3 января юбилейную дату отмечает доктор психологических наук, заведующая кафедрой возрастной, педагогической и специальной психологии Эльвира Авксентьевна Баранова.Э.А. Баранова окончила факультет начальных классов по специальности «Педагогика и психология (дошкольная)» ЧГПУ им. И. Я. Яковлева (1992), аспирантуру по специальности 19.00.07 – педагогическая психология при кафедре возрастной и педагогической психологии Нижегородского государственного педагогического университета (1998). В 2006 году она успешно защитила докторскую диссертацию по специальности 19.00.07 – педагогическая психология на тему «Психологическая система изучения и формирования познавательного интереса в структуре общей способности к учению в дошкольном и младшем школьном возрасте» и стала первым доктором психологических наук в ЧГПУ им. И. Я. Яковлева.
Общий стаж педагогической работы 34 года, из них в педагогическом университете – 26 лет. С 2000 по 2002 годы занимала должность заведующей кафедрой детской психологии, а с 2007 года заведует кафедрой возрастной, педагогической и специальной психологии.
Научно-педагогическая деятельность Э.А. Барановой успешно проявилась в организации образовательного процесса по ведущим психологическим дисциплинам: общей и экспериментальной психологии, возрастной и детской психологии, истории детской психологии, психологической диагностике, методологии и методике психолого-педагогических исследований и др. Ее занятия отличает высокий уровень педагогического мастерства, они наполнены глубоким содержанием и большим воспитательным воздействием на формирование у студентов личностных и профессиональных качеств: анали¬тико-синтетических способностей, исследовательских умений и навыков, стремления к самообразованию. Она постоянно ведет поиск новых технологий обучения, интегрируя междисциплинарные знания, разрабатывая необходимый педагогический инструментарий для решения прикладных задач образовательного процесса.
Э.А. Баранова является научным руководителем двух образовательных программ по направлению подготовки магистров 44.04.02 Психолого-педагогическое образование – «Психология и педагогика дошкольного образования» и «Психология и педагогика развития ребенка».
Основное направление научных исследований Э.А. Барановой связано с изучением индивидуально-типических и индивидуальных особенностей познавательной деятельности у детей дошкольного и младшего школьного возраста и выявление оптимальных условий ее развития. По данной проблеме опубликовано более 40 научных статей, 3 монографии, учебные и учебно-методических пособия.
Всего за время работы в вузе издано более 90 научных публикаций и 50 учебных и учебно-методических работ. Учебное пособие «Психолого-педагогическое исследование в схемах и таблицах» получило гриф УМО по педагогическим специальностям Министерства образования и науки Российской Федерации. Научные статьи опубликованы также в ведущих рецензируемых зарубежных и российских научных изданиях («Психология обучения», «Психологическая наука и образование», «Интеграция образования», «Дошкольное воспитание», «Современный детский сад», «Детский сад от А до Я», «Psychogy in Russia: Stat of the Art», Procedia - Social and Behavioral Sciences, International Journal of Psychophysiology и др.).
В рамках федерального комплексного проекта модернизации педагогического образования с 2014 по 2017 годы Э.А. Баранова в сотрудничестве с Московским педагогическим государственным университетом участвовала в реализации проектов: «Усиление практической направленности подготовки будущих педагогов в программах бакалавриата в рамках укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование (Воспитатель) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и дошкольного образования»; «Усиление практической направленности подготовки будущих педагогов в программах бакалавриата в рамках укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» (Учитель-дефектолог) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и основного общего образования»; «Внедрение компетентностного подхода при разработке и апробации основных профессиональных образовательных программ высшего образования по УГСН «Образование и педагогические науки» (уровень образования бакалавриат, профиль «Педагог-дефектолог») по апробации новых модулей основных профессиональных образовательных программ, а в 2016-17 учебном году сотрудничала с Институтом детства Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена по реализации проекта «Внедрение компетентностного подхода при разработке и апробации основных профессиональных образовательных программ высшего образования по УГСН «Образование и педагогические науки» (уровень образования бакалавриат, профиль «Педагог дошкольного образования»)».
Признание научным сообществом результатов ее деятельности подтверждается тем, что она с 2008 по 2012 годы являлась членом двух диссертационных советов в Чувашском государственном педагогическом университете им. И. Я. Яковлева: ДМ 212.300.01 и ДМ 212.300.03. Э.А. Баранова активно сотрудничает с ведущими научными центрами России – Нижегородским государственным педагогическим университетом им. Козьмы Минина (г. Нижний Новгород), Казанским государственным техническим университетом им. А.И. Туполева, Самарским государственным социально-гуманитарным университетом, Нижегородским государственным архитектурно-строительным университетом и др.
Э.А. Баранова сотрудничает с образовательными учреждениями Приволжского Федерального округа Российской Федерации, возглавляя государственные аттестационные комиссии – филиал Российского государственного социального университета (г. Чебоксары), Региональный институт психологии и гуманитарных наук (г. Чебоксары), Марийский государственный университет (г. Йошкар-Ола); Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова (г. Чебоксары); участвовала в работе комиссий Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики по аттестации образовательных учреждений среднего профессионального и высшего образования (педагогическое училище (г. Шумерля); педагогический колледж (г. Чебоксары); БУ ЧР ДПО «Чувашский Республиканский институт образования»), является членом комиссии по аттестации педагогов-психологов системы образования Чувашской Республики.
Э.А. Баранова принимает участие в проведении мероприятий различного уровня: заместитель председателя научно-практической конференции-фестиваля студентов «Юность Большой Волги», подсекция «Психология» (2005 г., 2006 г., 2014г.), председатель данной подсекции (2007-2009 гг.); председатель жюри секции «Психологические науки» (2010 г.); председатель жюри республиканского кон¬курса «Педагог-психолог–2008»; член экспертной группы по экспертизе заявок на соискание грантов Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики в системе дошкольного образования (2009 г.); член экспертной группы по составлению регионального обзора политики в области качества воспитания и обучения детей младшего возраста (ВОДМ) в Чувашской Республике (выполнен по заявке ЮНЕСКО и Всемирного банка (2009 г.)).
В настоящее время Э.А. Баранова является членом редакционных коллегий Марийского государственного университета (г. Йошкар-Ола) и сетевого издания «Вестник Мининского университета» (г. Нижний Новгород).
Э.А. Баранова – член правления Регионального отделения по Чувашской Республике Общероссийской общественной организации «Федерация Психологов Образования России», с 2017 года является аккредитованным экспертом в области проведения государственной аккредитации образовательного учреждения и научной организации Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.
За активную деятельность по организации творческо-исследовательской работы студентов, за достигнутые успехи в научной и профессиональной деятельности труд Э.А. Барановой был отмечен почетными грамотами Министерства образования Чувашской Республики и Интеллектуально-творческого общества молодежи Чувашской Республики (1999), Почетной грамотой Министерства образо¬вания ЧР (2000), Почетной грамотой Министерства образования и науки РФ (2005), Грамотой Общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России» (2016). Э.А. Баранова награждена нагрудным знаком «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации» (2011), ей присвоено почетное звание «Заслуженный работник образования Чувашской Республики» (2017).
Коллектив Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева сердечно поздравляет Эльвиру Авксентьевну с замечательным юбилеем, желает крепкого здоровья на долгие годы, дальнейших творческих успехов во всех начинаниях, большого счастья и благополучия!