В течение шести лет бойцы поискового отряда «Память» педагогического университета ведут уникальную поисковую работу в архиве вуза по составлению полного списка работников ЧГПУ – участников Великой Отечественной войны, уточнению их военных биографий, поиску дополнительных данных.
Итог этой работы – множество новых данных и новый стенд, посвященный истории Чувашского пединститута в годы войны.
Слово командиру поискового отряда «Память» Николаю Станиславовичу Мясникову.
- Чья была идея поработать в архивах по составлению полного списка работников вуза – участников Великой Отечественной войны?- Когда меня пригласили на работу в ЧГПУ в качестве руководителя поискового отряда «Память» (2013 г.), я думал: чем должен заниматься отряд в вузе? И как-то логично пришла в голову мысль: увековечиванием памяти сотрудников университета – участников войны. Мы обратились к стенду и справочникам, которые были изданы в ЧГПУ (юбилейные справочники, «Первенец высшего образования», «Атланты», книга «И помнит мир спасенный», газета «Педвузовец»).
-
Как давно началась работа?- С 2014 года. В архив со мной отправились тогда еще первокурсники Андрей Никифоров, Екатерина Осипова, Виктор Николаев, Андрей Сергеев, Дмитрий Крысин, Кирилл Вериялов. Документы архива в основном пересмотрели за год. Потом возвращались к ним уже для уточнения данных. Затем начали работу по уточнению сведений через обобщенный банк данных «Мемориал», Интернет-портал подлинных документов о Второй мировой войне «Память народа», обобщенный банк данных наградных документов участников Великой Отечественной войны «Подвиг народа».
В 2015–2016 гг. я уже ходил по домам преподавателей, искал семейные документы, фотографии, подключал к этой работе новых студентов. Но здесь было сложнее: не всегда пускали, чаще всего адреса и телефоны были уже не актуальны, все-таки много времени прошло.
-
Были ли какие-либо противоречивые данные, которые вам приходилось сверять с другими источниками? - Нам было от чего отталкиваться. По данным предыдущего стенда о войне, размещенного в главном корпусе, в Великой Отечественной войне участвовали 57 педагогов и сотрудников вуза, из них 11 погибли. Однако в юбилейной книге о преподавателях ЧГПУ мы нашли фамилии еще четырех человек. Стало ясно, что есть несоответствия и это работа на перспективу. В итоге шестилетнего труда нами было выявлено 309 фамилий участников войны и 20 фамилий погибших.
Однако тут есть свои нюансы:
1) нет личных дел сотрудников университета до 1941 г. (утонули вместе с баржей при переезде из Чебоксар в Марпосад);
2) нет личных дел еще 13 человек, которые представлены на стенде в главном корпусе и которые работали в вузе уже после войны;
3) по приказам довоенного времени не всегда можно выяснить ФИО человека и сказать, точно ли он участвовал в войне, особенно если он был уволен еще до 1941 г. Соответственно, 309 человек – это сводные данные уже имеющегося стенда, личных дел и довоенных приказов, литературы. Не исключено, что мы пропустили кого-то.
-
Есть информация, что в ходе работы были просмотрены личные дела всех сотрудников ЧГПУ за 90 лет его существования. Для чего нужно было смотреть дела всех сотрудников?- В архиве личные дела распределены по годам работы в вузе. Нам нужно было открыть каждое дело и посмотреть, подходит ли нам человек по году рождения, и если да, то чем он занимался в 1941–1945 гг. Ветеранов войны брали на работу и в 90-е годы, поэтому пересматривали папки за все время существования вуза, а это точно уже больше 1000 дел.
-
Каким образом велась работа в архивах?- Работали в самом архиве в главном корпусе. Брали ноутбуки, садились там за парты и просматривали. Если находили дело участника войны – фотографировали, создавали в компьютере личную папку, данные перепечатывали в таблицу. Уже в 2019 г. для уточнения сведений дела выносили в воспитательный отдел, и мы работали там. Так же было и с приказами 1930–1945 гг. С ними мы ознакомились только в 2019–2020 гг.
-
Документы были напечатаны или написаны от руки? Было сложно их читать?- В основном рукописные. Автобиографии на несколько страниц. Да, у некоторых почерк сложноватый. Интересны приказы по личному составу довоенного времени – тоже на 70 % рукописные. Причем документы 1930-х гг. написаны довольно витиеватым почерком. Я бы сказал, еще чувствуются традиции дореволюционного правописания.
