Аутизм (РАС – расстройства аутистического спектра) — это нарушение развития нервной системы, которое проявляется в течение первых трех лет жизни. Заболевание диагностируется при наличии трех симптомов: недостатка социальных взаимодействий, нарушенной взаимной коммуникации, ограниченности интересов и повторяющегося репертуара поведения.
3 апреля на базе Республиканской психиатрической больницы прошел День открытых дверей, приуроченный к Всемирному Дню распространения информации о проблеме аутизма. В мероприятии приняли участие студенты
4 курса профиля «Дошкольная дефектология» факультета дошкольной и коррекционной педагогики и психологии ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. Студенты педагогического университета в этот день пополнили багаж своих теоретических знаний и практических навыков: стали слушателями лекций «Особенности самовосприятия у аутичных детей», «Адаптация детей и подростков с аутистическими расстройствами. Проблемы и перспективы» медицинских психологов Л.В. Ивановой и Т.Ю. Евдокимовой, посетили практические занятия, которые включали различные упражнения, развивающие игры, арт-терапию, стали зрителями музыкальной программы «Дети дождя». Кроме того, студенты педагогического университета увидели сеанс иппотерапии, который провела инструктор конно-спортивной школы № 3 г. Новочебоксарска В. Култакова. Возможность покататься на лошади вызвала у детей особую радость. Учитывая, что метод реабилитации средствами лечебной верховой езды широко и эффективно используется в реабилитации детей с аутизмом, администрация больницы пригласила специалистов в области иппотерапии. В завершение мероприятия все участники в знак солидарности с людьми с аутизмом и с их семьями выпустили в небо синие шары. Синий цвет – это цвет Всемирной организации аутизма Autism Speaks, именно она стала впервые проводить акции «Зажги синим» – подсветку в городах самых значимых зданий, чтобы напомнить о проблеме аутизма.
Аутизм как заболевание является нарушением развития головного мозга и нервной системы. Причины возникновения аутизма не до конца определены, однако, скорее всего, связаны с генами.
Для людей, страдающих аутизмом, характерен дефицит социального взаимодействия и общения, нарушения речевой и коммуникативной деятельности, самоизоляция, бедность выражения эмоций, ограниченность интересов, однообразные повторяющиеся действия – ритуалы.
Аутисты неконтактны и необщительны, они часто ведут себя необычным образом: избегают прикосновений, следуют ими самими придуманным правилам поведения, совершают ритуальные действия по определенному распорядку, любят ранжировать предметы, не приемлют перемен и изменений. Кроме того, для них характерны частые вспышки гнева и аутоагрессия – способность причинить вред самим себе.
Этот диагноз чаще ставят мальчикам, чем девочкам. В последние десятилетия случаи диагностирования аутизма участились.
Симптомы аутизма проявляются в раннем детстве – в возрасте до 3 лет. Дети-аутисты не развивают тесных эмоциональных отношений с родителями, они могут не понимать речь, не играют с игрушками так, как другие дети, не проявляют интереса к общению со сверстниками, совершают однообразные ритуальные действия, могут проявлять необычный интерес к неодушевлённым предметам. У них также задерживается развитие навыков самообслуживания – им очень тяжело делать что-либо без посторонней помощи.
На сегодняшний день аутизм не лечится. Это пожизненное заболевание, которое затрудняет или часто даже делает невозможной социальную адаптацию человека. В то же время существуют методы коррекции, которые в определенной степени могут сгладить проявления аутизма. Иногда в детском возрасте по неизвестной причине может произойти ремиссия, и человек поправится.