Сегодня,
23 августа, председатель Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по образованию Вячеслав Алексеевич Никонов и заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию Алена Игоревна Аршинова посетили ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. Согласно программе пребывания они приняли участие в работе круглого стола на тему «Проблемы и перспективы современного педагогического образования», который состоялся в зале заседаний ученого совета педагогического университета. Участниками мероприятия стали профессорско-преподавательский состав ЧГПУ И.Я. Яковлева, педагогические работники Канашского педагогического и Чебоксарского профессионального колледжей.
В своем выступлении на тему «Современное педагогическое образование: опыт, перспективы и задачи» и.о. ректора ЧГПУ им. И.Я. Яковлева
В.Н. Иванов обозначил основные достижения системы образования Чувашской Республики, и педагогического университета в частности.
Владимир Иванов подчеркнул, что поскольку сейчас в Чувашской Республике имеется положительная тенденция с демографической ситуацией, соответственно увеличивается количество обучающихся в системе общего образования. «В такой ситуации нам нужно решать вопросы, связанные с обновлением содержания и качества подготовки педагогических кадров. В связи с увеличением количества учащихся доля учителей будет увеличиваться, и мы планируем в ближайшем будущем реализовывать краткосрочные программы и закрывать те кадровые проблемы, которые сегодня возникают в системе общего образования Чувашии», - отметил
Владимир Иванов.
Председатель Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по образованию
Вячеслав Никонов обозначил проблемы, стоящие перед системой образования. «Какое-то время назад звучало нашумевшее заявление, что в большом количестве люди с высшим образованием России не нужны. Я вам так скажу, может быть кому-то это и не нужно, а Российской Федерации – это нужно. Современное общество – это общество знаний, это экономика знаний и, чем более образовано общество, тем больших результатов оно может добиться», ‒ заметил
Вячеслав Никонов.
Парламентарий с уверенностью подчеркнул, что сокращения количества бюджетных мест в вузы не будет. Анализируя ситуацию с новыми проектами в сфере образования, он отметил, что самым крупным образовательным проектом ближайшего десятилетия станет программа строительства новых школ.
В заключение своего выступления
Вячеслав Никонов отметил, что главный вопрос, который предстоит решить в сфере образования, – обновление его содержания и качества. «В контексте содержания образования важным становится и вопрос сохранения ценностей, которые мы должны нести детям. Ценности добра, справедливости, свободы, достоинства, чести, веры, любви к своему отечеству, ‒ вот этот ценностный ряд, который должен быть в каждом ребенке. Это то, что объединяет наше общество и именно педагоги, мы с вами ответственны за то, чтобы этот ценностный код, который делает нас великой страной, продолжал сохраняться», ‒ обозначил
Вячеслав Никонов.
Декан факультета дошкольной и коррекционной педагогики психологии ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, кандидат педагогических наук, доцент
Галина Захарова осветила вопрос «Повышение социальной ответственности высшего педагогического образования». В своем выступлении она выделила основные проблемы системы подготовки будущих педагогов дошкольного и специального образования, а также поделилась опытом работы факультета по усилению практико-ориентированной подготовки студентов.
Г. Захарова подчеркнула, что достижение новых образовательных результатов неразрывно связано с обновлением содержания образования, созданием современных регуляторов образовательной деятельности, постоянным мониторингом инновационных технологий и форм обучения студентов, наличием условий, которые могут обеспечить качество подготовки будущего педагога.
Проблему профессиональной подготовки педагогических кадров для педвузов осветил и.о заведующего кафедрой педагогики и психологии, кандидат педагогических наук, доцент
Игорь Кожанов. В своей речи он подчеркнул, что педагогических вузов становится все меньше, в то же время высшее образование находится под пристальным вниманием общественности. В первую очередь в силу того, что от качества подготовки кадров в системе высшего образования зависит то, какие кадры оно поставляет для многих ключевых сфер общества. Говоря о многоуровневой системе образования, он подчеркнул, что в случае грамотного планирования образовательных программ можно действительно качественно готовить бакалавров, магистрантов для будущей профессиональной деятельности. Особенно этому способствует участие в научной, грантовой деятельности, стажировках за границей, поскольку это дает возможность для получения нового опыта.
И. Кожанов обозначил проблему недостаточного количества бюджетных мест в магистратуре и отсутствие бюджетных мест в аспирантуре педуниверситета.
Директор Чебоксарского профессионального колледжа им. Н.В. Никольского
Станислав Григорьев рассказал о состоянии и перспективах подготовки педагогических кадров на базе Чебоксарского профессионального колледжа им. Н.В. Никольского. В своей речи он заострил внимание присутствующих на том, что благодаря партийному проекту «Детские сады - детям» в Чувашии построено много дошкольных образовательных учреждений, а воспитателей не хватает. Поэтому колледж осуществляет не только подготовку, но и переподготовку кадров для системы дошкольного образования.
В то же время он подчеркнул, что есть и проблемы, касающиеся заработной платы, порядка начисления надбавок за интенсивность труда педагога. Завершая свое выступление,
С. Григорьев заострил внимание на вопросах воспитания педагогических кадров: «На мой взгляд, стране нужны не просто образованные кадры, а, в первую очередь, воспитанные образованные кадры, хотелось бы увеличения численности грантов и конкурсов, связанных с исследованием не только образовательных, но и воспитательных процессов», - завершил он свое выступление.
Заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию
Алена Аршинова подчеркнула, что образование – это не услуга, образование – это один из смыслов нашей жизни. «Чем более мы образованы, тем более мы конкурентоспособны и каждый из нас отдельно, и экономика в целом. От образования зависит и наше положение в системе международных координат».
Анализируя итоги последних лет,
А. Аршинова отметила, что на сегодняшний день в Чувашии решена проблема с детскими садами. В то же время остро стоит вопрос содержания образования и проблема нехватки специалистов для системы образования в целом.
Парламентарий отметила нехватку конкурсов и грантов для педагогических вузов, обозначила, что Чувашия стала одним из немногих регионов, который не соглашался со слиянием вузов. «Мы не дали возможности федеральному ведомству решать за жителей Чувашии, за тех, кто выстраивает экономику республики объединить вузы или реорганизовать их. Мы хотим, чтобы наши дети развивались в хорошей инфраструктуре», - подчеркнула
А. Аршинова.В ходе свободной дискуссии прозвучали наболевшие вопросы, касающиеся масштабов осуществления инклюзивного образования, принципов выделения бюджетных мест вузам, внедрения новых образовательных программ, трудоустройства выпускников, открытия ясельных групп в детских садах, повышения заработной платы педагогов, критериев оценки качества работы вузов.
В завершении круглого стола
Вячеслав Никонов выразил уверенность, что только совместными усилиями, слыша друг друга, можно двигаться вперед и решать задачи, стоящие перед педагогами и системой образования в целом.