К 172-летию со дня рождения И.Я. Яковлева
25 апреля исполняется 172 года со дня рождения педагога, просветителя чувашского народа, создателя современной чувашской письменности, основателя Симбирской чувашской учительской школы
Ивана Яковлевича Яковлева (25.04.1848 - 20.10.1930).
С 1958 года его имя носит Чувашский государственный педагогический университет.
Из высказываний И.Я. Яковлева.
«Песни чуваш проникнуты тихой грустью, как народа умирающего», - сказано в книге Элизе Реклю. Ошибся великий географ. Много у чуваш и веселых, жизнерадостных песен. Каких песен больше, никто не считал. Мы не собираемся умирать. Мы собираемся учиться. Овладеем науками и сравняемся с французами, соотечественниками Реклю. Мы трудолюбивы, трудоспособны и можем хорошо учиться. С помощью великого русского народа мы приобщимся к мировой культуре».
«Я мечтал и мечтаю о том, чтобы всех чувашей научить грамоте. Грамота – основа всего. Грамота даст возможность чувашенину изучить хорошо русский язык. Грамота – средство борьбы с невежеством... Разве знание грамоты будет мешать крестьянину обрабатывать землю? Наоборот. Почему на полях бельгийского, датского или немецкого крестьянина урожайность ржи вдвое и даже втрое больше, чем у нашего? Потому что там в сельское хозяйство внедрилась агрономическая наука... Только пустозвоны, легкомысленные, малокультурные люди могут возражать против поголовной грамотности».
«Не от президентов и королей только зависит жизнь народа, а от многих других причин. Жизнь идет своим чередом, двигается вперед независимо от королей и президентов».
«Есть хороший педагогический прием: играя учить детей. Всякий ребенок при любой игре чему-нибудь да учится... Но немцы так увлеклись этой идеей, что доводят детей до отупения обучающей игрой. Иной раз малыш начинает жалобно просить своих воспитательниц: «Фрау, пожалуйста, перестаньте же играть, займемся каким-нибудь делом»... Тяжелая рука неумелого педагога любую детскую игру может превратить в нудную обязанность».
«Не делайте скороспелых выводов... При изучении какого-нибудь явления принимайте во внимание все, что сопутствует данному явлению».
«Науку двигают вперед не представители только двух или трех национальностей, а ученые всего мира, всех народов, какие существуют на земле».
«Спешите делать добро! И будьте добрыми. Доброта – основное человеческое качество. Доброта и есть человечность».
«Мышление народа и все миросозерцание выражаются в его родном языке, и поэтому вне родного языка не может быть никакого разумного просвещения».
«Как из крестьянской дымной и грязной избы выросла чувашская школа, так и из устного народного творчества выросла чувашская педагогика».
«Делайте все, примите все меры к тому, чтобы ученик верил в свои собственные силы. Наоборот, избегайте всего того, что может подорвать в ученике его веру в свои силы».
«Хитрость – еще не ум. Хитрость – это отсутствие нормальной совести».