и поездки являются неотъемлемой частью подготовки будущего учителя биологии и географии, биологии и химии, так как способствуют углублению полученных теоретических знаний, формированию практических умений и навыков и расширению географического кругозора. Следует отметить, что в ходе предыдущих практик студенты уже побывали в Горном музее Национального минерально-сырьевого университета «Горный» (г. Санкт-Петербург), Ильменском минералогическом музее (г. Миасс, Челябинская область), Музее камня (г. Екатеринбург), Музее природы заповедника «Кивач» (Республика Карелия), Ундоровском палеонтологическом музее (с. Ундоры, Ульяновская область) и т.д.