На живописном берегу Суры возле села Иваньково-Ленино Алатырского района 1 августа раскинулся палаточный лагерь: открылась полевая археологическая школа «Детективы прошлого», которая продлится до 16 августа. Проект реализуется на грант Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. Как рассказал руководитель школы – доцент Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева, старший научный сотрудник Чувашского государственного института гуманитарных наук Николай Мясников, смысл проекта в том, чтобы провести научную экспедицию, но не только что-то раскопать, исследовать, а при этом научить людей, не знакомых с археологией, древней историей, азам этого интересного направления исторической науки: к примеру, как археолог получает информацию, чем занимаются смежные науки – палеонтология, историческая генетика.
И дом строят, и горшки лепятСобралась группа школьников, студентов и взрослых людей – волонтеры и специалисты. Всего около 50 человек. Специалисты разных дисциплин, в основном – археологи, приехали из трех городов – Чебоксар, Казани и Тольятти. Но на месте сразу же организовались в племена, и каждое племя возглавил свой вождь. Во как!
Распорядок лагеря такой: полдня ребята помладше копают землю, после обеда для них проводят мастер-классы. Они реально строят дом-землянку, под руководством ведущего научного сотрудника Казанского (Приволжского) федерального университета Леонида Вязова; лепить глиняные горшки учатся у научного сотрудника Музея археологии Института археологии им. А.Х. Халикова Академии наук Республики Татарстан Веры Бахматовой; ткать по древним технологиям – у лаборанта-исследователя Института археологии им. А.Х. Халикова АН РТ Юлии Саловой. Как стрелять из лука и метать копье, а также самим изготовить эти виды оружия, показал руководитель клуба исторической реконструкции «Драконы морей» Евгений Васильев, для этого специально приезжал в лагерь на несколько дней. Мастер-классы по старинным играм и забавам проводит учитель истории и обществознания чебоксарской школы №59 Анна Володина, а по первобытной кулинарии – магистрант Казанского (Приволжского) федерального университета Лилия Халимуллина. Ребята научились играть в бабки и лапту, запекать рыбу в глине, заваривать травяной чай… Также в насыщенной программе – купание в Суре, игры в футбол, бадминтон, волейбол, песни у костра, и… лекции. Как рассказывают «школьники», очень интересные, разве рассказы об археологии и домостроительству, о вымерших обитателях Посурья могут быть скучными?
А еще представители поисковых отрядов Чувашии побывали на Сурском рубеже. Они обследовали оборонительную линию вблизи села Иваньково-Ленино.
Здесь жили первые пахариВажными исследовательскими вехами в изучении Среднего Посурья были работы П.Д. Степанова (1940-1950-е гг.), Г.М. Бурова (1960-1970-е гг.), В.Ф. Каховского (1970-е гг.). Большой интерес представляют результаты разведок краеведов-исследователей, директора Алатырского музея Ю.Б. Новикова и сотрудника А.А. Макеева в 1970-1980-е гг. В 1990-2000-е гг. эта работа была продолжена новым директором А.В. Коноваленко. Важным импульсом к археологическому исследованию Среднего Посурья стала работа крупной межрегиональной экспедиции на Утюжском комплексе памятников в 2006-2013 гг. с участием Н.С. Березиной, А.Ю. Березина (Чебоксары), А.В. Вискалина (Ульяновск), А.А. Выборнова, А.И. Королёва (Самара), В.В. Ставицкого (Пенза), В.В. Сидорова (Москва).
С 2009 года полевыми исследованиями в Среднем Посурье начали заниматься Н.С. Мясников и Л.А. Вязов. Если Г.М. Бурову в 1985 году в среднем течении Суры было известно 24 поселения, содержащих слои I тысячелетия н.э., то за время работы экспедиции Мясникова-Вязова (2009-2019 гг.) открыто и изучено более 17 археологических памятников. В 2015-2019 гг. для интенсификации работы была создана большая международная исследовательская группа, в нее вошли специалисты из Чебоксар, Тольятти и Казани.
Группа Николая Мясникова планомерно изучает территорию Среднего Посурья, работает от села Большие Алгаши Шумерлинского района Чувашии до Сурского Ульяновской области. В первую очередь, исследователей интересует эпоха великого переселения народов, а также бронзовый век и средневековье, поскольку эти культурные слои тоже выявляются. В эпоху великого переселения народов здесь формировалась древнемордовская культура, по сути на этой территории жили одни из предков мордвы и пришлое население, которое, вероятно, говорило на каких-то протославянских языках. Они взаимодействовали, итогом чего явилось формирование крупнейшей культуры добулгарского времени в регионе – именьковской культуры. Эту загадочную культуру, кстати, некоторые казанские археологи связывали и с предками чувашей.
