29 студентов 2 курса факультета истории управления и права ЧГПУ им. И.Я. Яковлева с 31 мая по 14 июня приняли участие в археологической экспедиции в Лаишевском районе Республики Татарстан. Совместную работу провели археологи Чувашского государственного института гуманитарных наук, Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева, Института археологии им. А.Х. Халикова и Приволжского (Казанского) федерального университета.
Объектом исследования стал интереснейший памятник археологии – «Могильник Тарлаши» XVI-XVII вв. Памятник был открыт в 2016 г. сотрудниками Института археологии им. А.Х. Халикова. На участке обследования тогда было заложено 29 шурфов общей площадью 72 кв. м, было выявлено 24 погребения, из которых три раскопано.
В 2018 г. с целью более подробного изучения могильника было заложено два раскопа общей площадью около 193 кв. м. Исследовано 24 погребения, расположенных рядами. Могильные ямы прямоугольной формы с закругленными углами, глубиной около 40-100 см от современной поверхности. Внутри больших ям прослежены деревянные конструкции в виде деревянной рамы без гвоздей с перекрытием. Детские захоронения были совершены на меньшей глубине (20-40 см) и без специальных конструкций. Костяки располагались лежа на спине, головой на запад, расположение рук неустойчиво, в большинстве случаев – на тазовых костях. Лишь в одном случае руки были специально сложены на груди. В одном случае был обнаружен погребальный инвентарь – железный нож, кочедык (инструмент для плетения лаптей), кресало с двумя огнивными кремнями.
По словам археологов, полученных данных пока недостаточно для достоверной культурно-хронологической интерпретации могильника. В погребальном обряде отмечены черты, характерные как для мировых религий – ислама и христианства, так и для языческих верований. Захоронения ориентированы на запад, в большинстве погребений отсутствует погребальный инвентарь, что характерно для мусульманских или христианских погребальных традиций. Вместе с тем, погребенные захоронены без соблюдения киблы (точный указатель ориентира к Священной Каабе (Аравия, г. Мекка)) и в неглубоких ямах, а положение костяков заметно варьируется, отражая отсутствие строгого погребального канона. Наконец, обнаружение вещей в некоторых могилах позволяет утверждать, что в составе населения, оставившего могильник, определенную долю составляли язычники.
Данные письменных источников не противоречат археологическим материалам. Само село Тарлаши с середины XVI в. было населено русскими, о чем свидетельствуют данные писцовой книги Казанского уезда 1565-68 гг. Вместе с тем, в окрестностях села имелись достаточно крупные выселки, населенные «татарами» и «чювашой». Необходимо подчеркнуть, что ряд ученых считает, что термин «чюваша» для этого времени не следует понимать в строго этническом смысле, и в составе местного населения могли быть представители различных этнических групп. В середине XVII в. численность нерусского населения региона сокращается, а многие населенные пункты приходят в запустение. Исследователи связывают это с эпидемией чумы, охватившей в 50-е гг. XVII столетия территорию Казанского уезда.
В ходе археологических раскопок 2018 г. был выявлен также слой поселения, предшествующий могильнику. Зафиксировано три подпольных ямы от жилых построек с фрагментами сгоревших деревянных конструкций, печной обмазки, костей животных, единичных фрагментов керамики. Найденный в одном из сооружений материал (железный наконечник стрелы и серебряный дирхем) позволяют предварительно датировать поселение концом XIV – XV в. Судя по характеру найденного материала, поселение было кратковременным и погибло от пожара. Дальнейшие исследования помогут точнее установить дату его гибели, реконструировать среду обитания средневекового населения, уточнить состав его населения и особенности питания.