Чебоксары на конкурсе представит выпускник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, учитель истории СОШ № 45
. Этого права Александр Владимирович удостоился, благодаря
в республиканском конкурсе «Учитель года Чувашии – 2020».
В рамках федерального этапа 85 педагогов со всех регионов России продемонстрируют свое мастерство в двух конкурсных испытаниях – «Методическая мастерская», «Урок», по итогам которых будут определены 15 лауреатов. Им предстоит провести «Классный час» и «Мастер-класс», после чего жюри определит пятерку призеров конкурса.
2 февраля состоится финальное мероприятие, на котором призеры конкурса в режиме пресс-конференции ответят на вопросы интервьюеров – представителей прессы, педагогической и родительской общественности, школьников и студентов педагогических вузов. По итогам испытания из пятерки лучших учителей будет выбран победитель.
"Педвузовец" от 2 октября 2020 г.
- Профессия педагога – это Ваша мечта или всё случайно?Александр: Хотел ли я быть педагогом с 1 курса? Нет. Мечтал ли я стать учителем раньше? Нет. Мне очень хотелось оставить что-то после себя. А где ещё можно передать частичку себя через поколения? Только в школе. Я просто пошел по пути наименьшего сопротивления, выбрал направление и предмет, который мне давался лучше всего в школе. Но осознание правильности выбранной профессии пришло только после первых педагогических практик.
- Помните Ваш первый день в школе уже в качестве дипломированного специалиста? Каким он был?Александр: Первый день в школе был довольно волнительным. Хотя нет, даже не первый день. Первый год! Потому что не знаешь, за что взяться, на что сделать упор. Не скрою, после выпуска даже ходил на курсы подготовки к ЕГЭ по истории на базе нашего университета, чтобы подтянуть свои знания.
- Ожидание от профессии и реальность сильно отличаются?Александр: Ожидания и реальность, конечно, сильно отличаются. Во время практики я просто вел уроки, и у меня получалось. Но работа учителя – это огромное количество дополнительного функционала, которому не учат в университете. Взаимодействие с родителями, с коллегами, администрацией – все это приходится проходить самому.
- Чего не хватает современному молодому педагогу, когда он приходит в школу?Александр: Современному педагогу (сужу по себе) не хватает знаний. И даже не предметных знаний, а психологических. Нужно хорошо разбираться в конфликтологии, возрастной психологии и пр. Но мне было легче, так как я проходил переподготовку по профилю «Психология в сфере образования и управления» на базе нашего университета и какой-то багаж знаний у меня уже был.
- Родители – союзники педагогов или противники?Александр: Родители ДОЛЖНЫ быть союзниками, а задача педагога – сделать родителей таковыми. Всем родителям хочу сказать: если классный руководитель сигнализирует о каких-то изменениях в поведении ребенка, не воспринимайте это в штыки, лучше спросите, в чем это выражается и какие мысли есть у учителя. Порой учитель видит детей даже чаще по времени, чем их собственные родители. Это нужно помнить.
- Что самое трудное в работе с современными детьми?Александр: Самое трудное – мотивировать ребенка и заинтересовать своим предметом. Если раньше учителя были своего рода трансляторами определенных знаний, то сейчас дети все могут посмотреть в различных источниках. Современному педагогу нужно показать, как можно использовать эти источники с пользой.
- А самое вдохновляющее?Александр: Самое вдохновляющее для меня всегда одно – возглас ребенка на уроке с примерно следующим текстом: «Аааа! Я понял!».
- Ваш секрет долголетия в выбранной профессии? Если проще, то какими качествами должен обладать педагог, чтобы не сбежать из школы ?
Александр: Это очень сложный вопрос, потому что работа учителя – это все-таки работа (!), а человек идет на любую работу, чтобы зарабатывать деньги. Так уж сложилось, не знаю, почему, эту мысль предпочитают игнорировать. Секрет долголетия – найти способы поднять свой заработок в школе. Благо сейчас есть различные кружки, множество конкурсов, которые позволяют набрать стимулирующие баллы и поднять уровень своей заработной платы.
- Что бы Вы изменили в подготовке студентов педвузов?
Александр: Ооо, это Вы по адресу обратились :)
а) практика должна быть с первого курса;
б) никто не рассказывает студентам о стимулирующих листах и примерных критериях – на что нужно обратить внимание во время работы, чтобы как можно скорее получать достойную заработную плату;
в) отдельная песня – получение навыков написания рабочих программ по предмету. Увы, таких навыков университет мне не дал – пришлось вникать в процессе работы;
г) на занятиях по педагогике надо почаще прорабатывать реальные педагогические ситуации, а не идеальные модели.
Это то, что первым пришло в голову. При желании могу дополнить. И даже написать книгу страниц на 100.
- И все-таки, идти или нет молодым специалистам работать в школу?
Александр: Отвечу вопросом на вопрос: а зачем тогда идти на педагогические специальности? То есть человек потратил 4-5 лет на образование, которым в итоге даже не воспользуется? Это же не очень логично. Неужели не будет жалко потраченного времени? Это уже проблема профориентации, скорее всего.
- Повышение престижа профессии педагога в обществе зависит только от усилий государства или от самих педагогов тоже?
Александр: Влияние государства в данном вопросе – один из ключевых факторов. Меня немного напрягает определенная незащищенность педагога в различных ситуациях. Что-то принимать на законодательном уровне? Возможно. Если бы меня не устраивала моя профессия, то я бы просто не работал в этой сфере. Вот и все.
- Ваши пожелания выпускникам школ, стоящим на пороге выбора профессии; студентам ЧГПУ, уже сделавшим свой выбор; своим преподавателям; коллегам, да кому хотите)))
Александр: В условиях нынешней ситуации хочется пожелать здоровья. Никакая работа не стоит загубленного здоровья. Студентам – не бояться, нужно хотя бы попробовать, не понравится – пробуйте что-то другое. Помните, что вы получаете образование несколько лет. И это образование должно себя окупить. Коллегам – хороших, прилежных учеников и поменьше изменений в ЕГЭ (у нас тут 25 задание поменяли по истории, больная тема). А своей любимой школе – новых побед! Отдельно хочу сказать огромное спасибо всему коллективу СОШ № 45 во главе с директором Алексеем Петровичем Лукшиным, который всегда поддерживает в любых начинаниях! Врать не буду: с администрацией мне повезло! И завучи никогда не оставляли с какой-то проблемой наедине, и наставники в школе опытные и душевные. Желаю всем найти именно такой коллектив!