Итоги конкурса преподавателей ЧГПУ им. И.Я. Яковлева на лучшее учебное и научное издание 2016 года
Подведены итоги ставшего уже традицией конкурса преподавателей ЧГПУ им. И.Я. Яковлева на лучшее учебное и научное издание, который проводится ежегодно ректоратом и редакционно-издательским отделом вуза в целях повышения качества разрабатываемых учебно-методических и научных изданий, отвечающих требованиям федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, и мотивации профессорско-преподавательского состава к активной издательской деятельности.
В конкурсе участвовали печатные издания (учебники, учебные, учебно-методические пособия и монографии), вышедшие в свет в течение 2016 года.
Конкурс проводился в 3 этапа:
– организационно-подготовительный (09–27 января), в ходе которого принимались и обрабатывались книги, направляемые на конкурс;
– экспертный (01–07 февраля), когда проводились анализ и оценка представленных работ;
– итоговый (08–15 февраля), на котором определялись победители конкурса.
В этом году на конкурс было представлено 66 изданий, из них 8 монографий, 1 учебник, 36 учебных пособий, 21 учебно-методическое пособие.
В конкурсе участвовали все факультеты и общеуниверситетские кафедры. Факультет дошкольной и коррекционной педагогики и психологии, факультет иностранных языков и технолого-экономический факультет представили на конкурс по 8 работ, факультет физической культуры – 7 работ; психолого-педагогический факультет – 6 работ; физико-математический факультет и факультет художественного и музыкального образования – по 5 работ; историко-филологический факультет, факультет управления и факультет естественнонаучного образования – по 4 работы; кафедра иностранных языков – 3 работы, кафедра физического воспитания – 2 работы, кафедра педагогики и психологии и кафедра информационных технологий – по 1 работе.
Конкурс проходил по 6 номинациям:
– «Лучшее издание по психолого-педагогическим наукам»;
– «Лучшее издание по филологическим наукам»;
– «Лучшее издание по историко-философским и социально-экономическим наукам»;
– «Лучшее издание по естественным и техническим наукам»;
– «Лучшее издание по искусству и дизайну, физической культуре и спорту»;
– «Лучшее электронное издание».
Представленные работы были распределены по номинациям следующим образом:
– в номинации «Лучшее издание по психолого-педагогическим наукам» – 13 работ;
– в номинации – «Лучшее издание по филологическим наукам» – 13 работ;
– в номинации «Лучшее издание по историко-философским и социально-экономическим наукам» – 5 работ;
– в номинации Лучшее издание по естественным и техническим наукам» – 16 работ;
– в номинации «Лучшее издание по искусству и дизайну, физической культуре и спорту» – 13 работ;
– в номинации «Лучшее электронное издание» – 6 работ.
Для экспертной оценки работ, представленных на конкурс, приказом ректора были утверждены конкурсные комиссии по каждой номинации.
Критериями оценивания работ явились:
– соответствие действующим государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования, примерным программам соответствующих дисциплин, ГОСТам по издательскому делу;
– дидактическое обеспечение издания (полнота дидактического материала, наличие контрольных вопросов, задач, упражнений, примеров, тестов на проверку знаний, рекомендуемой литературы);
– структура издания (разделение материала на части, разделы, главы, параграфы; наличие введения, предисловия, заключения, выводов к разделам и главам, приложений, вспомогательных указателей, иллюстраций, таблиц, графиков, диаграмм, рисунков и других наглядных средств для лучшего усвоения материала);
– аппарат издания (титульные элементы – титульный лист, аннотация, выходные сведения, оглавление, библиографический список);
– качество исполнения издания (актуальность, новизна, научность, последовательность и логичность, доступность, живость, краткость, оригинальность, точность, увлекательность, ясность, соблюдение норм русского языка и др.);
– качество художественно-полиграфического оформления издания (шрифт, цвет, переплет, наличие цветных вкладышей, верстка и др.);
– наличие рекомендательного грифа УМО или министерства;
– востребованность издания в учебном процессе вуза и других образовательных учреждений и другие.