-
Приходилось обращаться в архив ГИА ЧР? - Основная работа по фонду ЧГПУ в архиве ГИА ЧР была организована профессором Л.А. Ефимовым в 2019 году со студентами-историками в рамках выполнения курсовых работ. Ирина Архипова и Иван Сергеев просмотрели дела довоенного и военного периодов, сделали много фотографий. С фотографиями и некоторыми документами помог Л.А. Ефимов, поделившись своим архивом.
-
Назовите, пожалуйста, имена самых активных участников этой работы.Я бы выделил следующих: Андрея Никифорова, Екатерину Осипову, Виктора Николаева, Андрея Сергеева, Дмитрия Крысина, Кирилла Вериялова, Ирину Архипову. Это те, кто непосредственно вел архивную работу. Однако много было еще и оформительской работы по созданию учетных карточек. Эту работу помогали делать нынешние члены отряда: Екатерина Абржина, Михаил Александров, Ника Гольдбергер, Александр Грибов, Владимир Григорьев, Ольга Дрововозова, Степан Жигулич, Ольга Захарова, Владимир Иванов, Даниил Клементьев, Геннадий Кызьмин, Татьяна Куимова, Александра Миронова, Георгий Наумов, Константин Петров, Анастасия Петрова, Анастасия Семенова, Сергей Сергеев, Артем Смирнов.
-
Удалось обнаружить какие-либо особенно ценные данные?- На самом деле предшественники не сидели сложа руки. Многое из того, что мы нашли, было уже известно. Текст об истории ЧГПИ во время войны составлен по материалам юбилейных изданий университета. Авторы в 2010 г. хорошо поработали. На старом стенде представлены почти те же документы, что поднимали и мы. Просто там они перепечатаны, а мы сканировали. Все-таки сейчас техника лучше. Наоборот, некоторые фотографии, личные письма, даже телеграмму Сталина с благодарностью вузу за сбор средств на строительство боевой техники, найти не удалось, к сожалению.
Мне кажется, будут интересны выдержки из отчетов за 1941–1942 учебный год. Раньше на стенде не было газетных вырезок. Но, наверное, основное новшество – это освещение боевого подвига преподавателей. На стенде будут представлены наградные листы с описанием конкретного подвига.
Думаю, судьба каждого человека интересна и ценна. Мы выделили около 30 биографий тех, кто достаточно долго проработал в ЧГПУ. О людях с интересными воинскими специальностями, о тех, кто особенно отличился на войне, был многократно ранен, прошел ужасы плена, мы будем рассказывать в нашей группе ПО «Память» в ВКонтакте каждую неделю в рубрике «Вспомним тебя и твой подвиг».
-
Что особенно впечатлило, потрясло, обрадовало, расстроило студентов в процессе сбора информации?- Впечатлили страницы военной биографии: сколько раз человек был ранен, но продолжал воевать, снова и снова возвращаясь в строй. Потрясли смерти. Нашли приказ за 1942 г., где трое преподавателей ЧГПИ призываются в РККА в один день, затем все трое погибнут на войне. Многое для нынешних студентов было удивительно: условия жизни и работы студентов и педагогов вуза (собирали грибы, ягоды, у вуза были огород и подсобное хозяйство, отсутствие электричества и т.п.), неизвестные профессии (типа той же кубовщицы), дисциплинарная ответственность за прогулы и опоздания на работу преподавателей (причем и в послевоенное время). Обрадовало, думаю, то, что нам удалось сделать, – уточнить списки и «Вспомнить всех поименно».
-
Что лично для Вас сложнее: работать в архиве или на раскопках на Вахте Памяти?- Для меня работать в архиве сложнее и непривычнее. Это, может быть, физически и легче, однако требует усидчивости, внимательности, терпения и очень много времени. В общем, не каждый это сможет. Студенты – молодцы! Вытерпели.
-
Ваши поздравления с Днем Победы фронтовикам.- Желаю здоровья, внимания со стороны близких, родных, радости в жизни, поменьше забот и тревог.
-
Ваши пожелания их потомкам.- Быть достойными поколения победителей. Не забывать их подвиг.
Беседовала Татьяна Кугаткина
Опубликовано в газете "Педвузовец" № 3-4 от 27.04.2020