«Живу, тружусь, мечтаю о надежном счастье своих детей, внуков и будущих правнуков, праправнуков, их детей и внуков тоже – всех родных, родственников – не только по крови, но и по душе. Чтобы им ни разу в жизни не пришлось испытать горе за правду, чтобы честность и порядочность никогда не мешали им жить». Автору этих слов – доктору педагогических наук, профессору, заслуженному учителю Чувашской АССР, заслуженному деятелю науки Российской Федерации, Академику АПН СССР, РАО, члену союза писателей СССР, Почетному гражданину Чувашской и Калмыцкой республик, обладателю многих других званий и наград – Геннадию Никандровичу Волкову 31 октября исполнилось бы 90 лет.
В историю образования Г.Н. Волков вошел как основатель нового научного направления – этнопедагогики – науки «об опыте народных масс по воспитанию подрастающего поколения, науки о педагогике быта, семьи, рода, племени и народа». Им разработана концентрированная программа национального, умственного, физического, эстетического, трудового и нравственного воспитания. Через педагогическую культуру наций и народностей академик раскрыл сущность духовного развития в многонациональном государстве.
По мнению ученого, золотая цепь этнопедагогики состоит из семи звеньев-категорий: историческая память – традиции – культура – воспитание – духовность – личность – народ. В этой неразрывной цепи важно каждое звено. На этом жестком каркасе и держится любой этнос.
Г.Н. Волков является автором более 900 научных и научно-популярных работ, в том числе 50 монографий и учебных пособий, книг, художественных произведений. Наиболее известными являются следующие его труды: «О традициях чувашского народа в эстетическом воспитании», «Этнопедагогика чувашского народа», «Трудовые традиции чувашского народа», «Этнопедагогика», «Дуб и солнце», «Созвездие земли», «Нравственное воспитание учащихся», «Педагогика жизни», «Обыкновенное дело педагога», «Педагогика любви», «Педагогика национального спасения», «Чувашская этнопедагогика», «Введение в этнопедагогику», «Этнопедагогическая пансонофия».
В каждой книге Г.Н. Волкова в центре внимания стоит ребенок, составляющий предмет заботы семьи, школы, государства, содержатся педагогические заповеди ученого: в жизни и делах будь добр, честен, справедлив, верен слову; люби и уважай родителей, труд, родной народ и его язык, свою малую и большую родину; не предавай друзей, Родину. Он сам следовал этим заповедям всю свою жизнь. В восьмидесятилетнем возрасте, обращаясь к своим ученикам, он говорил: «Детей все любят – полюбите стариков, не забывайте своих родителей и учителей».
Много сил академик Г.Н. Волков вложил в подготовку высококвалифицированных научных кадров для ряда регионов страны, ближнего и дальнего зарубежья. Под его научным руководством было выполнено и защищено более 200 диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата педагогических наук.
Безусловно, Г.Н. Волков стал явлением в педагогике, оставил после себя богатое научное наследие, которое требует всестороннего изучения и объективной оценки со стороны философов, историков, педагогов, психологов, филологов. Сегодня мы становимся свидетелями возникновения нового направления этнопедагогической науки – волкововедения.
В своем завещании родному народу «Любовь и мир тебе, отшумевшая жизнь» академик благословил чувашей не терять родственных связей, сохранять памятники древности, жить в мире, согласии, беречь дружбу, родной язык, развивать культуру, науку, искусство, быть достойными продолжателями дел лучших сынов и дочерей Чувашии.
И.В. Павлов, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики, психологии и философии ЧГПУ им. И.Я. Яковлева