В прошлом году российские вузы впервые подверглись мониторингу эффективности. Обнародование результатов проверки тогда вызвало бурную реакцию в академическом сообществе и стало главным событием в сфере образования.
В начале ноября стали известны итоги очередной оценки деятельности высших учебных заведений. Согласно данным первого этапа мониторинга признаки неэффективности выявлены и у трех вузов Чувашии.
В этом списке оказались ЧГПУ им. И.Яковлева, институт культуры и искусств, а также негосударственный Региональный институт технологии и управления. Минобрнауки РФ подчеркнуло, что вузы, попавшие в число неэффективных, вовсе не обязательно будут закрыты. Их дальнейшую судьбу, как и годом ранее, рассмотрели на заседании рабочей группы межведомственной комиссии в Москве.
ПЕДАГОГОВ ОТСТОЯЛИ... Педагогический университет уже второй раз попадает в число вузов с “признаками неэффективности”. Как отметил на днях в беседе с журналистами министр образования и молодежной политики Чувашии Владимир Иванов, “с одной стороны, это настораживает, с другой, комиссией были отмечены положительная динамика вуза, продвижение и проявление признаков эффективности. ЧГПУ им. И.Яковлева дали еще год для того, чтобы выйти или пройти пороговые значения”.
“Программа оптимизации деятельности университета, разработанная в конце 2012 года и рассчитанная на три года (до 2015-го), активно претворяется в жизнь, — отмечает ректор ЧГПУ им. И.Яковлева
Борис МИРОНОВ. — Согласно детализированному плану реализации мероприятий данной программы проведена значительная работа по всем направлениям деятельности вуза.
По итогам мониторинга вузов в 2012 году университет превысил пороговые значения по двум показателям — средний балл ЕГЭ поступивших по очной форме обучения и удельный вес численности иностранных студентов. Кроме того, приведено в соответствие с контингентом студентов штатное расписание: из расчета один преподаватель на 10 студентов очной формы обучения.
Оптимизировать штаты удалось и за счет объединения ряда факультетов и кафедр. При этом ни одна специальность и направление подготовки не были закрыты, так что на образовательной деятельности студентов это не сказалось.
Активно внедрялись образовательные программы дополнительного профессионального образования, за счет чего удалось увеличить объем финансирования вуза. С целью повышения научно-исследовательской деятельности в вузе разработано Положение о внутривузовском научном гранте”.
В.Иванов заверил, что педагогический вуз как был самостоятельным, так им и останется. “Речь идет о том, чтобы сделать его более эффективным, повысить качество подготовки”, — заметил он.
...И КУЛЬТУРУ защитили Возможность подтвердить свою состоятельность и самостоятельность межведомственная комиссия предоставила и институту культуры и искусств. “Нам удалось убедить и доказать, что подготовка кадров для национальной культуры и искусства очень важна не только для нашей республики, но и для России в целом, чтобы сохранить самобытность чувашского народа, его культуру”, — сказал В.Иванов.
“Результаты мониторинга расцениваем как определение направления работы и развития, — рассказал проректор по учебно-методической работе Чувашского государственного института культуры и искусств
Андрей ФЕДОРОВ. — По итогам 2012 года вузом достигнуты пороговые показатели по двум критериям — образовательной и специфике вуза. На сегодняшний день уже имеем в оперативном управлении комплекс, включающий в себя учебный корпус, общежитие, столовую и спортивный зал.
Что касается показателя трудоустройства, то в этом году практически все выпускники очной формы трудоустроены. Кроме того, за последние два года вуз стал больше участвовать в различных конкурсах, в том числе на соискание грантов. Так, в 2014 году поданы заявки на общую сумму 3 млн. рублей. Несмотря на то что вуз региональный и по своей специфике готовим специалистов преимущественно для республики, сейчас ведутся переговоры по приглашению студентов из Таджикистана.
Разработана программа мероприятий по повышению эффективности вуза, находится на согласовании у учредителя. Надеемся, она позволит нам выйти на те показатели, которые устроят самые пристрастные рейтинги”.
На вопрос о судьбе Регионального института технологии и управления министр образования В.Иванов ответил, что “его причислили к вузам, имеющим признаки неэффективности, нуждающимся в оптимизации”.
Следующий мониторинг будет организован весной 2014-го. Минобрнауки России обещает подвести его итоги до начала приемной кампании, чтобы абитуриенты и их родители смогли ознакомиться с результатами для принятия решения о поступлении в тот или иной вуз.
Марина АЛЕКСЕЕВА
Опубликовано в газете «Грани» 28.11.2013