Более активное взаимодействие учебных заведений и работодателей, увеличение количества мест в вузах по программах целевого обучения и реализация проектов профессионально-ориентированной практики студентов позволят эффективно решить проблему с трудоустройством выпускников вузов, считают эксперты, принявшие участие в круглом столе по вопросам образования в МИА "Россия сегодня".
Круглый стол по теме "Вузы и работодатели: общий интерес- глубокая профессионализация обучающихся" организован Российским университетом дружбы народов (РУДН) при поддержке министерства образования РФ. Цель мероприятия — обмен опыта по форматам и механизмам сотрудничества вузов и работодателей, а также поиск моделей взаимодействия, направленных на раннюю профессионализацию обучающихся и успешное трудоустройство выпускников.
Как сообщил замглавы департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки РФ Святослав Сорокин, в прошлом году министерство совместно с Пенсионным фондом и Рособрнадзором провело масштабное исследование практики трудоустройства молодых специалистов после окончания обучения. Оно показало, что порядка 25% выпускников вузов официально нигде не смогли устроиться на работу, многие пошли работать не по своей специальности.
"Такое количество безработных молодых специалистов является серьезной проблемой. Большое количество бюджетных средств, выделяемых на подготовку специалистов не дает достижимого результата. Поэтому в законодательство в части регулирования норм целевого обучения и целевого приема в вузы были внесены изменения", — подчеркнул Сорокин.
В рамках целевого обучения обязательства, которые на себя берут работодатели и вузы, заключаются в гарантированном трудоустройстве на работу выпускников и в принятии дополнительных мер по их социальной поддержке — стипендии, компенсации, связанные с прохождением практики. С другой стороны, в случае отказа от трудоустройства студент должен выплатить в двойном размере средства, которые были направлены данным предприятием на подготовку специалиста.
По мнению Сорокина, такой комплекс мер может в значительной мере улучшить ситуацию с трудоустройством выпускников.
"Также мы планируем существенное изменение подходов к прогнозированию и распределению контрольных цифр приема по педагогике. Начиная с 2017 года, объемы целевой подготовки и целевого обучения в интересах конкретных работодателей, в данном случае школы, образовательных организаций, будут напрямую влиять на то количество бюджетных мест, которые будут предоставляться в вузах", — рассказал чиновник.
По его мнению, чем больше студентов-целевиков обучается в вузе, тем больше бюджетных цифр приема в вуз будет предоставлено на конкурсной основе. "К примеру, министерство образования РФ реализует проекты поднятия престижа профессии инженера. Мы запустили в прошлом году проект, в результате которого около трех тысяч студентов-целевиков обучалось в сфере оборонно-промышленного комплекса благодаря выделению дополнительного финансирования", — добавил Сорокин.
Заместитель декана инженерного факультета РУДН по международной деятельности Абу-Ниджим Рамзи Хасан выделил профессионально-ориентированные практики, приведя в качестве примера проект "Формула Студент", в рамках которого студенты, объединившись в команды, создавали с нуля гоночный автомобиль без участия преподавателя. "Студенты сами подошли и изъявили желание предоставить им возможность спроектировать болид и участвовать с ним в соревнованиях", — заметил он.
По мнению замдекана, подобные проекты имеют большое значение с точки зрения трудоустройства молодых инженеров, поскольку работодатели, как правило, ищут готовых специалистов, уже имеющих некоторый опыт работы по специальности. Кроме того, студенты учатся работать в команде, что также немаловажно для работодателя.
"В проекте участвовали студенты 3-5 курсов различных вузов. В этом году на соревнованиях по самодельным болидам, который прошли в Москве 4-7 сентября, команда РУДН заняла второе место, уступив МГТУ имени Баумана", — добавил Хасан.
РИА Новости