28 марта Дни науки на факультете дошкольной и коррекционной педагогики и психологии ЧГПУ им. И.Я. Яковлева открылись важным научным мероприятием – Пленарным заседанием IV Международной очно-заочной научно-практической конференции «Культурогенезные функции дошкольного и специального образования: развитие инновационных моделей» В этом году она была организована совместно с факультетом коррекционной и социальной педагогики и психологии Каменец-Подольского национального университета им. Ивана Огиенко (Украина) в рамках договора о международном сотрудничестве от 7 ноября 2013 г.
Цель конференции – обсуждение ряда актуальных проблем: инновационные формы, модели и технологии в дошкольном, специальном и профессиональном образовании; прикладные аспекты реализации целостного педагогического процесса образования в условиях поликультурной среды; содержание и технологии моделирования вариативной образовательной среды в контексте реализации ФГОС; педагогические практики инклюзивного образования: опыт и оценка перспектив и т.д.
Открывая пленарное заседание, заместитель декана по научной и инновационной работе, к.п.н., доцент Т.Н. Семенова обратила внимание на международный статус конференции, который она приобрела благодаря докладам специалистов из стран ближнего зарубежья, представленным в дистанционном видеоформате. Так, участников и гостей конференции поприветствовали: Е.Л. Кузьминых, учитель-логопед ЦРР МАДОУ «Детский сад № 587», г. Екатеринбург; Е.П. Боброва, старший преподаватель кафедры социально-гуманитарных дисциплин УО «Гомельский государственный университет им. Франциска Скорины» (г. Гомель, Беларусь), Д.С. Тыщук, ассистент кафедры филологических дисциплин Ровеньковского факультета Луганского национального университета имени Тараса Шевченко (г. Луганск, ЛНР), Н.А. Шепилова, доцент кафедры дошкольного образования ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова» (г. Магнитогорск), Н.В. Есипова Наталья Викторовна, Е.Е. Аюпова, учитель-логопед ГКУПК «Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия» (г. Пермь).
Очные доклады представили педагоги, с которыми факультет сотрудничает не первый год в рамках формирования научно-образовательного кластера. Примечательно что большинство выступивших на конференции являются выпускниками факультета разных лет. М.А. Аржанцева, тьютор МБДОУ «Детский сад № 164 «Ромашка» г. Чебоксары рассказала о своем опыте работы по педагогическому сопровождению ребенка-инвалида в условиях специальной развивающей среды ДОУ общеразвивающего вида. А.Д. Трофимова, учитель-дефектолог МБДОУ «Детский сад № 201» г. Чебоксары, представила особенности доступной образовательной среды, организованной на базе их детского сада, как условия успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве. О.Н. Яшмейкина, учитель-логопед МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 185 «Капитошка» г. Чебоксары презентовала инновационные технологии логопедической работы с использованием биоэнергопластики, которые она реализует в логопункте ДОУ.
Делегация Кугесьской общеобразовательной школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья была представлена тремя докладчиками: учитель технологии В.Н. Шилова поделилась опытом формирования жизненной компетентности у детей с выраженными интеллектуальными нарушениями; Л.В. Григорьева очень образно рассказала об особенностях духовно-нравственного воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках литературы; О.В. Кутырева в своем выступлении подчеркнула особую значимость музыкального фольклора для развития творческих способностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
В заключении мероприятия кандидат педагогических наук И.В. Романова презентовала свою авторскую книгу «Риторика до школы».
По материалам конференции в апреле будет издан сборник научных статей, включен в наукометрическую базу Российского индекса научного цитирования и постатейно размещен в научной электронной библиотеке eLibrary.ru.