В контексте реализации Программы развития вуза на 2012–2021 годы в течение истекшего учебного года в университете проводилась системная работа по дальнейшему совершенствованию учебной и воспитательной деятельности.
В целях повышения эффективности деятельности и оптимального использования финансовых средств в 2014–2015 учебном году была проведена большая работа по оптимизации организационной структуры вуза. Так, реорганизацию претерпели 20 кафедр университета.
В истекшем году осуществлялась также последовательная работа по дальнейшему совершенствованию структуры и содержания подготовки кадров с высшим образованием. Учебно-методическим управлением совместно с факультетами художественного и музыкального образования, психолого-педагогическим и историко-филологическим проведена результативная работа по аккредитации магистерских программ по укрупненной группе 44.00.00 «Образование и педагогические науки».
В целях удовлетворения потребностей современного рынка труда и обеспечения выпускникам реальных возможностей трудоустройства по специальности велась целенаправленная работа по созданию конкурентоспособных основных образовательных программ бакалавриата, специалитета и магистратуры. Всего за истекший учебный год разработано ООП: 9 – бакалавриата, 1 – специалитета, 26 – магистратуры.
В прошедшем учебном году была продолжена работа по совершенствованию содержания реализуемых основных образовательных программ. Особое внимание при этом на факультетах и кафедрах уделялось разработке системы мер по обеспечению преемственности образовательных программ и их проектно-исследовательской направленности, созданию современной учебно-методической базы организации и сопровождения самостоятельной работы обучающихся.
Следует отметить, что университет стал соисполнителем федерального проекта модернизации педагогического образования по апробации новых модулей основных профессиональных образовательных программ бакалавриата по направлениям подготовки «Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование», «Специальное (дефектологическое) образование» в формате сетевого взаимодействия с Московским педагогическим государственным университетом и Казанским (Приволжским) федеральным университетом.
В истекшем учебном году проведена также системная работа по совершенствованию содержания и организации педагогической практики студентов по основным образовательным программам педагогического образования. В контексте реализации совместного с Министерством образования и молодежной политики Чувашской Республики проекта «Модель сотрудничества школы и вуза в рамках профессиональной подготовки студентов педагогических вузов к работе в школе» студенты 5 курса были направлены на годичную педагогическую практику без отрыва от учебного процесса в базовые образовательные организации г. Чебоксары. В ходе реализации данного проекта студенты получили возможность ознакомиться с опытом работы передовых учителей, активно использующих в процессе обучения современные образовательные технологии.
В целях достижения высокого качества образовательного процесса осуществлялась большая работа по проведению мониторинга удовлетворенности студентов организацией учебных занятий и различных видов практик, обеспечению образовательной деятельности нормативно-правовыми документами. Результаты анкетирования свидетельствуют о том, что большинство студентов удовлетворены качеством проведения учебных занятий и практик.
В системе менеджмента качества подготовки кадров с высшим образованием важное место занимает внешняя экспертиза оценки уровня знаний обучающихся. Как и в предыдущие годы, она осуществлялась через участие студентов в Интернет-олимпиадах, республиканских, региональных, всероссийских олимпиадах и конкурсах. Наиболее активно и результативно в этих мероприятиях приняли участие студенты факультетов физико-математического, технолого-экономического, иностранных языков и художественного и музыкального образования. По итогам открытых международных студенческих олимпиад университету в очередной раз присвоено почетное звание «Победитель открытых международных студенческих Интернет-олимпиад 2015 года».
На 01.10.2015 г. по очной форме обучается 2819 студентов (на 01.10. 2014 г. – 2964 студента), в том числе 2112 чел. – на бюджетной основе, 707 чел. – на платной основе. По сравнению с предыдущим учебным годом контингент студентов уменьшился на 145 чел. (4,9 %). Снижение контингента произошло на факультетах управления, художественного и музыкального образования, физической культуры, психолого-педагогическом и дошкольной и коррекционной педагогики и психологии.
В 2015 году вуз окончили 798 чел., из которых 567 чел. обучались на бюджетной основе. На первый курс университета по очной форме обучения принято 808 чел., в том числе 502 чел. – на бюджетной основе, 306 чел. – на платной. В течение учебного года по разным причинам из вуза было отчислено 217 студентов очной формы, что составляет 7,3 % от общего числа обучавшихся по данной форме. По сравнению с 2013–2014 учебным годом отсев студентов уменьшился на 0,9 %.
В соответствии с принятым на ученом совете университета Положением в прошлом учебном году 58 студентов платного приема были переведены на вакантные бюджетные места.
Результаты учебно-воспитательной работы свидетельствуют о достаточно высоком качестве знаний студентов: абсолютная успеваемость обучающихся на бюджетной основе и платной основе составляет соответственно 98,8 % и 96,0 %; число обучающихся на «хорошо» и «отлично» – 68,2 % и 44,6 %; средний балл – 4,3 и 3,9.