Оценка работ осуществлялась по 10-балльной шкале. На основе деления общей суммы баллов, выставленных экспертами, на число экспертов, был определен средний балл по каждой работе, который позволил распределить места в номинациях следующим образом:
– в номинации «Лучшее издание по психолого-педагогическим наукам»:
1 место – Артемьева Т.В., Михайлова С.Г. (ИФФ + ФДиКПиП). Чăваш ача сачĕсенче вăтам ушкăнри ачасене илемлĕ литературăпа паллаштарасси (Литературное образование детей средней группы в чувашском детском саду) : учебное пособие. – Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 2016. – 143 с. – 8,44 балла (42,2);
2 место – Велиева С.В. (ФДиКПиП). Коррекция психических состояний с помощью игр и сказок : учебное пособие. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2016. – 192 с. – 8,14 балла (40,7);
3 место – Семенова Т.Н. (ФДиКПиП). Логопедические технологии : учебное пособие. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2016. – 230 с. – 8,04 балла (40,2);
– в номинации «Лучшее издание по филологическим наукам»:
1 место – Сергеев Л.П., Артемьева Т.В., Федорова А.Р. (ИФФ). Чăваш чĕлхи. 2 класс валли (Чувашский язык. 2 класс) : учебное пособие. – Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 2016. – 191 с. – 10,0 балла (60);
2 место – Зайцева В.П. (кафедра информационных технологий). Математическая лингвистика : учебное пособие. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2016. – 111 с. – 8,17 балла (49,0);
3 место – Шугаева Н.Ю. (ФИЯ). Основы лексикологии английского языка : учебное пособие. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2016. – 113 с. – 8,08 балла (48,5);
– в номинации «Лучшее издание по историко-философским и социально-экономическим наукам»:
1 место – Ефимов Л.А. (ИФФ). Государственная ветеринарная служба Чувашской Республики: история и современность : монография. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2016. – 302 с. – 8,8 балла (44);
– в номинации «Лучшее издание по естественным и техническим наукам»:
1 место – Артемьева Е.А., Воронов Л.Н. (ФЕО). Теория эволюции и эволюционная экология с основами палеонтологического краеведения : учебник. – Ульяновск : Корпорация технологий продвижения, 2016. – 352 с. – 9,83 балла (59,0);
2 место – Тимофеев И.А. (ТЭФ). Основы электротехники, электроники и автоматики: лабораторный практикум : учебное пособие. – Санкт-Петербург : Лань, 2016. – 196 с. – 9,17 балла (55,0);
3 место – Копышева Т.Н., Митрофанова Т.В., Ситка И.В., Бакшаева Н.В. (ФМФ). MS Visio в работе инженера пожарной безопасности : учебно-методическое пособие. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2016. – 205 с. – 8,75 балла (52,5); Андреева Л.Н. (ТЭФ). Конструирование и моделирование одежды : учебное пособие. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2016. – 185 с. – 8,08 балла (48,5);
– в номинации «Лучшее издание по искусству и дизайну, физической культуре и спорту»:
1 место – Черноярова О.А. (ФФК). Плавание в учебно-спортивной работе инструктора по физической культуре и спорту в детском саду и школе : учебное пособие. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2016. – 204 с. – 8,7 балла (43,5);
2 место – Кожанов В.И., Лежнина М.Н., Суриков А.А. (кафедра физического воспитания). Основы физиологии спорта учащейся молодежи : учебное пособие. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2016. – 147 с. – 8,6 балла (43,0); Романов Н.С., Пьянзин А.И. (ФФК). Биомеханика : учебное пособие. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2016. – 240 с. – 8,4 балла (42,0);
3 место – Зорин С.Д., Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Анисимов Н.И. (ФФК). Обучение технике легкоатлетических метаний : учебное пособие. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2016. – 137 с. – 8,3 балла (41,5);
– в номинации «Лучшее электронное издание»:
1 место – Метелькова Л.А., Мешалкина Г.К., Гордеева Н.Г., Зейнутдинова Э.Ш. (ФИЯ). Лингафонный вводно-фонетический курс: французский язык: книга ученика : учебно-методическое пособие. – 8,75 балла (35,0);
2 место – Никоноров В.Т., Бурцев Е.В., Бурцева Е.В., Никоноров Д.В. (ФДиКПиП). Физическая культура в дошкольном образовании : учебное пособие. – 8,5 балла (34,0);
3 место – Кордон Т.А. (кафедра иностранных языков). Виды дизайна : учебное пособие на английском языке. – 8,0 балла (32,0).
По итогам конкурса организована выставка лучших изданий в фойе 3 этажа главного учебного корпуса.
Победители конкурса будут награждены почетными грамотами и поощрены денежными премиями.