В рамках реализации первого этапа Программы развития вуза на 2012–2021 годы и выполнения детализированных планов мероприятий на 2013 и 2014 годы по оптимизации деятельности университета в прошедшем учебном году уделялось большое внимание модернизации структуры управления, совершенствованию структуры и содержания подготовки кадров с высшим профессиональным образованием, обновлению содержания реализуемых образовательных программ. В связи с вступившим в силу Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» осуществлялась последовательная работа по приведению в соответствие с законом нормативно-правовой базы образовательной деятельности.
В целях обеспечения конкурентных преимуществ университета на современном рынке труда велась системная работа по созданию новых образовательных программ бакалавриата, специалитета и магистратуры, осуществлялась активная работа по модернизации реализуемых образовательных программ. Учебно-методическим управлением вуза совместно с факультетами физико-математическим и естественнонаучного образования проведена результативная работа по лицензированию новых направлений подготовки «Математика и компьютерные науки» и «Биология». Усилия профессорско-преподавательского состава были направлены на обновление учебно-методического сопровождения образовательного процесса, баз и программ практик, на расширение банка оценочных средств, позволяющих отслеживать уровень сформированности у обучающихся компетенций, предусмотренных образовательными стандартами.
В 2013–2014 учебном году была продолжена работа по дальнейшему развитию системы менеджмента качества. В целях объективной оценки качества знаний в университете проведено тестирование студентов I–IV курсов по всем реализуемым образовательным программам.
В ходе самообследования деятельности вуза на факультетах и кафедрах было организовано анкетирование студентов. В мониторинге удовлетворенности обучающихся организацией учебного процесса приняли участие 1429 человек.
В прошедшем учебном году проведен также мониторинг удовлетворенности обучающихся организацией практик. Анкетирование в рамках данного мониторинга прошли студенты II–V курсов. В целом большинство студентов удовлетворены организацией учебного процесса и различных видов практик.
На 01.10.2014 г. по очной форме обучается 2964 студента (на 01.10.2013 г. – 3263 студента), в том числе 2253 чел. – на бюджетной основе, 711 чел. – на платной основе. По сравнению с предыдущим учебным годом контингент студентов уменьшился на 299 чел. (9,2%). Снижение контингента произошло на всех факультетах, за исключением факультетов дошкольной и коррекционной педагогики и психологии, физико-математического и физической культуры.
В 2014 году вуз окончили 740 чел., из которых 491 чел. обучался на бюджетной основе. На первый курс университета по очной форме обучения принято 656 чел., в том числе 545 чел. – на бюджетной основе, 111 чел. – на платной. В течение учебного года по разным причинам из вуза было отчислено 266 студентов очной формы, что составляет 8,2% от общего числа обучавшихся по данной форме. По сравнению с 2012–2013 учебным годом отмечается увеличение отсева студентов (на 0,9%).
В соответствии с принятым на ученом совете университета Положением в прошлом учебном году 12 студентов платного приема были переведены на вакантные бюджетные места.
Результаты учебно-воспитательной работы свидетельствуют о достаточно высоком качестве знаний студентов дневного отделения: абсолютная успеваемость обучающихся на бюджетной основе и платной основе составляет соответственно 98,5% и 98,0%; число обучающихся на «хорошо» и «отлично» – 66,0% и 49,3%; средний балл – 4,23 и 4,02.
Хорошие знания показали выпускники университета на итоговой государственной аттестации: процент сдавших государственные экзамены на «хорошо» и «отлично» по очной форме обучения составляет 88,9; доля защитивших выпускные квалификационные работы на «хорошо» и «отлично» – 93,8%. 168 чел. окончили вуз с отличием, что составляет 22,7% от общего числа выпускников.
Необходимо констатировать, что в истекшем году отдельные показатели качества знаний студентов в целом по университету несколько снизились.
В отчетном году в вузе велась последовательная работа по развитию системы воспитательной деятельности: совершенствованию организационно-методического сопровождения процесса воспитания обучающихся, повышению эффективности внеучебной деятельности студентов по актуальным направлениям молодежной политики, формированию и дальнейшему развитию студенческих общественных объединений.