Хорошие знания показали выпускники университета на итоговой государственной аттестации: процент сдавших государственные экзамены на «хорошо» и «отлично» по очной форме обучения составляет 84,8; доля защитивших выпускные квалификационные работы на «хорошо» и «отлично» – 93,1 %. 154 чел. окончили вуз с отличием, что составляет 19,2 % от общего числа выпускников.
В истекшем учебном году в университете велась последовательная работа по созданию условий для развития социально активной, профессионально компетентной студенческой молодежи через эффективно работающую систему органов студенческого самоуправления.
С этой целью на факультетах всемерно поддерживалось развитие студенческих общественных объединений, регулярно происходила ротация актива, студентам предоставлялась возможность участвовать в школах актива университета (685 чел.), а также выезжать в другие города России для обмена опытом на молодежные образовательные форумы («МолГород» – 80 чел., «iВолга» – 13 чел., «Таврида» – 15 чел.), семинары и школы (124 чел.).
Для формирования активной гражданской позиции обучающихся в университете впервые были проведены прямые выборы председателя студенческого конгресса из числа трех претендентов путем всеобщего тайного голосования (в голосовании приняло участие 56,9 % студентов).
Объединяясь в творческие группы по интересам, студенты инициировали проведение на факультетах мероприятий различной направленности («Две звезды» – ППФ, «Куклы – детям» – ТЭФ, «Мы вместе!» – ФДиКПиП и др.).
Большое внимание в отчетном году уделялось совершенствованию механизмов адаптации первокурсников к традициям, нравственно-духовным ценностям и условиям обучения. В вузе сложилась определенная система адаптации студентов первого курса. В нее входят ставшие уже традиционными общеуниверситетские (День знаний, Школа актива первокурсников, творческий конкурс «Перловка», конкурс «Первокурсник года») и факультетские мероприятия («Мойдодыр» – ФХиМО, «Цыплят по осени считают» и «Арбузник» – ФДиКПиП, выездной спортивно-творческий конкурс первокурсников – ФИЯ, веревочный курс – ИФФ и др.).
Особое внимание в университете уделялось реализации современных подходов к организации спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы, формированию здорового образа жизни и массовому вовлечению в спорт обучающихся. Успешно прошла Спартакиада университета, в которой 1 место заняли мужская команда ФМФ и женская команда ФЕО. В различных массовых мероприятиях, направленных на формирование здорового образа жизни, приняло участие в целом 100 % студентов (соревнования ДПД, открытый спортивно-творческий фестиваль, туристские слеты, акции «За здоровье и безопасность наших детей» и «Международный день отказа от курения», межфакультетский конкурс групп поддержки «Все за одного», спортивные праздники «Веселые старты» и «Если хочешь быть здоров» и др.).
Активно включились студенты в сдачу нормативов Всероссийского комплекса «Готов к труду и обороне» в рамках участия в клубных турнирах Ассоциации студенческих спортивных клубов России.
В целях формирования у студентов общекультурных, личностных и профессиональных компетенций в университете совершенствуется социокультурная среда: проходят профессионально-творческие конкурсы («Учитель будущего», «Слияние сердец», «Лучшая учебная группа», «Первокурсник года», «Учитель музыки. За рамками уроков», «Призванные творить и обучать», «Лучший учитель технологии» и др.), национальные праздники («Навруз», «Акатуй», Фестиваль дружбы народов); на факультетах организуются встречи с выдающимися выпускниками и ветеранами педагогического труда, создаются клубы и центры (Клуб практикующих логопедов – ФДиКПиП, Клуб книголюбов – ИФФ, Центр китайского языка и культуры – ФИЯ), реализуются новые проекты («Многонациональный факультет» – ППФ, «Студенческий спортивный клуб» – ФФК, «Шаг в журналистику» – ИФФ, «Мир техники» – ТЭФ).
Вместе с тем в организации учебно-воспитательной деятельности университета имеются определенные проблемы и недостатки:
• не все кафедры активно участвуют в разработке магистерских программ;
• требует совершенствования система учета учебных и внеучебных достижений студентов;
• необходимо усилить контроль за качеством организации учебных занятий и реализацией требований ФГОС ВО;
• требует активизации работа по внедрению совместных с ведущими вузами РФ образовательных программ;
• остается актуальной проблема формирования высококультурной личности студента, в том числе культуры межнационального общения;
• нуждается в дальнейшем развитии система клубной работы;
• недостаточно активно вовлекаются студенческие общественные объединения в контроль за качеством образования.
Приложение 1. Контингент студентов очной и очно-зачной форм обучения [76,46 Kb]
Приложение 2. Показатели качества знаний студентов очной формы обучения в 2014–2015 учебном году [203,58 Kb]
Приложение 3. Показатели качества знаний студентов 1 курса очной формы обучения в 2014–2015 учебном году [171,92 Kb]
Приложение 4. Итоги государственной аттестации в 2014–2015 учебном году [181,25 Kb]
Приложение 5. Движение численности студентов очной формы обучения [225,1 Kb]
Приложение 6. Итоги рейтинговой оценки знаний студентов [144,29 Kb]
Приложение 7. Сведения о количестве студентов, получавших повышенные стипендии различного уровня [175,01 Kb]