Прошло более месяца, как российские вузы временно перешли на дистанционный формат обучения. Студенты и преподаватели занимаются в онлайн-режиме: видеоконференции занятий, отправка заданий по электронной почте, чаты с педагогами. Преподаватели ЧГПУ им. И.Я. Яковлева поделились своими размышлениями об организации дистанционного обучения в вузе и качестве образовательного процесса.
Касимов Е.В., кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной и всеобще истории:
«Студентам и преподавателям-историкам, думаю, проще всего было перестроиться на дистанционное обучение. Ведь в истории нет сложных формул или задач, решение которых требует подробного разъяснения. Плюс в сети Интернет к настоящему времени размещено огромное количество книг, научно-документальных фильмов, интерактивных карт, презентаций и т. п. Более того, «не было бы счастья, да несчастье помогло»: у нас появилась возможность ознакомиться с новейшими научными разработками по отечественной и всеобщей истории из журналов Российской академии наук и прикоснуться к современным дискуссиям, которые ведутся в научном мире. Лично для меня переход на дистанционное обучение – это удобный случай для расширения использования эвристических методов обучения».
Мозжерогова Е.Н., кандидат педагогических наук, доцент кафедры английской филологии и переводоведения:
«Прошло уже больше месяца, как преподаватели и студенты перешли на удаленный формат обучения. За это время мы прошли настоящее повышение квалификации в плане технической организации занятий! Приходится придумывать и новые методы подачи материала, ведь то, что прекрасно работало в оффлайн режиме, оказывается неэффективным на онлайн уроках. К счастью, сегодня есть такие программы как Zoom, Google classroom, Jit.si и другие. Для организации лекций я использую Moodle, а для проведения практических занятий прибегаю к помощи Zoom. Особенно полезным оказывается функция «демонстрация экрана» для организации неподготовленного перевода и проведения переводческих разминок.
К тому же, в этом году фестиваль «Дни Науки» на факультете иностранных языков прошел в дистанционной форме, что не помешало студентам принять участие не только в заседании 45 научных секций, но и проявить себя в различных конкурсах и олимпиадах. Студенты и преподаватели факультета проявляют незаурядную находчивость и творческую активность!».
Игошин В.Ю., кандидат педагогических наук, доцент кафедры спортивных дисциплин:«С середины марта, когда вуз перешел на дистанционное обучение, необходимо было срочно перестраиваться, на ходу овладевать новыми знаниями, изучать новые технические возможности. Трудностей не испытывал, потому что обучение в таком формате частично использовал в своей работе ранее. Студенты также активно включились в обучение, строго по расписанию. Это их дисциплинирует и позволяет в полном объеме получать знания, формировать профессиональные компетенции. Занятия проходят в системе moodle, Zoom».
Шаронова Е.Г., кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой биологии и основ медицинских знаний:
«Сотрудниками кафедры проводятся занятия в онлайн-режиме по всем дисциплинам, определённым учебной нагрузкой. Преподаватели активно работают в Мoodl, используют Zoom, Skaip, электронную почту другие источники информационной среды. Ими организованы все виды работ и используются разнообразные формы текущего контроля успеваемости.
В соответствии с учебным планом, студенты-первокурсники проходят учебную практику, выполняют кейс-задания по зоологии, ботанике, географии, педагогическому мастерству учителя, предоставляют промежуточные отчеты, включающие мультимедиа презентации, видеофрагменты. Активно проходит преддипломная практика студентов 5 курса профиля «Биология и география». Все студенты отмечаются ежедневно у своих руководителей через Мoodl–среду, предоставляют промежуточные отчеты. Лабораторные работы по ботанике и зоологии основываются на использовании виртуальных лабораторных работах интернет среды. Блок методических дисциплин включает задания подбора и разработки методических материалов к урокам и внеклассным мероприятиям.
На кураторских часах и в наставнических беседах членами кафедры созданы форумы, где обсуждаются различные вопросы, в том числе и проблема дистанционного обучения. Трудности возникают с тем, что возможности телефонов студентов ограничены, плохо работает интернет, заканчивается быстро трафик, не совсем понятны некоторые задания для выполнения (студенты-иностранцы), трудности в организации самостоятельной работы.
Настрой как студентов, так и преподавателей позитивный, оптимистический. Студенты активно включаются в научную и воспитательную работу, участвуют в конкурсах и конференциях, пишут научные статьи, виртуально поют и танцуют.
Общее мнение студентов и преподавателей сводится к тому, что все хотят работать в офлайн режиме, хотят в стены нашего любимого университета!».
Романова Т.В., кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и социальной педагогики, заместитель декана по воспитательной и научной работе психолого-педагогического факультета:«Вот уже ровно месяц, как мы из-за эпидемиологической ситуации в стране перешли на дистанционное обучение. По началу, всем было очень тяжело и студентам, и преподавателям, но благодаря слаженной работе все наладилось, мы стали заниматься согласно учебному процессу. В режиме онлайн у нас прошли Дни науки на факультете, мы приобрели большой опыт в проведении предметных олимпиад в новом формате. Так, например, была проведена олимпиада по социальной педагогике, где студентам было предложено создать социальный видеоролик. Студенты очень ответственно подошли к выполнению данного задания, проявив все свое творчество и креатив. Призовое 1 место заняли студенты 3 «БП» профиль «Педагогика и психология девиантного поведения». В ходе дистанционной работы мы активно используем различные платформы Moodle, Zoome, для организаций видеоконференций и встреч со студенческим активом, с целью обсуждения различных вопросов».