В целях всестороннего обеспечения организационно-методического сопровождения процесса воспитания обучающихся в истекшем учебном году ученым советом университета были утверждены две программы: Программа развития деятельности студенческих объединений «Инициатива, поддержка, компетентность» и Программа формирования гражданской идентичности у студентов. Вуз подтвердил статус «Экспериментальная площадка», присвоенный УМО Минобрнауки РФ, по проблеме «Формирование гражданской идентичности у будущих педагогов в вузе». На факультетах и кафедрах успешно реализовывались 65 проектов организации воспитательной работы со студентами по десяти приоритетным направлениям. В марте-апреле текущего года были проведены курсы повышения квалификации заместителей деканов по воспитательной работе и социальным вопросам, а также кураторов учебных групп. Обучение на курсах прошли 32 чел.
Повышению эффективности внеучебной деятельности студентов способствовали ставшие традиционными тематические, социально значимые и культурно-массовые мероприятия: День знаний, творческий конкурс первокурсников «Перловка», игры КВН, Студенческая весна, «Вахта памяти», социально значимые акции, встречи с ветеранами войны и участниками боевых действий, представителями правоохранительных органов и др.
Во внеучебную деятельность были введены новые мероприятия, инициированные студенческим конгрессом университета, – конкурс студенческих кураторов «Дай пять», Неделя духовно-нравственного развития, посвященная памяти великого чувашского просветителя И.Я. Яковлева, «Акатуй», которые завоевали популярность в студенческой среде.
Для развития у студенческой молодежи инициативы и лидерских качеств в течение учебного года были проведены выездной обучающий семинар студенческого актива первого курса (90 чел.), выездная школа профсоюзного актива (80 чел.), промежуточный отчетный семинар студенческого конгресса, новогодний прием у ректора активистов и отличников учебы (18 чел.), школа организации фестиваля «Студенческая весна» (80 чел.), школа вожатского мастерства (50 чел.) и другие мероприятия.
Следует особо отметить, что в 2014 году впервые педагогическим университетом была проведена Региональная школа студенческого актива «Инициатива. Творчество. Поиск». В работе Школы приняли участие 125 студентов, представлявших 12 учебных заведений городов Чебоксары, Ульяновска и Йошкар-Олы.
Студенты-активисты университета прошли обучение в региональных и всероссийских школах лидеров, организованных в других городах и вузах России (187 чел.).
Для координации деятельности студенческих объединений в истекшем году в университете был учрежден Совет студенческих объединений, который принял участие и стал победителем конкурсного отбора Минобрнауки РФ программ развития деятельности студенческих объединений, реализуемых в 2014 году по четырем направлениям: наука и инновации; развитие студенческого самоуправления; волонтерство и социальное проектирование; международное молодежное сотрудничество. Программа успешно реализуется. В рамках международного молодежного сотрудничества студенты участвовали во Всероссийской акции «Поклонимся великим тем годам», Международном студенческом легкоатлетическом пробеге, посвященном Дню Победы, ознакомительной образовательной поездке в Германию.
Вместе с тем в организации учебно-воспитательной деятельности университета имеются определенные проблемы и недостатки:
• требует улучшения учебно-методическое сопровождение самостоятельной работы обучающихся;
• необходимо усилить работу по внедрению востребованных на рынке труда магистерских программ;
• остается актуальной проблема формирования и сохранения контингента студентов;
• требует решения проблема разработки целенаправленных траекторий подготовки талантливых специалистов, предусматривающих перспективу их успешной профессиональной карьеры;
• нуждается в дальнейшем развитии система органов студенческого самоуправления;
• недостаточно активно используются современные подходы к организации спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы со студентами;
• необходимо совершенствовать механизмы адаптации первокурсников к традициям, духовно-нравственным ценностям и условиям обучения в вузе.
Контингент студентов очной формы обучения [49,42 Kb] Показатели качества знаний студентов очной формы обучения [100,83 Kb] Динамика показателей качества знаний студентов за последние пять лет [41,19 Kb] Показатели качества знаний студентов по курсам [48,11 Kb] Итоги государственной аттестации выпускников [83,46 Kb] Показатели отсева студентов очной формы обучения [94,58 Kb] Итоги рейтинговой оценки знаний студентов очной формы обучения [77,42 Kb]