Первую группу необычных студентов выпустил художественно-графический факультет педагогического университета им. И.Я. Яковлева. Новенькие вкладыши в дипломы по специальности «Иконописец по технике старорублёвской полусухой кисти» получили девять человек. Мест, где обучают этому мастерству, по пальцам пересчитать во всей России. Просто так в нашу профессию не приходят, — говорит о своих учениках (да и о самой себе)
преподаватель курса Галина Кавказова, — одного таланта тут мало. Ведь икона — образ, перед которым люди говорят о самом сокровенном, у которого просят заступничества за самых близких людей. Потому и создать Божий образ под силу только человеку, принявшему православную веру. И вот тогда творятся чудеса».
На защите дипломных работ (а пришла на неё вся кафедра живописи) педагоги, выпустившие не одну плеяду художников, удивлялись: как люди, большинство из которых ещё недавно были далеки не только от канонов иконописания, но и вообще от живописи, смогли всего за один год обучения достичь такого мастерства. Все работы, за исключением одной, оценены на отлично. Чуть-чуть не дотянул до высшей оценки только единственный в группе юноша, ему поставили четверку.
Путь к иконописи у каждого свой. Куратор нынешних студентов,
Галина Кавказова, окончив в 1986 году худграф, сначала преподавала в местной школе, затем перебралась в Москву. Поступила там в Международную школу дизайна, организовала свою фирму, оформляла небедным людям дома и получала за это неплохие деньги. Но однажды хозяин коттеджа, заглядевшись на картины, которыми Галина Владимировна украсила стены его новенькой обители, произнёс: «А вы никогда не пробовали рисовать иконы?».
Попробовала. Московский православный институт сначала дал ей третье высшее образование, а затем круто изменил всю жизнь. Финансов стало меньше, но тревогу по этому поводу рассеяли слова отца Бориса: «Радуйся, благодари Господа, потеря денег — самое лёгкое испытание, которое Он мог тебе послать. А вдруг бы что со здоровьем или с детьми?» И так сказал это наставник, что Галина Владимировна поняла: оставить после себя хоть что-то хорошее куда главнее многих материальных ценностей. И она стала мечтать о создании в родной Чувашии своего маленького Софрино. Обратилась к Владыке Варнаве, и митрополит дал благословение поднимать в республике православное образование.
Стали подбирать студентов. Перед сдачей документов всех пригласили на беседу с отцом Сергием: исповедь и причастие для многих даже православных — душевный подвиг. К экзаменам допустили только получивших благословение. Но и среди них несколько человек в процессе обучения отсеялись. Дело не в том, что кому-то с трудом давалась сложная, сохранившаяся ещё с древности техника рисунка. (Современные иконописцы «от себя» иконы не создают, а пишут, копируя древние образцы до XVI века и соблюдая строгие каноны.) Для иконописца важно и особое послушание, а оно тоже даётся не всем. Потому, как говорят теперь выпускники, только Богу известно, что собрало на одном курсе совершенно разных людей. Юных среди них единицы, у большинства уже есть свои семьи, профессии (парикмахер, воспитатель детсада, учитель, врач, бухгалтер, спортсмен), в которых они состоялись и которые не бросили.
Светлана Мехопаркина свой путь к иконописи называет странным. Она всю жизнь работала товароведом, в перестройку организовала своё дело. Дома всегда все было хорошо и спокойно. Вскоре дочка подросла, вышла замуж, и чего-то стало не хватать. Нужно было занять руки и наполнить душу. Вспомнила, что в детстве неплохо рисовала. И подумала: а может, и после сорока лет не поздно заняться? Поступила на худграф. Училась без отрыва от основной работы, вместе с вчерашними школьниками стояла у мольберта. Необычную студентку как-то остановил
декан Анатолий Данилов: у нас открываются курсы иконописи, может, вам понравится. Прикипела сразу! А когда приступила к первой работе, стало неловко: «Пишу, а сама не знаю, кто такой Иоанн Креститель». Пошла в церковь (раньше хоть и наведывалась в храм, до конца не понимала, о чём говорится в молитвах), побеседовала с батюшкой, купила Новый завет. И в душе открылась заветная дверца, впустила такое спокойствие, что теперь словно не руки писали Богородицу с Иисусом, Казанскую, Владимирскую Богоматерь, Спаса Вседержителя, Апостола Петра, а сердце. «Иконопись открыла мне церковную жизнь, — говорит Светлана, — смысл молитвы, и постепенно я начала воцерковляться. Теперь, как возьму кисть в руки, не могу остановиться, даже про еду забываю. Работы раздариваю близким, родственникам, друзьям. И так мне это занятие нравится, что стала подумывать, не оставить ли свою коммерческую деятельность. Домашние меня понимают и поддерживают».
А
Татьяна, художник по образованию, успешно занималась компьютерной графикой, современным дизайном, рекламой, но эти девять лет считает своим творческим тупиком. Три года назад судьба, оставив Татьяну без работы, послала ей испытание, за которое та теперь только благодарна. В поисках смысла жизни она пришла в храм. Здесь поняла, что женщина прежде уготована для семьи, а уж потом для профессионального роста. Любви к ближним и смирению учит православие, а для матери и жены нет ничего дороже спокойствия в семье. Татьяна занялась иконописью. Отдаёт ей время, свободное от заботы о домочадцах. При этом считает иконопись путём к истинной вере.
С молитвой пишет иконы и медицинская сестра, более 20 лет отработавшая в реанимации. Своё имя она просила не называть. Каждый день она видит пациентов, находящихся между жизнью и смертью. Люди в белых халатах всех одинаково стараются спасти, но всё равно кто-то выздоравливает, а кто-то уходит. Вот и понимаешь: как Бог распорядится, так и будет. Олеся работает в мастерской по пошиву одежды, вышивает, часто на заказ им приносят церковные вещи. Парикмахера Наташу в храм привела глубоко верующая мама.
На Рождество все вместе решили отправиться в паломническую поездку по святым местам. Побывали в Новом Афоне, в монастыре святого апостола Симона Кананита, в храме Иверской Божией Матери. Незабываемое впечатление оставили кровоточащие иконы в храме Алори, который стоит на мощах Георгия Победоносца. На себе почувствовали чудо исцеления после купания в источнике Василиска: у двоих (в ледяной воде) сразу же прошла простуда, у одной — годами ноющее запястье... Совместная учеба и поездка сплотили всех в одну дружную семью. Скоро она должна пополниться новичками: на первый курс уже набирается группа из 15 человек. Нынешние студенты вместе с преподавателем планируют отправиться с мастер-классами по городам и весям республики, а потом охватить и Поволжье. Из уже имеющихся работ открыть православную выставку при Соборе князя Владимира в Новочебоксарске. Создать мастерскую при худграфе. А с сентября, по воскресеньям, начать заниматься с детьми.
Галина Кавказова, глядя, как потихоньку воплощается её мечта, готовится выпустить для студентов пособие. Методики иконописания, говорит она, в России пока не существует, и постигать азы приходится по старым книгам монахини Юлиании. Но главное — не просто обучить технике («Кто пришёл ко мне, тот, как огурчик, попал в рассол — всё равно засолится»), а приобщить к православной вере. Внявшие молитве становятся чище и лучше. Вокруг воцерковившихся преображаются близкие, круги добра расходятся всё дальше, и всё больше людей становятся счастливыми.
Любовь МИХЕЕВА
Опубликовано 01.03.2012 г. в газете "Чебоксарские новости" № 21 (4707).