– Какое место занимает именьковская культура среди других, известных?– Для этого периода она – крупнейшая. Первая культура в Среднем Поволжье, которая использовала пашенное земледелие. То есть, здесь жили первые пахари. Если ранее землю обрабатывали заступом, мотыгой, то теперь они начали пахать землю с помощью упряжной силы животных. И, соответственно, это позволило им довольно успешно развиваться, увеличивать численность населения, территорию, у них появились крупные мощные городища, которые выделялись по размерам вала. Даже домостроительство уникальное, они принесли сюда традицию строить жилище с центральным опорным столбом в самом центре жилища. Он, видимо, держал крышу, и, возможно, выполнял какие-то ритуальные функции: ось вселенной, соединяющая верхний, нижний, средний миры… До этого такой традиции здесь не было. Существовали оригинальные обряды, например, при погребальном обряде покойника кремировали, в отличие от местных традиций, и много других.
Николай Мясников, старший научный сотрудник Чувашского государственного института гуманитарных наук:Эта территория уникальна, потому что здесь можно проследить в динамике историю развития местного населения, его взаимодействия с соседями, почти беспрерывно от I века до VII века. Редко такое бывает, чтобы люди долго жили на одном месте, сохранилось много исторических памятников, и можно среди них найти самые, так называемые, эталонные, хорошо сохранившиеся, информативные. И мы хотим выстроить полную колонку событий древности от I века до VII века. Понять, как развивалось здесь население, фактически написать историю местности. А потом исследования можно распространить на весь Средневолжский регион, потому что именьковская проблематика затрагивает и Татарстан, и Самарскую область, до Башкирии доходит, в Удмуртии недавно выявлены, и у нас, оказывается, тоже есть.
Отныне это – Макеевское селище«Детективы прошлого» занимаются раскопками Макеевского селища. Проводят разведочную шурфовку, для выявления границ поселения, определения мощности культурных пластов, которые были отложены в результате человеческой деятельности. Определено место под раскоп, он должен быть достаточно глубоким. Прелесть и интерес в том, что это пойма, а пойменные отложения гораздо информативнее, содержательнее, чем, скажем, на коренном берегу, на террасе, потому что река все заливала своими наносами, половодьями и таким образом погребала эти слои, консервировала.
– Пойма помнит гораздо больше. О людях, которые здесь жили, о происходивших природных процессах. У нас подобралась группа очень передовых молодых исследователей, особенно нужно выделить Леонида Александровича Вязова. Мы используем самые современные технологии – фиксации всего процесса, съемки местности, составления топопланов и фиксации самого материала, это высокоточное оборудование, GNSS приемники, тахеометры, которые позволяют создавать точный инструментальный план местности и фиксировать каждую находку, интересующую нас деталь. Кроме того, проводятся еще почвоведческие исследования, берутся анализы на пыльцу растений, на фитолиты окаменевших частей растений на макроостатки, все промывается, под микроскопом изучается – и в итоге мы получаем не просто набор находок, а всю возможную информацию о том, как люди жили, как они хозяйство вели, что вокруг них росло, какой был климат. Вели ли они подсечно-огневое земледелие или пашенным земледелием занимались? Трехпольная технология распахивания была или двупольная? Был здесь выпас скота или нет? Все мы выясним, – делится секретами руководитель экспедиции.
– Николай Станиславович, а почему место называется Макеевским селищем?– Большую роль в изучении этих мест играет местный краевед, он живет в Иваньково-Ленино, Александр Анатольевич Макеев. Он, будучи еще ребенком, в 70-е годы начал собирать здесь керамику, другие находки древние, которые вываливались из берега, распахивались, рисовал от руки карты – абрисы местности. Затем познакомился с директором Алатырского краеведческого музея Юрием Борисовичем Новиковым и даже работал в этом музее. Он не бросил краеведение, хотя часть жизни прожил в Ростове, но потом вернулся на малую родину, а сейчас пишет книгу об истории села, изучает архивные данные, тесно сотрудничает с нашими историками. Большую часть поселения открыл этот удивительный человек. Его имя так и осталось бы неизвестным, нам хотелось его как-то увековечить. Хотя это не принято в археологической науке, только в исключительных случаях делается, но мы позволили себе назвать поселение в его честь. Нам было сделано замечание, но в итоге – все же принято, и теперь официальное название – Макеевское селище.
– Какой предполагаемый размер этого селища?– Мы уже выяснили его размер, примерно 300 метров вдоль Суры и метров 50-60 от берега, в сторону поля.
– Сколько человек могло проживать?– Сложно ответить на этот вопрос. Можно будет точно сказать, если раскопать всё селище полностью. Поэтому (пока на уровне гипотез) – наверное, до сотни. Тут все усыпано керамикой, и мы пока не знаем, это одно и то же население переходило или одновременно существовало несколько поселков.
Евгений Михайлов, старший научный сотрудник Чувашского государственного института гуманитарных наук:Каждая экспедиция приносит новые открытия, новые находки, новые эмоции, поэтому мне приятно работать в Алатырском районе. Здесь мы трудимся не первый год, несколько объектов нами исследовано, разного временного периода, начиная с конца I тысячелетия до н. э. и до середины I тысячелетия н.э. Алатырский район оставался мало изученным до сих пор в археологическом плане, я уверен, что исследовательские работы принесут еще много нового в познании древней истории вообще, и в вопросе о происхождении чувашского народа – в частности. Потому что есть еще отрезки человеческой истории, которые до этого были не столь ясны.
Газета "Республика", 12 августа 2020