Сегодня, 23 июня, в рамках Международной научно-практической конференции «Этнопедагогика как фактор сохранения российской идентичности», в МБОУ «Большеяльчикская СОШ имени Г.Н. Волкова» состоялся выездной круглый стол.На родину академика съехались ученики Геннадия Никандровича из многих регионов России и стран ближнего зарубежья: Калмыкии, Якутии, Удмуртии, Ханты-Мансийского АО – Югра, Тюменской области, Чебоксар и Красноармейского района Чувашии. Гостей праздника по традиции хлебосольно и радушно принимали педагоги и ученический коллектив школы.
От имени всех участников круглого стола гости возложили цветы к памятнику Геннадию Никандровичу Волкову.
Работу круглого стола открыл директор МБОУ «Большеяльчикская СОШ имени Г.Н. Волкова»
Николай Федорович Малышкин. В своем выступлении он отметил значимость наследия ученого этнопедагога, остановился на истории чувашского народа, уделил особое внимание вопросам воспитания подрастающего поколения на принципах этнопедагогики Г.Н. Волкова.
Анатолий Павлович Никитин, кандидат педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник НИИ этнопедагогики академика РАО Г.Н. Волкова в своем докладе отметил, что система образования и воспитания народов СНГ основывается на этнопедагогических поступках: знании особенностей этноса, его традиций, обычаев, неиссякаемой мудрости народа скрытой в пословицах, поговорках, афоризмах.
Ульяна Алексеевна Винокурова, доктор социологических наук, руководитель научно-исследовательского центра циркумполярной цивилизации Арктического государственного института культуры и искусств, выступила с обоснованием принципа человекосообразности и отметила, что современное образование должно развиваться в данном направлении, ибо это путь к самореализации и самопознанию личности, что лежит в основе новых требований к образованию. У народов Севера особое отношение к Г.Н. Волкову: они относятся к нему как к спасителю. Благодаря ему в образовании Республики Саха удалось сохранить национальный компонент и выстроить особую систему воспитания и обучения.
Рафис Хасанович Шаймарданов, главный научный сотрудник лаборатории проблем физического воспитания и этнопедагогики Сургутского государственного педагогического университета, доктор педагогических наук, профессор выступил с докладом «Духовно-нравственное воспитание народов». Он отметил: «Национальная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры. Не случайно во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями».
Виктор Иванович Прокопенко, главный научный сотрудник лаборатории исследований проблем физического воспитания и этнопедагогики Сургутского государственного педагогического университета, доктор педагогических наук, профессор остановился на этнопедагогических аспектах традиционного воспитания: «У каждого народа есть своя история, свои народно-педагогические традиции. Педагогические традиции любого народа имеют свою национальную форму. Этнопедагогика – это народная педагогика определенной этнической общности. Идеи этнопедагогики несут в себе художественно-образные, нравственно-этические понятия и нормы, в которых заложен тысячелетний опыт народа. Каждая этническая группа, развиваясь веками в определенных географических, природно-климатических, социально-экономических условиях, имеет свой быт, свое миропонимание и мышление. Дети и молодежь должны везде и всюду проявлять свое уважение к старшим и послушание, что являляется укреплением преемственной связи поколений, на которой основывается духовно-нравственная связь младших и старших. В истории многовекового развития народ умел по-своему воспитывать и обучать детей, прививая им качества, умения и навыки, необходимые в жизни. Один из основополагающих принципов народной педагогики – воспитание реальной жизнью – естественное, природосообразное воспитание».
Любовь Петровна Фёдорова, кандидат педагогических наук, доцент Удмуртского государственного университета, отметила, что основы духовности, нравственности закладываются именно в детстве. «Поэтому еще с малых лет родители объясняют ребенку такие понятия как «грех», знакомят с культовыми, жертвенными местами, святынями, знакомят с правилами поведения. Осознанное понимание каждым школьником и взрослым сущности и значимости «черных и белых дел» помогает совершать поступки и действия на основе общечеловеческих ценностей».
На встречу с участниками пришли близкие родственники, друзья. Одноклассник Г.Н. Волкова –
Леонид Петрович Бобин – помнит академика еще ребёнком, они вместе росли, играли на улице. «Главным качеством моего друга была способность объединять нас и воодушевлять. Всем ученикам, всем его последователям я желаю больших успехов, здоровья и дальнейшего претворения в жизнь идей Геннадия Никандровича».
Участники мероприятия посетили историко-краеведческий музей при МБОУ «Большеяльчикская СОШ», а также родной дом академика Волкова, в котором он родился и вырос.
Вниманию гостей были представлены традиционные ремесла, народные предметы рукоделия и национальные блюда чувашского народа. С концертной программой выступили учащиеся школы воспитанник детского сада «Шевле».
По материалам
сайта МБОУ «Большеяльчикская СОШ им. Г.Н. Волкова»